В этот раз квадрат несколько удивил своим выбором книги для очередного марафона. С творчеством Дино Буццати, ранее, я знаком не был, что меня не сильно расстроило. Когда летом, квадрат объявил о том, какая книга будет в очередном марафоне, ради интереса полазил в сети и почитал, кто же такой этот Буццати? Оказалось – атеист, в прошлом фашист, во время второй мировой жил в Милане на оккупированной немцами территории, работая в одной из центральных газет. Как скромно пишут про Буццати – антифашистом не был. И это не удивительно. Представьте себе, чтобы во времена советской власти в газете «Правда» работал бы корреспондент-антикоммунист. Гы!))
Стиль прозы Буццати, сравнивают с Кафкой, По, а кое-кто с немецкими романтиками и русскими реалистами, что само по себе странно. Кроме того, практически все считают его мастером рассказа. Ради интереса, чтобы заранее не читать рассказы Буццати, до начала марафона решил прочесть его самый известный роман: «Татарская пустыня». Прочел. Действительно – стиль Кафки. Тот же «Замок», только наоборот. А если учесть, что изначально роман назывался «Крепость», я бы заподозрил автора в плагиате. Гы!))
Что до рассказов Буццати, то их «прелесть» мне удалось оценить уже во время набора конкурсного словаря. Пересказывать и оценивать каждый из прочтенных рассказов, не вижу смысла, кто хочет – пусть читает сам. Сюжетно рассказы никак не связаны, общей тематикой или стилем, тоже. Мне показалось, что автор писал рассказы по принципу чукча-песни: что вижу – то пою. Где-то включал свое больное сознание воображение, либо обкурившись, писал что-то вроде абсурдных притчей. У кого-то прочел, что стиль некоторых произведений Буццати называют «фантастическим реализмом». Вспомнился «магический реализм» Габриэля Маркеса. Однако, ничего подобного в рассказах Буццати я не нашел. Магический реализм Маркеса – живой и динамичный, я бы даже сказал, слишком реалистичный - до отвращения! Фантастический реализм Буццати – скучный, вялый и совершенно бесцветный. Такое ощущение, что все его выдуманные миры – пресные и черно-белые. Автор не утруждает себя расписыванием подробностей, как внешности своих героев, их характеров, так и среды, обстановки, пейзажа. Создается впечатление, что пишет он не рассказы, а газетные статьи в ежедневную хронику. В большинстве рассказов простая констатация каких-то событий, без какого-либо морального посыла. Некоторые рассказы показались мне просто незаконченными, как обрубленными. Как будто автор, либо устал и бросил писать, либо просто забыл дописать рассказ до конца. Гы!))
Хотелось бы отметить, что фантазия у автора тоже не ахти какая. Некоторые вещи у него повторяются. Например первый и последний рассказы в сборнике – практически один и тот же рассказ, просто автор сменил декорации. «Стены Анагора» - все тот же пресловутый «Замок» Кафки, только в усеченном варианте. В рассказах: «Бумажный шарик», «Ночная баталия на Венецианской Биеннале», «Художественный критик», «Завистливый музыкант», прослеживаются одни и те же мысли о завистливой натуре большинства творческих личностей, особенно бесталанных! Гы!))
Прочитав самый длинный из рассказов сборника: «Собака отшельника», можно сделать вывод, что автор был, до кучи, еще и мизантропом. Интересным мне показался рассказ: «Искушения святого Антония». Вроде автор позиционировал себя как атеист, но вот рассказ получился вполне в христианском духе! Специально ли автор так задумал, или это получилось у него невольно, но основной посыл рассказа заключен в том, что и бог и дьявол находятся внутри человека, там же происходит и их борьба! Все что мы видим снаружи, лишь отражение этой борьбы! Гы!))
Наиболее значимой идеей, которая выпячивалсь в нескольких рассказах, как мне показалось, автор считает свое видение смысла человеческой жизни, а именно: ее безнадежность, бессмысленность и бесцельность, а также неизбежную обреченность. Не могу сказать, что согласен с этим. Да, действительно, если убрать из жизни все радости, печали, увлечения, идеи, успехи, неудачи и т.д и т.п., то жизнь можно рассматривать просто как какой-то период времени бессмысленного существования биологического существа, которое родилось, ело, спало, срало, потом умерло. Но ведь жизнь гораздо более сложная вещь и многие философы склоняются к мысли, что смысл жизни в самой жизни, а искать какой-либо другой смысл – бессмысленно! Бгыгы!))
