[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
100к Как читать архитектуру 2
(1)       Используют 2 человека

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
Как читать архитектуру. Интенсивный курс по архитектурным стилям. Кэрол Дэвидсон Крейго. 2011
Автор:
xcislav
Создан:
3 ноября 2019 в 18:54 (текущая версия от 7 февраля 2021 в 15:49)
Публичный:
Да
Тип словаря:
Книга
Последовательные отрывки из загруженного файла.
Информация:
скрытый текст…



Содержание:
24 отрывка, 101429 символов
1 Ветровой раскос Фасонные балки, проходящие под углом между горизонтальными обрешетинами и вертикальными стропилами, известны как метровой раскос Название отражает функциональное назначение — удерживать стропила на месте, чтобы они не сваливались друг на друга при сильном ветре Консольная балка Консоль — это часть конструкции, выступающая за опору, жестко закрепленная на одном конце и свободная на другом На рисунке справа короткая горизонтальная консольная балка выступает из стены и поддерживает вертикальную стойку, которая держит верхнюю часть кровли, создавая широкий внутренний пролет В церквях окончания консольных балок иногда украшали ангелами Крыши и фронтоны Поздняя готика В период поздней готики в качестве кровельного материала стали использовать свинец Это позволило создавать плоские крыши, не пропускающие воду во время дождя к тому же плоская крыша всегда имеет небольшой наклон для стока Край крыш ограждали парапеты, часто игравшие роль дополнительного декоративного элемента здания Зубчатые парапеты замков отражали рыцарский дух, пронизывавший многие аспекты средневекового искусства, а фигурные балюстрады придавали крышам воздушность Изменение контуров кровли Мода на плоские крыши в поздний готический период привела к тому, что во многих церквях стали переделывать верхушку На этом рисунке под более поздним, плоским контуром кровли видны остатки линий оригинального крутого щипеца Арочные балки Появление более плоских контуров крыш зеркально отразилось в формах интерьера Внутренняя часть пологой крыши покоится на массивных поперечинах, а сами они опираются на арочные балки, закрепленные на стенах Небольшой орнамент в виде трилистника украшает пазухи свода Навесные бойницы — это узкие щели, вырезанные в полу плоского участка позади парапета Рыцарский замок в крепости Мальборк, Польша, украшен зубчатым парапетом, который выступает наружу, образуя навесные бойницы в угловых башнях Крыши и фронтоны Ренессанс В эпоху Ренессанса, особенно в ранний период, контуры крыш во многом зависели от страны, где возводились здания В Италии преобладали пологие четырехскатные вальмовые крыши, загнутые под углом по сторонам Во Франции ценились крыши с крутыми скатами, в Голландии, Бельгии и Люксембурге, а также по всему побережью Северного моря одним из наиболее примечательных элементов являлись щипецы, или вимперги, изысканных форм Множественные щиципецы Для английской архитектуры 17 века характерны ряды небольших щипецов Этот дом в Оксфорде имеет щипецы, размещенные над рядом эркерных окон К сожалению, желобки между щипецами от избытка влаги часто загнивали, поэтому часть крыши приходилось заменять примерно раз в три года Фасонные щипецы Щипецы изящных форм типичны для архитектуры Северной Европы конца 16 — середины 17 века Использовались самые разные формы: например, щипецы на здании Арсенала в Гданьске отличаются выпуклыми и вогнутыми кривыми, орнаментом в виде полос и обелисков, а также заостренными фронтонами с урнами наверху Декоративные щипецы Пологая крыша огромного дома в Лонглите, графство Уилтшир, спрятана за парапетом Фасонные щипецы над эркерными окнами один большой и два маленьких по краям выполняют декоративную функцию, прерывая контур крыши Изысканные сочетания Для архитектуры французского Ренессанса типичны сложные контуры Замок Шамбор отличается сочетанием крутых вальмовых крыш с конусными крышами над выступающими пролетами, а также многочисленными башенками, слуховыми оконцами, изящными дымовыми трубами и прочими деталями, придающими зданию изысканный облик Вальмовая крыша Вилла Джулия 16 века, построенная для папы Юлия 3, имеет пологую пальмовую крышу Венчает крышу небольшой фонарь, а в месте соединения крыши и стены проходит массивный карниз Вальмами называют её треугольные скаты от конька до карниза по торцовым сторонам крыши Крыши и фронтоны Барокко и рококо В эпоху барокко создавались роскошные дворцы и церкви, однако форма крыш во многом осталась традиционной Для создания прямолинейного силуэта часто использовались пальмовые крыши, плоские крыши украшались парапетами или балюстрадами Фасонные щипецы утратили популярность, зато в моду вошли большие и маленькие слуховые окна Архитектура рококо, избегавшая прямых линий, тяготела к крышам с характерными изгибами.
