На руинах Византии |
1 | Евгений Старшов НА РУИНАХ ВИЗАНТИИ ПРЕДИСЛОВИЕ Египет, Тунис, Черногория, Греция, Турция... Страны Креста и Полумесяца, как точно назвал страны Восточного Средиземноморья путешественник и писатель XIX века П.А. Стенин, такие не похожие друг на друга. И вместе с тем есть нечто единое для всех них. Попробуем немного упростить ситуацию и приложить к древней истории современные понятия, и получится, – подумать только! – что какой-нибудь византийский путешественник эпохи императора Юстиниана Великого или Ираклия мог посетить все эти края, так и не побывав за пределами своего государства. |
2 | Тогда все это было Византией – Восточно-Римской империей. Подобно живому организму на протяжении веков Византия то росла и укреплялась, то теряла часть своей территории, а затем одряхлела и погибла. Какие-то земли долго находились под ее влиянием, какие-то – нет. Завоеванные мусульманами – сначала арабами, затем турками, некоторые из бывших византийских земель навсегда остались в их руках, а некоторые сохранили Православие. |
3 | Велико было и католическое влияние на Средиземноморье со стороны рыцарей – госпитальеров (иоаннитов) и венецианцев, – которое, впрочем, оставило в современных Греции, Турции и (отчасти) Черногории лишь исторический след. Увидеть влияние различных религий на некоторые из стран Средиземноморья сквозь призму исторических коллизий, обнаружить следы великой христианской империи и негасимые светочи Православия в землях ислама – такой видится автору задача этой книги. |
4 | Сознавая, с одной стороны, определенную мозаичность предлагаемой вниманию читателей работы, автор все же полагает, что излагаемый даже в такой калейдоскопической форме материал имеет, по крайней мере, два преимущества: во-первых, все описанное увидено и исследовано автором лично, непосредственно на месте, а во-вторых, тем интереснее будет наблюдать в сравнении особенности исторического развития осколков некогда единого государства – таинственной Византии, веками мистически притягивающей души русского народа. |
5 | ПРЕЛЮДИЯ К ГЛАВЕ 1 Наше путешествие начинается с Египта, плодородной житницы Рима и Византии. Характерно, что именно в его суровых пустынях зарождается особый вид христианского подвижничества – монашество. Отвергая порочное бытие разлагавшейся поздней Римской империи, христиане уходили в пустыни, ища единения с Богом. И жемчужиной в венце египетских обителей доныне сияет монастырь Святой Екатерины на Синае, возведенный на месте явления святому пророку Моисею Господа Бога в Неопалимой Купине. |
6 | ГЛАВА 1 ПУСТЫННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО: ОТШЕЛЬНИКИ И МОНАХИ. СИНАЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ: ЖЕМЧУЖИНА ПРАВОСЛАВИЯ Жития святых содержат обширный и уникальный материал о жизни и подвигах древних пустынников. Не пересказывая ни одно из них, постараемся сделать обзор пустынного подвижничества. Не случайно родиной монашества стал Египет: его безжизненные пустыни предоставляли желающим все возможности для аскетического подвига. |
7 | *** В лике прославленных Богом святых изрядное место занимают отшельники-пустынники и монахи, ревнители благочестия, проводившие жизнь в посте, молитве и добрых делах посреди условий, мало подходящих для человеческого существования: в пустынях и скалах, в окружении диких зверей, где с великим трудом добывается кусок хлеба и глоток воды. *** Самым первым повел жизнь в пустыне преподобный Павел Фивейский (314), имея перед собой образ пророка Илии, который еще до Рождества Христова годами пребывал в пустынях и горах, скрываясь от гонения нечестивого царя Ахава. |
8 | Павел, уйдя в пустыню, вел отшельнический образ жизни, не видя лица человеческого, и только перед своей кончиной встретился с преподобным Антонием Великим, который похоронил его и открыл миру его подвиг. Преподобный Павел стал образцом крайнего отшельничества. Возникает при этом вопрос: как жили такие отшельники, как осуществлялось их единение с Церковью? Жития святых отвечают на этот вопрос следующим образом: их причащали Ангелы, а пропитание доставляла сама скудная природа, а также звери и птицы; тому же Павлу, например, ворон приносил каждый день по половине хлебца, и Промышление Господне было столь велико, что, когда к нему пришел в гости святой Антоний, ворон принес им на двоих целый хлебец. |
9 | Но отшельничество было не исключительной прерогативой мужчин: всем известна просиявшая в подвиге пустынного отшельничества раскаявшаяся блудница Мария Египетская. Теперь вернемся к преподобному Антонию. Именно он считается основателем монашеской жизни. Тип иночества, основанный им, носит название отшельнического, или скитского. Насельники, руководимые аввой (духовным наставником), жили по отдельности в кельях, хижинах или пещерах неподалеку от храма, собираясь в субботы и воскресенья на богослужения и затем вновь расходясь до следующей литургии. |
10 | Современник Антония, преподобный Пахомий Великий, основал другой вид монашества – общежительный. Как и преподобные Павел и Антоний, он был египтянином, основал свой монастырь на острове реки Нил. Краеугольным камнем, на котором преподобный возвел общежительное монашество, стало строжайшее послушание. Стараниями преподобных Антония, Пахомия Павла и их учеников отшельническое и общежительное монашество распространилось сначала по всему Египту, а затем вышло и за его пределы. |
… |
Комментарии