Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха |
1 | Ирвин Ялом Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти Посвящается моим наставникам - Джону Уайтгорну, Джерому Франку, Давиду Гамбургу и Ролло Мэю. Через меня они наставляют и моих читателей Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор. Франсуа де Ларошфуко, максима 26 ПРЕДИСЛОВИЕ И БЛАГОДАРНОСТИ Хотя на протяжении тысячелетий все мыслящие писатели обращались к теме смертности человека, все же эта книга - не просто собрание чьих-то мыслей о смерти, и не может им быть. |
2 | Совсем наоборот, это глубоко личное произведение, уходящее корнями в мою собственную конфронтацию со смертью. Как и любой человек, я тоже испытываю страх смерти: от этой темной тени не избавиться ни одному из живущих. На этих страницах я делюсь с вами способами преодоления страха смерти - по опыту пациентов и своему собственному, - а также мыслями писателей и философов, которые повлияли на мое мировоззрение и мою работу в качестве психотерапевта. |
3 | Я благодарен всем тем людям, которые помогли появиться на свет этой книге. Мой литературный агент Сэнди Дижкстра и мой издатель Алан Ринцлер помогли придать книге форму, сохранив ее содержание. Множество друзей и коллег прочли отрывки рукописи и поделились своими соображениями. Это Давид Шпигель, Герберт Котц, Джин Роуз, Рутэллен Джосселсон, Рэнди Вайнгартен, Нейл Браст, Рик Ван Ринен, Элис Ван Гартен, Роджер Уолш. |
4 | Филипп Марчал познакомил меня с максимой Ларошфуко, которую я сделал эпиграфом. Также я благодарен своим друзьям Ван Харвею, Роджеру Сокелю и Дагфину Фоллесдалу, которые долгое время были моими учителями в области истории человеческой мысли. Феб Хосс и Мишель Джоунс замечательно отредактировали книгу. Все четверо моих детей - Ив, Рейд, Виктор и Бен давали мне поистине бесценные советы, а моя жена Мэрилин, как обычно, заставляла меня писать лучше. |
5 | Но больше всего я обязан самым главным своим учителям - пациентам. Я изменил их имена, но каждый из них узнает себя в этой книге. Они доверили мне свои самые глубинные страхи, разрешили использовать их истории, помогли тщательно замаскировать черты реальных личностей, прочли мою рукопись - кто часть, а кто целиком - и дали много полезных советов. И еще я благодарен им за то удовольствие, которое мне приносит следующая мысль: их опыт и знания, словно волны, дойдут теперь идо моих читателей. |
6 | ГЛАВА 1. СМЕРТЕЛЬНАЯ РАНА Грудь моя исполнена скорбью. Я смерти боюсь. Поэма о Гильгамеше Самоосознание - это величайший дар, сокровище, равное самой жизни. Именно оно делает человека человеком. Однако цена его высока - это боль от понимания того, что мы смертны. Знание о том, что мы вырастем, расцветем и неизбежно увянем и умрем, - извечный спутник нашей жизни. Осознание своей смертности преследовало человечество с самого зарождения истории. |
7 | Четыре тысячелетия назад герой вавилонского эпоса Гильгамеш рассуждал о смерти своего друга Энкиду: "Друг возлюбленный мой грязи теперь подобен, И не лягу ли я, как он, чтоб вовек не подняться? Грудь моя исполнена скорбью,Я смерти боюсь". Гильгамеш выразил мысль, знакомую каждому живущему. Как боялся смерти Гильгамеш, так боимся ее и мы: мужчины, женщины, дети - все и каждый. У одних этот страх существует неявно, в виде неясного общего беспокойства, или маскируется под иную психологическую проблему. |
8 | У других он проявляется открыто, а у некоторых людей перерастает в настоящий ужас, способный уничтожить счастье и удовлетворение от жизни. Испокон веков философы и мыслители пытались смягчить боль от осознания смертности и привнести в нашу жизнь гармонию и покой. За время своей психотерапевтической практики я встречал множество пациентов со страхом смерти и понял, что древняя, особенно греческая, мудрость и сегодня не потеряла своей значимости. |
9 | В своей работе я опираюсь в основном на труды не великих психологов и психиатров конца XIX - начала XX века (Пинель, Фрейд, Юнг, Павлов, Роршах и Скиннер), но древнегреческих философов, в особенности Эпикура. Чем больше я узнаю об этом великом афинском мыслителе, тем четче осознаю, что Эпикур был своего рода протоэкзистенциальным психотерапевтом. В этой книге я буду часто цитировать его мысли. Эпикур родился в 341 году до н. |
10 | э., вскоре после смерти Платона, и умер в 270 году до н. э. Большинство людей знают его имя благодаря слову "эпикуреец", обозначающему человека, которой не мыслит своей жизни без утонченных чувственных удовольствий (в первую очередь вкусной еды и питья). Однако историческая реальность такова: Эпикур был не приверженцем чувственных удовольствий, но размышлял о достижении состояния безмятежности (атараксии). |
… |
Комментарии