2 Крыша с крутыми скатами Шато Бомен иль, уникальный памятник французской архитектуры, построен в стиле барокко в 1633—1640 годах Крыша замка примечательна крутыми скатами и большими слуховыми окнами Именно она придает строению легкость Мансардная крыша — изобретение французского архитектора Франсуа Мансара 1598—1660, родившегося и умершего в Париже Она имеет двойной скат на каждом фасаде Верхний скат — пологий, а нижний — крутой Мансардные крыши увеличивают полезный объем здания, ведь мансарды считаются жилым помещением Карниз Декоративные карнизы использовались для украшения места соединения крыши и стены Вот так, например, выглядит карниз на церкви Саикт-Бенет в Лондоне 1083г, спроектированной сэром Кристофером Реном Парапет с балюстрадой Куинс-хаус - Дом королевы — небольшое двухэтажное здание, построенное в Гринвиче в 1614—1617 годах для королевы Липы Датской по проекту архитектора Иниго Джонса Крыша здания целиком спрятана за парапетом с балюстрадой Балясины столбики в форме ваз очень быстро вошли в моду, в том числе и как деталь оформления лестниц Балюстрада с урнами Плоская крыша кафедрального собора Святого Филиппа в Бирмингеме, Англия строился в 1709—1715гг, спрятана за балюстрадой, углы которой отмечены декоративными урнами В основании купола просматривается массивный карниз Крыши и фронтоны Неоклассицизм Неоклассический период отмечен возрождением древних форм Соответственно, в моду снова вошли двускатные крыши с фронтоном, тимпан - треугольное поле которого украшался резными барельефами Архитекторы, работавшие в палладианском стиле, предпочитали делать акцент на вальмовые крыши, комбинируя их с куполом Еще одним важным элементом неоклассической архитектуры стали массивные карнизы с модильонами, или консольными кронштейнами Крыша в греческом стиле Глиптотека - скульптурная галерея в переводе с греческого в Мюнхене 1816—1830гг, архитектор Л фон Кленце относится к числу первых музейных зданий, построенных специально для хранения и демонстрации художественных ценностей Центральная храмовая форма дополнена ионическим портиком с фронтоном, крыша со скатами копирует греческий образец; а в основе двух одноэтажных крыльев — архитектура итальянского Ренессанса плоские крыши, спрятанные за парапетами Крыша со впадинами Имея в виду, что крыша должна защищать от атмосферных осадков, архитекторы часто использовали М-образные крыши, или крыши с впадинами М-образная крыша состоит из двух прилегающих друг к другу низких крыш, разделенных центральной впадиной Соответственно, ее легко спрятать за парапетом Вальмовая крыша Этот американский дом 18 века имеет вальмовую крышу со скатами по четырем сторонам, три небольших слуховых окна на фасаде и по одному большому слуховому окну на каждой боковой стороне Свесы выступают и опираются на карниз с модильонами, а две дымовые трубы прерывают линию конька крыши Карниз с модильонами Модильоны — это консольные кронштейны в форме свитков, которые ставятся горизонтально Как и консоли, они поддерживают находящуюся вверху крышу Ровные пространства между модильонами часто отделывали орнаментом, например в виде розеток Фонарь с балюстрадой Проект дома начала 19 века предусматривает центральный фонарь с балюстрадой на пальмовой крыше Через фонарь проникает свет во внутреннее пространство над лестничным колодцем Центральный и боковые портики сделаны в стиле греческого храма Крыши и фронтоны Викторианский стиль и модерн Викторианский стиль 19 века допускал эклектику, или смешение разных стилей, иногда даже при создании одного здания К концу столетия архитекторы стали отдавать предпочтение плоским крышам и простым четким линиям Однако и в стиле модерн были свои исключения Достаточно вспомнить причудливые криволинейные формы испанского архитектора Антонио Гауди-и-Корнета Выступающий карниз Массивный выступающий карниз Эймс-билдинг в бостоне 1889—1893гг, одного из самых высоких зданий конца 19 века, скрывает плоскую крышу В основе проекта — лучшие образцы итальянского Ренессанса Крыша с крутым скатом Высокие крыши Лионской фондовой биржи, Франция, выполнены в стиле французского Ренессанса и барокко Однако — что типично для многих зданий 19 века — они намного сложнее и изящнее оригинальных образцов.
