Шекспир |
1 | Много или мало известно о Шекспире? Читателя, хотя бы немного знакомого с шекспироведением, может крайне удивить объем I главы. Действительно, она занимает около сотни обычных книжных страничек. Неужели о детстве и юности Шекспира можно рассказать так много? В конце XVIII века английский издатель произведений Шекспира Джордж Стивенс произнес слова, которым долгие годы суждено было оставаться прологом к биографии великого драматурга: «Все, что известно с некоторой степенью достоверности относительно Шекспира — это то, что он родился в Стрэтфорде-на Эйвоне, там женился и прижил детей, отправился в Лондон, где был сначала актером, писал поэмы и драмы, вернулся в Стрэтфорд, сделал завещание, умер и был похоронен».6 Это пессимистическое замечание было рождено веком Французской Энциклопедии, когда научная биографическая справка завоевала важное место под солнцем. |
2 | Именно это замечание побудило множество исследователей приступить к глубокому изучению документов шекспировской эпохи, а биографов XIX века — написать ряд жизнеописаний, ставших классическими. С тех пор прошло много времени, и слова Стивенса стали эффектной фразой, которая содержит лишь полуправду, способную ввести в заблуждение хуже прямой лжи. В действительности, мы знаем о Шекспире и много и мало одновременно. |
3 | Много — потому что исследования значительно расширили наши знания о шекспировской эпохе, о жизни людей его круга, о его собственной среде. Мало — потому что нам недостаточно известны документы интимного характера: личная переписка, дневники, воспоминания друзей и близких, современные сплетни и анекдоты. Говорю: «недостаточно известны», поскольку усилиями ученых мы располагаем различными фрагментами этих интимных документов. |
4 | Тем не менее, по сравнению с писателями XIX века, наши знания о личной жизни Шекспира очень отрывочны. Поэтому все наши биографические данные распадаются на две большие группы: документы из официальных источников и документы личного характера. Если говорить о первых, то их, естественно, немного. Их было немного у любого елизаветинца, если только тот не слишком часто посещал многочисленные и разнообразные суды той эпохи. |
5 | Шекспир судов не любил (за всю жизнь обратился в суд лишь дважды и то не по собственной инициативе7), и поэтому имя его в официальных бумагах встречается редко. Вообще, говоря о документальных свидетельствах, нужно помнить, что бумаг, фиксирующих «гражданское состояние», в шекспировскую эпоху не было. Они возникнут только с появлением и развитием паспортной системы в XVIII-XIX веках. Никаких свидетельств о рождении, никаких паспортов со штампами о прописке или о браке, никаких «трудовых книжек» или медицинских полисов, никаких «пенсионных» удостоверений и заграничных виз! Приходские книги, где фиксировались крещения, свадьбы и похороны, были введены только в 1538 году,8 но приживались плохо: многие люди явно не понимали, зачем они нужны. |
6 | Выписки из них еще не использовались. Это в наше время всякий фантаст, не мудрствуя лукаво, заставляет своих героев из «третьего тысячелетия» всюду таскать с собой идентификатор личности. Люди не столь далекого XVI века вряд ли бы поняли, а зачем, собственно, нужна эта штука? Поэтому биография Шекспира вообще документирована плохо. Например, то, что можно с натяжкой назвать «официальными бумагами» за 1564-1587 годы, легко перечислить в двух словах. |
7 | Это запись о крещении Уильяма, лицензия на его брак с сопроводительными гарантиями и записи о крещении его детей. Но разве жизнь человека сводится к такого рода документам? Личная судьба человека складывается не по паспорту. Имеем ли мы какие-либо данные, по которым могли бы представить, каковы были детство и юность Шекспира? Да, этот период поддается достоверной реконструкции: мы располагаем необходимым контекстом. |
8 | Не так уж трудно представить себе эти годы, если знать, какой вообще была жизнь в провинциальном Стрэтфорде и какие события могли иметь особое значение для Шекспира. Оказывается, что наши знания достаточно обширны. В итоге возникает более или менее полная картина, на фоне которой образ юного Уильяма прорисовывается гораздо отчетливее, чем он рисовался в «официальных бумагах». Эта полная картина и называется контекстом эпохи. |
9 | Человек в контексте эпохи Если уподобить биографию мозаике, то контекст эпохи — это целая картинка, в которой отдельные факты являются лишь кусочками. Биограф складывает эти кусочки: многие детали образа главного героя затерялись, но смежные кусочки сохранились и прекрасно встают на свои места. В результате контур героя обрисовывается так четко, что его вполне можно представить себе, несмотря на утраченные фрагменты мозаики. |
10 | Приведем пример. Известны попытки выдать Шекспира за выходца из простонародной среды, этакого неотесанного мужлана. Так ли это? Не нужно указывать на произведения великого барда — лучше посмотрим на Стрэтфорд шекспировской эпохи и попробуем представить его себе. Это провинциальный городок с полутора, максимум, двумя тысячами человек населения. Около половины жителей находятся за гранью нищеты: городские и церковные власти вынуждены оказывать помощь семистам беднякам. |
… |
Комментарии