В заключение своей рецензии хотел бы заметить, что несмотря на символичность некоторых абсурдных рассказов автора, понять, что именно они символизируют, какой смысл несут, зачастую очень трудно, по той простой причине, что скорее всего, автор и не вкладывал в них никакого дополнительного смысла! Гы!))
Мы отправляемся в путешествие по рассказам Дино Буццати, которые могут затронуть за самое живое, дать полезный урок, а могут и оставить равнодушнымы, выбирать вам =) Итак, по-порядку:
Семь гонцов Довольно таки абстрактное произведение о неизбежности перемен. Даже если главный герой обнаружит, что пределов владений не существует, обойдет за всю жизнь вокруг мира и вернется в точку отправки – это место уже застанет его не таким, каким было ему знакомым. Время меняет все, урбанизацию не остановить, и там, где раньше были леса – будут возводиться дома. Я думаю, многим знакома ситуация, когда приходится покидать родительское гнездо и отправляться в увлекательное путешествие по взрослой жизни. А по возвращении обнаруживаешь, что все стало каким-то другим, порой нелепым. Либо поддавшись влиянию перемен, либо изменились мы и ощущаем все иначе… На мой взгляд, здесь проглядывается аллегория семи гонцов с семью днями недели: когда все дни в радость, кроме первого буднего дня – понедельника, который хочется послать подальше, и, на старости лет, наслаждаться каждым оставшимся днем.
Бумажный шарик Казалось бы, простой бумажный комок, но, сколько размышлений и труда фантазии он может вызвать у автора. Здесь уж он славно потрудился, пытаясь перебрать весь ассоциативный ряд, и практически не оставляя вариантов для читателя. Вероятно, автор сравнивает себя с тем поэтом, надеясь, что и его творения будут также кем-то найдены и приняты за бестселлер. Бумажный шарик имеет эффект плацебо для нашей фантазии, и лишь когда тайна будет раскрыта, чудотворное действие прекратится.
Проблема стоянок Данный рассказ не поведал ничего нового. Ситуация, описанная здесь знакома практически каждому водителю, и этим никого не удивишь. Сложилось впечатление, что автор изливает наболевшее на бумаге, а бумага, как известно, все стерпит. Да и решение оказалось довольно таки банальным и неизощренным – нет машины, нет и проблемы стоянки. Надоела постоянная борьба за место – да здравствует свобода и легкость вприпрыжку полета. Аллегорию здесь провести можно между машиной и человеческим телом, где водитель – душа. Жизнь превращается в борьбу за место, и лишь избавившись от старого ржавого тела можно познать радость свободы.
Ночная баталия на Венецианской Биеннале О вкусах не спорят, всем мил не будешь. Но нашелся тот художник, который бросил вызов этим неоспоримым истинам, и решился угодить всем своим творчеством как не талантом и мастерством, так крепким словечком. В итоге художник эту битву проиграл, но еще не оказался побежденным и главный бой впереди. Ибо посмотрел, чем вооружены другие творцы, и что их картины чем-то цепляют и приносят волнующие ощущения. А значит «завтра» нужно меняться и эти перемены воплотить в новых произведениях, которые уже не оставят никого равнодушным.
Собака отшельника С одной стороны проливающая свет на невероятную преданность и верность животного своему хозяину, а с другой стороны – на страх и зависимость от мнения толпы. Если с первым все понятно и вызывает восхищение, то со вторым кардинально противоположно. На какие унизительные ухищрения жители города только не шли, насколько готовы были завраться как другим, так и самим себе – дабы не найти смелости признаться в неправедности собственной жизни. Автор этот вопрос раскрывает с сарказмом настолько тщательно и скрупулезно, прям до тошноты, чтобы становилось противно от вранья, которое, как выяснилось, не имело реальных тому причин. Ложь заставила городских жителей годами жить в страхе, но что парадоксально, произвела безвозвратные перемены в лучшую сторону, а значит еще не все потеряно…
Волшебство природы Здесь мы знакомимся с семьей художника, где муж – болен, а жена ходит налево. Хотя явно об этом автор и не указывает, но становится вполне очевидным, ибо жена так и не ответила по поводу фильма который шел, была вызывающе приодета, и на закуску – «лучшая защита – нападение» - безжалостно выругалась в адрес супруга. Но перед страхом неизвестности и смерти они вспомнили о своих чувствах. Жаль, что для этого понадобились такие исключительные генераторы стресса…
Стены Анагора Вновь автор обращает внимание на фантазию и ее побочные явления. Здесь, как и в бумажном шарике, есть тайна, но уже скрытая за высоченными стенами. А что за ними на самом деле – неизвестно, как в пространственном, так и во временном понимании. Но вновь верх над логикой берет человеческий интерес, дающий готовность жизнь отдать взамен разгадке тайны. Довольно таки странное и спонтанное окончание произведения, впрочем, как и его начало.