3 Плоская крыша Архитектура стиля модерн характеризуется использованием коробчатых форм, включая функциональные плоские крыши Вилла Савой в Пуасси работы Ле Корбюзье построена но заказу промышленника Пьера Савойя в 1929—1930 гг лучше всего демонстрирует это Живописный коттедж У коттеджа и в самом деле живописный вид, достаточно взглянуть на его крышу Ключевую часть составляют ложная пальма, слуховые окна двух разных видов и орнаментальные дымовые трубы Декоративный профиль крыши Небоскребы настолько высоки, что их крыши разглядеть почти невозможно Тем не менее в конце 20 века архитекторы отошли от использования плоских крыш в этом типе строений Ломаный фронтон см рисунок действительно украшает здание Другим примером подобной тенденции является лондонский небоскреб Геркин Своды Введение Свод — это арочный выступ, образующий криволинейное покрытие над внутренним пространством Появившись в древности, они были популярны в римской, ранней христианской п византийской архитектуре Интерес к сводам возродился в Западной Европе в романский период, а позже, когда на авансцену вышла заостренная готическая арка, архитекторы стали создавать все более сложные и все более интересные варианты В церковных зданиях своды символизировали небо а заодно позволяли создавать пожароустойчивый потолок Прочность сводов делала их незаменимыми в подвалах и подземных криптах Готический ребристый веерный свод Формованные ребра вдоль края каждого сектора веерного свода обеспечивали стабильность и придавали потолку характерную особенность Ребристые веерные своды, как, например, эти, в соборе Святого Гереона в Кельне, Германия 13 век, были типичны для готического стиля Ребра отходят от стержней стены, создавая впечатление, что свод представляет собой элегантный балдахин Римский цилиндрический свод Римляне первыми стали создавать крупномасштабные своды В тепидарии помещение с умеренной температурой общественных бань Помпей, построенных он 100 года до н э, цилиндрический свод был украшен фресками эротического содержания; тематика фресок продолжалась на стенах Ранний христианский купол По-итальянски купола — это свод Таким образом, купол — это вид свода, перекрывающего преимущественно круглые, эллиптические или многоугольные в плане здания Арочная форма купола ранней христианской церкви Святой Констанции в Риме ок 350г четко видна в этой части здания Сводчатая крипта Своды, состоящие из скрещивающихся арок, очень прочные, поэтому их часто применяли в строительстве подземных крипт В Глостерском кафедральном соборе, Англия ок 1100г, приземистые арки романской крипты играют роль своеобразного фундамента для основного здания Цилиндрический и крестовый своды Цилиндрический свод — это единая криволинейная поверхность, проходящая по всей длине здания Широко использовавшийся в романский период, обычно он имеет округлую форму, но может быть и заостренным Цилиндрический свод вышел из моды в готический период, когда стали популярными ребристые веерные своды, однако в эпоху Ренессанса о нем снова вспомнили Цилиндрический свод плавно переходит в стены, а крестовый свод, опираясь на угловые колонны, может существовать и без них, вот почему его часто использовали при создании наружных аркад В отличие от веерных сводов, крестовые своды не усилены ребрами Распознавание пролета И цилиндрические, и крестовые своды часто делятся поперечными арками, добавляющими стабильности В романской монастырской церкви Сен-Пер в Везеле, Франция, ритм пролетов крестового свода дополнительно подчеркивают выступающие стержни, поддерживающие арки Кессонный цилиндрический свод Варочная церковь Святого Петра в Риме, построенная вместе базилики, возведенной императором Константином, имеет цилиндрический свод, который по-новому интерпретирует древнеримские образцы Богато декорированный кессонами, он включает в себя окна верхнего света, без которых в храме было бы темно Крестовый свод Если посмотреть сверху, легко понять, что крестовые своды собора Айя-София в Константинополе, Стамбул созданы из двух скрещивающихся цилиндрических сводов; места пересечения срезаны под углом 45 градусов к главной оси свода Использование крестовых сводов позволяло создавать дополнительные отверстия в каждом секторе.
4 Поперечная арка Приведенная схема демонстрирует, как сплошная кривизна древнеримского цилиндрического свода поддерживается поперечными арками Они поднимаются из столбов аркад придела, придавая им стабильность в основании Продуман и поясок над аркадой — горизонтальная линия зрительно облегчает сооружение Кружала Своды обычно возводились поверх деревянных форм, известных как кружала Кружала имели форму подошвы готового свода, и камни свода здесь поддерживающего мост клали поверх кружал Когда свод был готов, кружала удалялись, и оставался только свод В начале 12 века каменщики обнаружили, что крестовые своды можно усилить с помощью добавления ребер вдоль краев Это открытие в какой-то мере стало предтечей готического стиля, в котором ребристые веерные своды занимают особое место Появление заостренных арок еще больше расширило архитектурные возможности сводов такого типа Начиная с 13 века своды становились все более комплексными, и к ним добавлялись дополнительные декоративные ребра Объединяющие ребра Парящий в вышине интерьер кафедрального собора в Милане позднее Средневековье во многом создан ребристым веерным сводом Каждое ребро имеет собственный стержень в столбах нефа, что визуально связывает свод с аркадой Свод из шести частей В своде, состоящем из шести частей, каждый пролет разделен на шесть секторов перекрещивающимися ребрами, как в нефе Кентерберийского кафедрального собора, построенного в конце 12 века В отличие от нефа, приделы имеют четырехчастные своды - каждый пролет разделен на четыре части Своды из четырех частей получили наибольшее распространение в ранней готической архитектуре Второстепенные ребра готического свода Раскрыв декоративные возможности второстепенных - дополнительных - ребер, архитекторы позднего Средневековья стали использовать их в качестве связки, украшающей интерьер В Бристольском кафедральном соборе, Англия, построенном ок 1350 года, второстепенные ребра можно видеть в нефе Ребро конька В Вестминстерском аббатстве, Лондон, построенном ок 1260 года, своды более комплексные, чем в Кентерберийском кафедральном соборе Центральный конек усилен ребром, есть также ребра над окнами Как и в Бристоле, в конструкцию введены дополнительные промежуточные второстепенные ребра Свод с сетчатым орнаментом Хотя ребра добавляют прочности своду, они не являются обязательным элементом, и к концу Средних веков их стали применять с декоративной целью В бристольской церкви Сеит-Мэри-Редклифф, Англия ок 1443г, для создания орнаментальной поверхности с удлиненными четырехлистниками использованы декоративные ребра Конструкция ребра Ребра свода усиливают участки, испытывающие напряжение, делая их толще Основным конструктивным элементом стрельчатых крестовых сводов является нервюра, или гурт, — арка из клинчатых камней, укрепляющая ребра Сверху свод поддерживает замковый камень, включающий конечную часть каждого ребра Замковые камни часто украшались скульптурами При правильной конструкции своды обретают стабильность и сохраняются, даже будучи частично разрушенными Но если каменщики просчитаются, потолок запросто может рухнуть Поврежденный свод Ребра и поперечные арки разрушенного клироса аббатства Мерлоуз в Шотландии конец 14в оказались достаточно прочными, чтобы сохранить стабильность, несмотря на то, что часть свода была разрушена Тас-дэ-чарж Нижние блоки пяты свода включают в себя все ребра По мере того как блоки идут вверх, ребра меняют угол, пока не достигают достаточной кривизны, чтобы быть стабильными Меньшие профили встраиваются в более крупные блоки Решетка фермы свода Как и ребра, решетка между ребрами представляет собой выложенные под углом ряды, поэтому каждый блок давит на соседний, а не прямо вниз На примере этого разрушенного свода замка Шерборн в Дорсете, Англия, видно, что даже самые верхние блоки уложены под углом Пилястры свода, соединяющие ребра с колоннами, играют скорее декоративную роль В соборе Парижской Богоматери 13в они помогают визуально объединять свод и нижнюю часть храма Скульптурный замковый камень Замковый камень в центре свода украшали скульптурами, такими как этот ангел в Лаоне, Франция Однако его основная функция — удерживать ребра вместе Замковый камень высекался таким образом, чтобы в него входили все ребра свода, это обеспечивало их давление друг на друга.
