Война за креатиа |
1 | Предисловие 9 ПРЕДИСЛОВИЕ Стивен Прессфилд написал «Войну за креатив» спе- циально для меня. Для вас, конечно, тоже, но я уверен, что в первую очередь все-таки для меня, потому что я олимпийский чемпион по откладыва- нию дел в долгий ящик. Я могу откладывать раз- мышления даже о моей проблеме с откладывание м. Я могу откладывать решение моей проблемы с от- кладыванием, бесконечно размышляя о моей пробле- ме с откладыванием и т. |
2 | д. Итак, хитрый Прессфилд попросил меня написать предисловие в срок, зная, что, сколько бы я ни тянул, в конце концов я собе- русь и все сделаю. В самый последний момент мне это удалось, и в части первой, «Определение врага», я увидел самого себя, виновато глядящего с каждой страницы. Но уже часть вторая дала мне план боя; часть третья — видение победы; а когда я захлопнул «Войну за креатив», меня накрыла волна абсолютно- го спокойствия. |
3 | Теперь я знаю, что могу победить в этой войне. А если могу я — значит, можете и вы. В начале книги Прессфилд определяет вра- га креативности — Сопротивление. Этим словом он обозначает то, что Фрейд называл влечением к смерти, — разрушительную силу внутри челове- ка, которая проявляется всякий раз, когда мы со- ставляем жесткий долгосрочный план действий, 10 Война за креатив необходимых для достижения наших целей. |
4 | Затем он представляет полицейский архив фотоснимков многочисленных личин, за которыми скрывается Со- противление. Вы узнаете их все, потому что они жи- вут в каждом из нас — вредительство самому себе, самообман, саморазрушение. К нам, писателям, Со- противление приходит под маской «творческого кри- зиса» — болезни с поистине ужасными симптомами. Несколько лет назад я переживал именно такое состояние. |
5 | И, знаете, чем я занимался? Я переме- рил всю свою одежду. Я надевал поочередно все мои рубашки, брюки, свитера, жилетки и носки, а за- тем раскладывал их по кучкам: весна, лето, осень, зима, Армия спасения1. Затем я снова сортировал их, на этот раз — деля одежду на весеннюю ежедневную, весеннюю праздничную, летнюю ежедневную... Че- рез два дня такого времяпрепровождения мне стало казаться, что я схожу с ума. |
6 | Вы хотите знать, как из- лечиться от творческого кризиса? Вам вовсе не нуж- но обращаться к психиатру, потому что, как мудро отмечает Прессфилд, поиск «поддержки» — это са- мая привлекательная личина Сопротивления. Ле- карство обнаруживается в части второй — «Борьба с Сопротивлением: Становимся профессионалами». Стивен Прессфилд — профессионал по опреде- лению. Я знаю это, потому что неоднократно при- 1 Армия спасения — благотворительная организация. |
7 | — Здесь и далее прим. пер. Предисловие 11 глашал автора «Легенды Баггера Ванса»1 сыграть партию в гольф. Его это очень соблазняло, но он отказывался. Почему? Потому что он работал, а, как известно любому писателю, бившему по мячу, гольф — это крайне опасная форма промедления. Иными словами, это Сопротивление. Стивен рату- ет за железную — можно даже сказать стальную — дисциплину. Я читал его книги «Врата огня» (Gates of Fire) и «Приливы войны» (Tides of War) во время путеше- ствия в Европу. |
8 | Я уже давно не слезливый мальчик; после «Красного пони»2 я больше никогда не рыдал над книгой, однако романы Стивена трогали меня. Нередко оказывалось, что я сидел в кафе и едва сдерживал слезы, читая о самоотверженной сме- лости греков, которые создали и спасли западную цивилизацию. Когда я проникал в суть его легкой прозы и понимал, насколько глубокие исследования он провел, как прекрасно он разбирается в челове- ческой натуре и обществе, какое внимание уделяет деталям, я испытывал благоговейный трепет перед огромным трудом, благодаря которому были созда- ны эти захватывающие произведения. |
9 | И я не один так думаю. Когда я покупал книги в Лондоне, мне 1 «Легенда Баггера Ванса» (The Legend of Bagger Vance) — роман Стивена Прессфилда, экранизированный в 2000 г. Ро- бертом Редфордом в одноименном фильме. 2 Новелла Джона Стейнбека. 12 Война за креатив рассказали, что рассказы Стива теперь используют преподаватели истории из Оксфорда, говоря своим студентам: «Если вы хотите узнать, как жили в Древ- ней Греции, читайте Прессфилда». |
10 | Как художник добивается таких результатов? В части второй Прессфилд приводит сложную схему ежедневной работы профессионала, которая вклю- чает подготовку, планирование, подразумевает тер- пение, стойкость и умение трудиться вопреки стра- ху и неудачам без всяких отговорок и хвастовства. И главное — профессионал всегда уделяет основное внимание совершенствованию своего мастерства. В части третьей, «Высшая сфера», говорится о Вдохновении — этом великолепном плоде, вызре- вающем на дереве профессионализма. |
… |
Комментарии