Художественный критик В этой короткой истории фантазия писателя родила идею, что славу безымянному художнику могут сделать не его творческие плоды, а рецензия художественного критика. И, в ходе рассказа выясняется, что у критика бывают также творческие кризисы, которые нуждаются в допинге в виде алкоголя, ибо критика налегке пишется в состоянии измененного сознания. Да и какой тут пишется – льется как песня у соловья, но читателями может восприняться критика также иронично, как и картины неизвестного художника. Мною же отрывки из рецензии критика воспринялись как всем известная абракадабра =)
Капля Еще одна высосанная из пальца фантастика. Очевидно, писатель находился на гране бедности и отчаяния, снимал по дешевке конуру, в которой вечно была неисправной старая сантехинка. Творить за еду нужно, но муза все никак не приходит, творческие порывы донимает круглосуточные звуки течи. Вот и родилась мысль написать о капле, только не простой, а нарушившей законы природы, физики, гравитации и еще там чего, и течет снизу вверх. При этом не просто течет, а напрягает все вокруг, стимулирует бег мурашек по спине и дрожь по дальним углам в предвкушении зловещего звука терроризирующей капли, которую жители дома слышали, но никто и никогда ее не видел. Такие вот увлекательные будни писателя =)
Зимняя ночь в Филадельфии Довольно таки странная история об альпийском проводнике и самолете, познавшем крушение в горной местности. Проводник посещает места с признаками аварии, и у него перед глазами возникают эти страшные картины последних часов жизни тех, кому удалось выжить. Эти картины граничат толи с разгулявшейся нездоровой фантазией, толи уже с бредом. Автор с наслаждением вырисовывает их, словно питается человеческими страданиями в состоянии отчаянности. Увы, я не разделяю его радости. По всей видимости Буццати этим рассказом пытается предупредить, что манящие романтикой огромные неподвижные великаны горы за собой скрывают смертельную опасность, но ведь это и так очевидно =)
Как убили дракона В этом рассказе автор поведал нам о человеческом страхе, который порождает совершение глупостей и провоцирует защитное нападение на тех, кто не предоставляют реальной опасности, а просто природа их создала не симпатичными. Но ведь если разобраться, то субъективное уродство – не повод для страха, и уж тем более не повод для уничтожения. Автор показывает глупость человечества, и парадоксально, что сам при этом является человеком, а может возомнил себя сверхчеловеком и ослеп на свои ошибки? Мне не понятен момент, где автор маниакально пытается выдавить слезу в ситуации гнусной несправедливости. Неужели ему приносит удовольствие созерцать на страдание беспомощного животного, и он купается в счастье каждый раз нанося боль беззащитному?
Завистливый музыкант Слава, мода, популярность – это все прекрасно, но временно. Нужно понимать, что рано или поздно придут перемены, и если ты лучший сейчас – это вовсе не означает что ты лучший всегда, поэтому найдется тот, кому придется достойно уступить пьедестал, к этому нужно быть готовым. Но герой этого рассказа мнил себя самым талантливым композитором, и, когда нашелся музыкант более интересный для аудитории - он был к этому не готов. Интересно, можно ли быть готовым к осознанию, что ты уже не самый лучший? И даже попытки близких защитить Горджа, рано или поздно перестали бы приносить успех, и он в любом случае все бы узнал. И чем дольше от него скрывали истину – тем сильнее для него был удар. Но творение растущей звезды главный герой достойно оценил, они цепляют всех и даже падших, хотя на его мнения музыка была довольно таки странной, и нуждалась в нещадной критике ее подлинности =)
Величие человека В данном рассказе автор применил прием докучной сказки. По всей видимости муза окончательно покинула Буццати, ему надоело творить и захотел сделать так, чтобы читателю надоело читать. И в сказке о самом Великом Морро, оказавшемся в заключении не больше смысла нежели в сказке о попе и его собаке. Где-то судьба собаки попа и самого Великого Морро тождественны…
Свидание с Эйнштейном «Месяц - большой срок, когда ждешь любимого человека, и срок очень короткий, если ты ждешь вестника смерти.» Еще одна фантастическая история, напомнившая нам о парадоксах времени. Невероятно сжатые сроки вводят человека в состояние аффекта, дают сверхсилу для завершения труда всей жизни. Порой каждому из нас необходим магический толчок для решительного шага – как в пословице «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» =)
Бомба Очередная туманная недоистория покрыта тайной неизвестности. Сначала непонятные полуночные телефонные звонки, потом таинственный звонок во входную дверь. И на закуску перепуганные жители дома и именная атомная бомба. Вопросы: кто наш герой? чем и кого он так разгневал, что заслужил водородную бомбу? – останутся риторическими. Авторская идея – хороша, но исполнение… в очередной раз подвело исполнение, задумал ведь интересно – а при переносе мыслей на бумагу в очередной раз облажался.