5 Опоры Своды оказывают сильное давление, направленное вовне, на расположенные под ними стены, и, как следствие, сооружению требуется дополнительная поддержка в форме опоры Древнеримские здания и более поздние романские постройки с цилиндрическими или Решетчатыми годами обычно укреплялись опорами в виде пилястр, которые утолщали стену в ключевых точках, но они были недостаточно мощными, чтобы выдерживать огромный вес очень высоких веерных сводов - готика В готический период появились аркбутаны — наружные каменные полуарки, передающие распор сводов главного нефа несущим опорным столбам — контрфорсам Аркбутан Аркбутаны снаружи кафедрального собора 13 века в Амьене, Франция, придают зданию облик свадебного торта, характерный для готического периода Каменные полуарки поддерживают своды, а пролеты, расположенные в точках наивысшего напряжения, передают давление от сводов на массу опоры Точки концентрации напряжения свода Основными точками концентрации напряжения свода являются верхушка и полудужья, где они изгибаются, переходя в вертикальную стену Если свод сконструирован правильно, давящие вниз силы будут передаваться в кривизну свода и в стену; если же в расчетах будет допущена ошибка, свод рухнет, как показано на этой схеме Пинакль Пинакли — это декоративные башенки или столбики на контрфорсах Высокие пинакли усиливают общий декоративный эффект экстерьера, но они также выполняют конструктивную функцию, добавляя вес контрфорсам Арочные аркбутаны использовались для укрепления сводов в местах максимального давления Аркбутаны располагались под углом к своду и помогали пертдавать часть сил вниз, в массу кладки опоры Опоры с пилястрами также использовались для усиления стен Те, что вы видите на рисунке, укрепляют щинец английской церкви в Мэнтоне Ступенчатая конструкция нижняя часть — самая толстая придает еще большую стабильность основанию стены Веерный свод английского тина появился в конце 15 века Образуют его ребра-нервюры, исходящие из одного угла и имеющие одинаковую кривизну Воронкообразные поверхности, соприкасаясь между собой на продольном ребре свода, опираются на поперечные арки Благодаря этому конструкция получает необходимую прочность Ажурный рисунок веерного свода, гармонируя с декором стен, объединяет весь интерьер Ажурные детали часовни Веерный свод часовни Королевского колледжа в Кембридже, вероятно, самый известный в мире Часовня была построена к 1515 году, на средства, выделенные почившим королем Генрихом 7 Концентрические ажурные детали свода являются продолжением ажурного заполнения окон и слепых аркад в нижней части стены Увеличенная пята Веерные своды изначально использовались для небольших пространств — таких как гробницы и крытые галереи На показанном примере хорошо видно, как изменился веерный свод за счет увеличения пяты обычного свода Глостерский кафедральный собор, построенный ок 1470г Конструкция веерного свода Если у ребристых сводов вся структура на виду, то изнанка веерного свода спрятана от посторонних глаз Сектора свода центрального нефа в Шерборнском аббатстве, Англия, поддерживаются огромными ребрами, невидимыми с другой стороны Орнаменты Орнаментальный веерный свод часто создает эффект сталактитов Большие участки кладки поддерживаются поперечными арками, которые и сами имеют орнаментальные выступы Все вместе это создает фантастический эффект, как, например, в капелле Генриха 7 в Вестминстерском аббатстве 1503—1519гг Обман зрения На этом рисунке — большие структурные арки свода капеллы Генриха 7 в Вестминстерском аббатстве При ближайшем рассмотрении видно, что висячие украшения на самом деле являются частью этих арок Купола Введение Купол — это вид свода, создаваемый за счет переворота арки на 360 градусов для образования изогнутой крыши По форме купола бывают круглыми, овальными или многоугольными Купольные сооружения были распространены в Древнем Риме, также они являлись важной частью ранней христианской и византийской архитектуры В эпоху Ренессанса купола снова стали популярными Не была чужда им и неоклассика На протяжении 20 века архитекторы экспериментировали с новыми материалами, создавая купола огромного диаметра Древнеримский купол Купола являлись распространенным элементом римской архитектуры, их также использовали архитекторы, желавшие пробудить воспоминания о былом величии Древнего Рима.
