Философия - кандидатский |
1 | 1.Предмет и круг проблем современной истории и философии науки Вторая половина ХХ века. Современная форма взаимоотношений между философией и наукой. Изучает закономерности научно-познавательной деятельности с учетом ее логико-методологических, теоретико-познавательных, мировоззренческих особенностей, а также антропологических и социокультурных оснований. Предмет Ф.Н. – общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и получению научных знаний, взятых в их историческом развитии и социокультурном контексте. |
2 | Цель Ф.Н. – синтетический подход к проблемам современной науки, концентрация внимания на антропологических, социокультурных, мировоззренческих аспектах научного поиска, научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Круг проблем Ф.Н.: научное и вненаучное знание, критерии научности, возможности обоснования, логика научного познания, антропологический и социальный смысл научных знаний, проблема роста, развития научного знания. |
3 | Под знанием в настоящее время понимается социокультурный феномен (т.е. знание обусловлено не только особенностями концептуального характера, но и социальными факторами) и определяется формой осмысленности продуктов познавательной деятельности в контексте общепринятой в данную историческую эпоху совокупности норм и правил построения суждений о мире и человеке. Формы вненаучного знания: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное. |
4 | Критерии научного знания: наличие универсальных (всеобщих) законов, системность, объективная истина, производство нового знания, использование оборудования и логика методологических средств, доказательность, опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения. 3. Единство и многообразие типов знания. Понятие науки. Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. |
5 | Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и, как следствие, — прогнозировать. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. |
6 | Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. 4.Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки. Интернализм и экстернализм. |
7 | Протогенез – этап развития, предшествует возникновению того или иного процесса. Связан с формированием преднауки, представляет собой достаточно длительный этап перехода научному познанию. Преднаучное знание ориентировано на потребности общества. При изучении окружающей действительности пользовались эмпирическими образами, а не теоретическими моделями. Не использовались логические доказательств для получения знания Этапы развития науки: 1 этап - др. |
8 | Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями. Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия. 2 этап – Среднев. европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). |
9 | Научное знание ориентируется на теологизм. Ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа. Возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности. 3 этап - Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Культура постепенно освобождается от господства церкви. Первые попытки убрать схоластику догматизм. Интенсивное развитие экономики. |
10 | Лавиноообразный интерес к научному знанию. Научная мысльначинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность. Попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки. Начинают преобладать экспериментальные знания . Наука формируется как социальный институт. Начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки. 4 этап - 20 век – набирает силу неклассическая наука. |
… |
Комментарии