Искушения святого Антония В данной истории нам повествуется об одном из многих уроков в религиозной школе. Темой урока был грех. И как не удивительно, но учителя Антония во время объяснения детям начали спонтанно искушать облака своими причудными формами, исполнявшими его самые тайные подсознательные желания. И это всячески мешало провести урок, и стало скорее уроком не для детей, а для самого учителя, тестом его стойкости к искушениям, с которым он благодаря божьей помощи справился. От искушения никто не застрахован =)
Друзья Еще одно побочное явление страха захотел нам в этом рассказе показать автор. Мы знакомимся с привидением, которое бродит в поисках приюта, не зная покоя. К кому первому пойти? – конечно же, к лучшим друзьям, тем, кто так откровенно оплакивал потерю на могиле. Но они тебя в новой форме не признают и отвергают, да и ты уже не тот. Страх перед неизвестностью заставляет отталкивать то, что когда-то раньше было почти родным. Ситуация понятна, винить и судить кого-то будет неверным.
Тщетные меры предосторожности Против мошенников Забавная история о целом обряде проверок перед выдачей налички, и в итоге вместо 4000 получено было в 10 раз больше. Автор здесь посмеялся от души.
Против шпионов В продолжении цикла нам показывается информатор, который весьма непрост, и готов делиться безвредной провокационной информацией, получая в замен ценную от неразумного мнительного болтуна =)
Против воров Пожалуй, единственная история, в которой Буццати мастерски закрутил сюжет. Насколько жалкими выглядят попытки Мартелла уберечь от воров свои драгоценности на фоне финала этого мини-рассказа. В итоге встреча с ворами, хоть и косвенная, но состоялась, и они преподнесли ему незабываемый подарочек =)
Против любви В этот раз под жестокий удар авторского сарказма попала попытка убить любовь несчастной девушкой Ирэн. Какие она только меры не принимал, как глубоко не прятала чувства, но достаточно маленькой зацепки, чтобы взорвать гейзер чувств.
Запрет Запретили поэзию. Жить, казалось, стало спокойней. Люди стали частью одного механизма под названием страна, болтики заняли свое место в одной большой трудовой машине. Но рано или поздно – всему приходит свой конец, и отобранные чувства создали пропасть, которая ничем не была заполнена взамен. Она разрасталась и разрасталась. И даже те, которые были основателями и внедрителями запрета ощутили недостачу. Чувства вернулись атомной бомбой. В итоге произошел эмоциональный взрыв – революция!
Курьерский поезд На закуску Буццати поведал рассказал нам о путешествии, где поезд – жизнь, а машинист – судьба. Сперва мы все успеваем, все идет по плану, по графику, по расписанию. Но чем дальше мы катимся по рельсам уготовленным судьбой, тем больше замечаем как сильно мы отстали и как много не успели. Теряем друзей, от нас уходит любовь, прощаемся с мамой, которая ради свидания готова прождать вечность, и мчимся, продолжаем спешить туда, в неизвестность которую нам уготовила наша стезя.
Вот путешествие и подошло к концу. Мы ознакомились с множеством историй, которые проливают свет на жизнь под разными ракурсами, показывают блеск всех ее граней, напоминают, что у монеты кроме аверса и реверса существует еще и гурт. Также заставляют задуматься над собственной жизнью, все ли мы делаем по правде, непроизвольно сравнивать себя с героями рассказов, мыслить о поступках, оказавшись на их месте. Эти рассказы мне позволили словно в зеркало взглянуть, ощутить в отражении те или иные эмоции вызванные прочтенным. Пройдет время, и я перечитаю эти рассказы, интересно, каковы изменения я обнаружу в своем отражении =)
Дино Буццати - итальянский писатель, журналист и художник, один из столпов итальянской литературы 20 века. Проза Буццати нередко носит характер притчи, в этом плане его часто сопоставляют с Эдгаром По, Кафкой. В его произведениях практически всегда присутствует нечто сверхъестественное и иррациональное.
Комментарии