6 Реконструкция храма Весты в Тиволи 1в до н э демонстрирует типичный неглубокий древнеримский купол с небольшим барабаном Ранняя купольная христианская базилика Характерным элементом ранних христианских, а позже и византийских, базилик были купола, венчавшие массивные формы На рисунке вы видите церковь Святой Софии в Салониках, Греция 780-е гг Конические крыши нижних апсид куполами не являются, поскольку у них плоские поверхности Купол эпохи Ренессанса Купола относятся к ключевым элементам архитектуры ренессансных и барочных церквей Обычно их размещали над пространством центрального перекрестья, объединяя с классическим храмовым фасадом Эго основательно контрастировало с готической архитектурой На рисунке — церковь Иль-Реденторе в Венеции, работы Андреа Палладио окончена в 1592г Силуэт на фоне неба Обратите внимание, какой величественный эффект создает купол Капитолия на фоне неба Он венчает двухъярусную ротонду в центре здания За колоннами барабана спрятаны окна, освещающие интерьер Сплошная криволинейная крыша Лондонский Купол Миллениум, построенный в 1999 году, покрыт самой большой в мире сплошной криволинейной крышей В техническом плане это не купол, поскольку имеет внутренние опоры - внутри находится культурно-развлекательный центр, но наружная форма явно напоминает древнеримские купола Конструкция Первые купола размещались на круглых или многоугольных зданиях, и купол по существу являлся продолжением стены В византийский период строители обнаружили, что для заполнения пространств между криволинейным куполом и квадратным зданием можно использовать треугольные выступы - паруса или тромпы Основания сферических парусов в сумме образуют круг, что позволяет равномерно распределять нагрузку При опоре на паруса купола стали возводить над помещениями любой конфигурации В эпоху Ренессанса появились купола с двойной оболочкой Внутренний, меньшего размера, поддерживал внешний, гораздо более эффектный Круглый купол Мавзолей, построенный императором Константином для своих дочерей Констанции и Елены ок 350г, имеет круглый купол, размещенный над круглым внутренним пространством Купол поддерживают стены с аркадой и подпирают толстые стены крытой галереи Паруса купола Византийские строители сделали открытие, что для формирования базы для купола можно использовать изогнутые треугольники, заполняющие пространство между углами квадратного здания и собственно куполом В подкупольном пространстве по сторонам квадрата возводили арки; промежутки между ними и куполом называются парусами Наглядное представление о парусах дает интерьер Айя-Софии в Константинополе, Стамбул Барабан и купол Купола часто приподнимают над крышей с помощью высокого, прямого барабана, как в этой церкви Дома инвалидов в Париже ок 1680—1720гг Окна, размещенные в барабане, являются прекрасным источником света Простой купол Все купола имеют сплошные криволинейные поверхности, как в горизонтальном, так и в вертикальном разрезе Простейшие купола представляют собой перевернутые арки Как и арки, они могут быть круглыми, заостренными или стрельчатыми Купол можно поднять на барабан, создав эффект приподнятости Первые купола были каменные не считая самых древних, из ветвей, обмазанных глиной, в наши дни или железобетонный каркас Плоский купол Самым распространенным видом древнеримского купола является купол плоской формы, похожий па перевернутое блюдце Эта форма получила вторую жизнь в эпоху Ренессанса, как видно на примере церкви Святого Андрея на виа Фламиниа в Риме 1550—1553гг, которая частично копирует Пантеон Полусферический купол Безупречный полусферический купол можно поднять на высокий барабан без нарушения общей геометрии формы, как показано на примере церкви Святого Андрея в Мантуе работы Леона Баттисты Альберти строительство началось в 1470 г Глава на самом верху повторяет форму купола, но в меньшем масштабе Овальный купол Овальные купола были очень популярны в период барокко Огромный овальный купол венской церкви Карлскирхе 1715— 1737гг расположен над овальным нефом; снаружи его форма перекликается с овальными окнами в вершине купола Приподнятый купол В отличие от купола, установленного на барабане, приподнятый купол имеет ровные стороны, бесшовно низводящие кривизну в условный прямоугольник Этот демонстрирует купол мечети 15 века султана Баркука в Каире, Египет.
7 Купол с тремя оболочками При проектировании лондонского собора Святого Павла для создания пропорционального соотношения между наружными и внутренними формами без чрезмерного структурного напряжения сэр Кристофер Рен использовал купол с тремя оболочками Изнутри конструкцию поддерживает кирпичный конус, спрятанный за куполом меньшего размера Комплексный купол Более сложные формы куполов можно создавать за счет разделения поверхности купола на секторы, часто с помощью ребер, подчеркивающих деление Еще один архитектурный прием — размещение полукуполов по сторонам, и такая компоновка, несомненно, имеет структурные преимущества, поскольку в этом случае полукупола будут поддерживать главный купол Для создания луковичных куполов-главок, типичных для русской архитектуры, вычерчивается подчеркнуто выпуклая кривая Такие купола обычно покоятся на круглом в плане или граненом барабане Многоугольный купол Первым многоугольным куполом он заменил старый деревянный стал купол Флорентийского кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре спроектированный Филиппо Брунеллески в 1419—1436 годах Это инженерное чудо целиком состояло из кирпича Двойная оболочка купола связана каменными ребрами и деревянными кольцами в единую конструкцию Фонарь, добавленный в 1461 году, тоже многоугольный Купол в форме тыквы Многосторонние купола не обязательно должны быть с прямыми гранями Храм Святых Сергия и Бахуса 527—536гг в Константинополе Стамбул имеет купол в форме тыквы, состоящий из 16 сегментов, выпуклых наружу и вогнутых внутрь Форма кривизны повторяется в арках окон и опорных колоннах Купол-луковка Купола-луковки, названные так за сходство с головками репчатого лука, характерны для русской православной христианской архитектуры Такие купола обычно украшаются позолотой, и они являются заметной частью здания Стрельчатый купол Купола — популярный элемент исламской архитектуры Они имеют разную форму, но особенно примечательна форма, показанная на примере мавзолея Тадж-Махал в Агре, Индия Белоснежное здание, сооруженное ок 1630—1652 годах, украшено пятью куполами Исламские купола обычно имеют заостренную верхушку Полукупол В соборе Святой Софии Константинополь, ныне Стамбул возведенный на парусах центральный купол диаметром 31,4 метра окружен полукуполами меньшего размера Напомним, что храм был построен в 532—537 годах Анфимием из Тралл и Исидором из Милета Фонарь и глава Большинство куполов венчают фонарь и или глава Фонарь — это открытая арочная конструкция, служащая для освещения и вентиляции внутреннего помещения, однако гораздо чаще фонари возводились с декоративной целью Гла ва главка — это декоративное покрытие, устанавливаемое на световом или глухом барабане Главы и фонари придают купольному архитектурному сооружению большую живописность Они похожи на звонкую ноту, завершающую аккорд Многоугольный фонарь Граненые поверхности многоугольного фонаря на верхушке купола Флорентийского кафедрального собора подчеркивают завершенность конструкции Завитки на небольших опорах создают плавный переход от кривизны к прямым линиям Все вместе объединяет завершение в виде шара и креста Восьмигранная башня с фонарем Восьмигранная центральная башня с фонарем в Илийском кафедральном соборе, Англия, была построена в 14 веке взамен рухнувшей романской Огромные окна фонаря, изготовленного из дерева и выкрашенного в цвет камня, пропуская свет, красиво освещали собор Неоклассический фонарь Фонарь, окруженный балюстрадой, — деталь, характерная для неоклассической архитектуры 18 — начала 19 века На рисунке вы видите дом в Эймсбери, Англия, однако подобный элемент был популярен в Соединенных Штатах и других странах Практическое назначение — освещать колодцы лестниц и прихожие Глава с эркером Главы могут использоваться сами по себе, без купола Например, во французском замке Шамбор, строительство которого началось в 1519 году, конусные крыши больших эркеров увенчаны главами; небольшая глава есть также на центральной башне.
8 Декоративные элементы Главы и фонари часто украшали орнаментом, а над ними помещали крест в церковных зданиях, флюгер или любое другое декоративные окончание Стрельчатая глава церкви Святого Павла в Ковент-Гардене, Лондон, имеет флюгер в виде лебедя, установленный на высоком шпиле Введение В широком смысле башня — ото любое здание, высота которого значительно превышает ширину Башни, построенные из камня, создают ощущение надежности, возможно, потому, что ассоциируются с оборонительными сооружениями Однако у башен есть и другое предназначение Есть инженерные башни например, всем известные телевизионные, есть маяки, есть культовые башни например, минареты, служащие для призыва мусульман на молитву, есть, наконец, просто красивые сооружения-символы, как знаменитая Эйфелева башня в Париже Если в средневековых городах примечательной была башня ратуши, то современном мире башнями небоскребов уже никого не удивишь Церковная башня Испанский город Сантьяго-де-Компостела в Средние века да и сейчас был местом паломничества — согласно легенде, в нем захоронены останки апостола Иакова Шпили кафедрального собора и других церквей были заметны издалека Собор, выдающийся образец испанской романской архитектуры, был построен ок 1080—1211 годов Минарет Высокие, тонкие башни-минареты являются характерным элементом мусульманской архитектуры Минареты возводились рядом с мечетью или пристраивались к основному зданию С площадки в верхней части минарета имам созывал правоверных на молитву На рисунке — Голубая мечеть, или мечеть султана Ахмеда, в Стамбуле Уменьшающиеся ярусы Горизонтальные секции башни называются ярусами Они могут быть одинаковыми по ширине либо же, как показано на рисунке, постепенно уменьшаться Ярусы этой башни украшены пилястрами в виде колонн, не несущих конструктивной функции Зубчатые башни с бойницами Французский замок 14 века Меюн-сюр-Йевр на рисунке показан в процессе реконструкции выглядит весьма живописно Когда-то этот замок принадлежал Карлу 7, чье имя неразрывно связано с именем Жанны дАрк, национальной героини Франции Ажурная металлическая конструкция Знаменитая Эйфелева башня была построена в 1889г для Всемирной выставки в Париже инженером Александром Гюставом Эйфелем 1832—1923 Она символизировала технические достижения уходящего века При высоте около 300 метров эта башня была самой высокой в мире Оборонительные башни В Средние века башни являлись важнейшей частью оборонительных сооружений, поскольку с них удобно было наблюдать за неприятелем и давать отпор в случае нападения При возведении башен требования были самые простые — очень толстые стены и очень маленькие окна И обязательно — площадка наверху, защищенная зубцами Главная башня феодального замка называлась донжон, она служила последним прибежищем для защитников Позже, когда феодальные распри отошли в прошлое, аристократы в своих дворцах также возводили башни, но они уже были всего лишь живописной деталью Крепостная башня Важность башен в обороне легко понять на примере испанского замка 15 века в Медина-дель-Камио Высота башен обеспечивала хороший обзор, а толстые стены надежно защищали от огня противника Центральная башня замка Символом средневекового замка является его высокая центральная башня — донжон Она была последним укрытием в ходе боя, а в мирные дни демонстрировала силу и благополучие владельца, как эта центральная башня Старого Лувра в Париже Ирландская круглая башня Высокие, круглые, отдельно стоящие башни — характерный элемент средневековой ирландской архитектуры Обычно в такие башни поднимались по приставным лестницам через высоко расположенные двери В основном они использовались в качестве временных жилищ в смутные времена Дома-башни предназначались и для проживания, и для обороны Наружных крепостных стен вокруг них не было Замок Лангли 14 века находится на границе Шотландии и Англии Бесконечные стычки между шотландцами и англичанами, даже после признания Англией независимости Шотландии в 1328 году, заставляли аристократов строить именно такие укрепленные жилища Рыцарский стиль Различные назначения этажей башни Рыцарского замка в крепости Мальборк читаются но окнам Например, большой зал наверху имеет крупные окна, а внизу, в хозяйственных этажах, окна совсем маленькие Церковные башни Башни особенно характерны для христианских церквей романского и отчасти готического стиля.
9 Устремляющиеся в небо силуэты делали церкви самыми заметными зданиями в средневековом городе Соперничая друг с другом, жители соседних городов стремились заказать архитектору самую высокую и, разумеется, самую красивую церковь В основном башни располагались над центральным перекрестьем храма, в месте, где пересекаются неф и трансепты Однако в Германии и особенно в странах Бенилюкса башни часто возводили в углах здания Башня в перекрестье Центральное перекрестье, где пересекаются неф, трансепты и клирос, является сердцем церкви Очень часто снаружи это место отмечалось башней, такой как в этой церкви Сент-Уан в Руане, Франция строительство началось в 1318г В башне сделаны большие окна, позволяющие свету проникать в собор, который иначе был бы слишком темным Декорированные башни Парные башни — характерный элемент больших романских и готических церквей В отличие от простого нижнего фасада, верхушки башен церкви 12 века Святой Троицы в Капе, Франция, украшены полосами слепых аркад, которые также повторяются на маленьких башенках, обрамляющих шпили Башня приходской деревенской церкви являлась для местного населения предметом особой гордости Иногда на ее постройку собирали деньги всей общиной Церковь Святого Неота в Кембриджшире имеет только одну башню, но она достойна восхищения Подмышечная башня Небольшие многочисленные башни, включая башни под мышками здания, между трансептами и клиросом, — характерная деталь германских церквей в романском стиле, как показанная здесь церковь в Лаахе Из-за башен церковь имеет почти военизированный облик, который дополняет аскетизм неукрашенных слепых аркад Асимметричные башни характерны для архитектуры возрожденной готики, они придают зданиям такой вид, словно они постепенно эволюционировал и со временем Башня этой шотландской церкви 19 века размещена асимметрично, в одном углу, что придает церкви силуэт неправильной формы Колокольня Колокольный звон — важная часть христианских религиозных церемоний; колокола звонят во время венчания и отпевания, звонят в большие церковные праздники, звонят и в будние дни, возвещая о начале церковной службы Вплоть до начала 20 века колокола использовали в светских целях, например предупреждая об опасности Высокие колокольни возводились при ратушах, но часто они уступают церковным по красоте Колокольни, как и звонницы, надстроенные над храмом, обычно имели несколько незастекленных проемов, чтобы звук свободно разносился на большие расстояния Отдельно стоящая башня Вибрация от звона колоколов могла разрушить и саму церковь, и колокольню В тех случаях, когда строители не были уверены в прочности фундамента, они возводили колокольню поодаль от основного здания Пример Пизанской башни, построенной в 12 веке рядом с кафедральным собором, доказывает, что их основания были небеспочвенными Кампанила В Италии колокольни называют кампанила, обычно их возводили в стороне от церквей Кампанила базилики Сант-Аполлинаре - и и - Классе 532—549гг — один из первых образцов круглой кампанилы, построенной из кирпича; она имеет арочные окна, число которых увеличивается от основания Конструкция для подвески колоколов Не каждая церковь могла позволить себе колокольню, поэтому колокола иногда подвешивали на небольшой конструкции над щипецом — звоннице Звонница обычно имела форму арки Разместить на ней могли не больше трех колоколов Окна звонницы не имеют стекол, что облегчает распространение звука Чтобы в звонницу не залетали птицы, часто использовали такие жалюзи, как, например, в этой английской церкви в Кингз-Саттон, графство Нортгемптоншир Светская колокольня Колокола часто использовали не только для религиозных целей, но и для светских, например для отсчета времени или предупреждения об опасности В средневековой Бельгии и Фландрии были распространены очень высокие светские колокольни, как эта, в Брюгге Шпили и шпицы Башни часто венчаются заостренными продолжениями, известными как шпили или шпицы Они не только придают сооружению дополнительную высоту, но и визуально украшают его Есть ли разница между шпилями и шпицами Некоторые считают, что конус шпица тоньше и элегантнее конуса шпиля, другие ставят между ними знак равенства И шпили, и шпицы изготавливают из металла либо камня.
10 Есть также деревянные шпили, покрытые сверху кровельным материалом Кроме конической, у шпилей может быть пирамидальная или многоугольная форма Поэтапная конструкция Шпили были дороги в изготовлении, поэтому их часто добавляли к сооружению через какое-то время В Шартрском кафедральном соборе, Франция, южный шпиль был установлен в конце 12 века, тогда как северный — лишь в начале 16 Более старый шпиль сделан из дерева, покрытого свинцом, а его сосед имеет дополнительное каменное основание, отражающее новые приемы строительных технологий Игольчатый шпиль Очень высокие и тонкие шпили - шпицы часто называют игольчатыми Они характерны для английских готических церквей и кафедральных соборов Обычно такие шпили изготавливали из дерева и покрывали свинцом Шпиль кафедрального собора в Солсбери 14в венчает каменную башню, расположенную над перекрестьем Шпицы в стиле рококо Волнистые кривые на шпице типичны для стиля рококо Шпиц церкви в австрийском городе Грац ок 1780г имеет часы и окно с жалюзи, позволяющее звуку свободно выходить из звонницы Флэш Очень тонкий, заостренный шпиль, украшающий французские готические церкви, известен как флэш, от французского слова флэшэ — стрела Его часто изготавливали из металла или дерева, покрытого свинцом В отличие от английских церквей, на которых шпиль устанавливался на центральной башне, флэш может венчать и любую другую надстройку Неоклассический шпиль Шпили продолжали пользоваться популярностью и в неоклассический период Башни под шпилем часто украшались такими деталями, как колонны и урны Книги французских архитекторов 18 века вдохновили американца Итиэла Таула на создание проекта Центральной церкви в Нью-Хейвене, штат Коннектикут строилась в 1812—1814гг Башенки и пинакли Башенка — это небольшая башня, обычно в углах здания Как и башни, башенки возвышаются над контуром крыши, украшая здание Пинакли — декоративные столбики на выносных контрфорсах позднероманских и готических церквей — еще меньше башенок И башенки, и пинакли, имея квадратное или многоугольное основание, заметно сужаются кверху Пинакли часто завершаются фиалами — остроконечными пирамидками с краббами в виде стилизованных листьев или крестоцветом — стилизованным цветком Пинакль Пинакли на контрфорсах не только помогали создавать изящный силуэт, характерный для поздней готической архитектуры, но и утяжеляли контрфорсы, предназначение которых — противостоять давлению сводов На рисунке — церковь Святой Варвары в Кутна-Горе, Богемия конец 14в Угловая башенка Небольшой размер башенок не умаляет их роли — они представляют собой четкое визуальное завершение здания Вместе с еще меньшими пинаклями на каждом контрфорсе четыре угловые башенки капеллы Королевского колледжа в Кембридже, Англия 1446—1515гг представляют собой отличительную черту экстерьера здания Башенки с лестницами Вы легко можете узнать башенки с внутренними лестницами по многочисленным маленьким окнам, как это видно на примере дворца архиепископа в Солсбери, Англия Диагональное размещение верхних окон в башенке восьмиугольной формы свидетельствует о наличии внутри спиральной лестницы Городские башни На протяжении многих веков башни во многом определяли архитектурный облик города Создавать многоэтажные структуры при экономии городской земли — во всех отношениях выгодное предприятие В Средние века высота башни демонстрировала благосостояние человека, который вкладывал деньги в ее строительство В наше время башни заменили небоскребы Работать или жить в них для многих считается престижным Возведение в городе многоэтажных домов-башен имеет свою специфику: они должны иметь эффектный вид па уровне земли и еще более эффектный — на высоте птичьего полета Шпиль в стиле ар-деко Здание Крайслер-билдинг, построенное в 1928—1930 годах по проекту архитектора Уильяма Ban Алена, — одна из самых известных достопримечательностей Нью-Йорка Его высота достигает 320 метров Спиральное окончание, выполненное в стиле ар-деко, повторяет орнамент решетки автомобильного радиатора Концентрические арки сглаживают переход между квадратным зданием и конусным шпилем Городская башня эпохи Ренессанса Зажиточные купцы в эпоху Ренессанса соперничали друг с другом в украшении своих домов Модными считались дома с башнями Многоярусные башни определяли также архитектуру общественных зданий.
 

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена