выразительный актёр тест 75кб |
1 | Всякий, любящий искусство, увидит, какой необыкновенной прелести должны были быть полны эти беседы, где, в какой-нибудь час времени, перед слушателями и зрителями проходило в живых образах все разнообразие выразительных средств, на которое способен живой человек. Неисчерпаемы были и разнообразие тем его бесед и разнообразие иллюстраций. С невероятной легкостью переходил он от трагического монолога к легкой басне, от величественной арии Глука к какому-нибудь чувствительному куплету, которыми так изобиловал тогдашний романтический репертуар. |
2 | Главная прелесть его исполнения, как и всегда во всяком исполнительном искусстве, заключалась в том, чего нет ни в тексте, ни в нотах. Главнейшие его средства были: большая свобода в ритме и неисчерпаемая скала оттенков. Пусть ритмическая свобода не пугает музыкантов: сильная часть такта всегда падала во время; но в пределах такта, в особенности в речитативах, где рамки много свободнее, Дельсарт достигал неописуемых эффектов. |
3 | Что касается оттенков, то нельзя сказать, в чем их было больше, - в пении или в декламации. Мы упоминали уже, какого удивительного впечатления он достиг однажды, спев в пол-голоса Диез Ираэ (своего сочинения). Конечно чтобы с непринужденностью пользоваться разнообразием оттенков, надо дать голосу устойчивый, незыблемый ундамент в технических приемах. Дельсарт был первым проповедником того "диафрагматического" дахыния, которое теперь принято всеми методами пения, и за которым осталось данное ему Дельсартом название; ему же принадлежит деление дыхания на "естественное" (достаточное для жизни) и "заимствованное" (нужное для пения). |
4 | Роль груди он признавал пассивною: только гортань и рот, с помощью диафрагмы, играют действенную роль в пении, грудь только подает. Распределение функций, принадлежащих разным органам звукоиспускания, построено на том общем делении человеческой природы на Жизнь, Разум и Душу ("Жизнь" следует понимать в смысле - ощущение, физическое проявление), которое положено им в основу всей системы. Таким образом, дыхательный орган соответствует Жизни; гортань, от которой зависит тембр, соответствует Душе, чувсвту; рот, произносящий слова, - орган Разума. |
5 | Подумайте только, господа певцы, как вы идете против природы, когда, для выражения чувства, призываете в подмогу грудь (итальянское всхлипывание): или господа актеры, подумайте, как противно природе, когда ради придания чувства словам, вы пыхтите. Слово - последний внешний продукт чувства, всякое другое телодвижение ему предшествует, слово последнее, - и вдруг оно-то проглатывается. Так лучше же не выпускать его, чем выпустив, брать назад. |
6 | Дельсарт был безподобен в произношении. Его урок изобиловал практическими примерами и указаниями, как избегать ошибок. Каждая буква азбуки была им разобрана, определены были ошибки ея произношения и установлены анатомические законы, управляющие её фонетикой. Не хотелось бы уходить в подробности, уделять место "слову" на страницах, посвященных "телодвижению", к тому же не все его указания приложимы к русскому языку, но об одном важном вопросе поговорим. |
7 | Когда-то я указывал на важность ясного произношения первого слога в пении. Я рад найти у Дельсарта самое точно выраженное требование в этом отношении. Он настаивает на твердости в произнесении начальной согласной: "в ней дух слова". Очевидно, он родоначальник этой, поражающей во французских певцах, особенности, придающей не только ясность слову, но и четкость нот. Какая разница с ужасной матерой итальянских певцов, которые, ради "чувства", всякому слову, начинающемуся с согласной, предпосылают легкое псхлипывание на "э", - подумайте только: нота слышна раньше слова! По Дельсарту буква слышна раньше ноты. |
8 | Чуете ли вы великолепие этой грани, это заслонки, от которой идет звук, - поддержаннй, обрамленный, очерченный? Меня всегда занимал вопрос, почему, в силу чего, такие, казалось бы, мелочи, как вышеуказанные недостатки, могут так сильно оскорблять того, кто чувствует искусство? Почему так противно это подчеркивание чувства, выражающееся в неясном произношении слова? Ознакомившись с Дельсартом, я понял: оттого, что это есть смешение отдельных функций двух разных начал человеческой природы, - души и разума. |
9 | Конечно, смешно оскорбиться от того, что певец, ради так называемой "экспрессии", упустил ясность слова и скомкал несколько букв, но подумайте, что это значит: рот присоединился к функциям гортани, - орган Разума отказался от себя, чтобы делать дело органа Души. Конечно, в малом, но в этом малом мы чувствуем оскорбительность смешения великих, основных начал природы... Чувствую, что я увлекся и уклонился как раз в сторону тогО, о чем думал не говорить, - о методе пения. |
10 | Но Дельсарт сам в своих уроках никогда не занл, куда приведет его беседа; трудно поэтому не уклониться и тому, кто говорит о нем. Еще несколько технических подробностей. В упражнении голоса центром внимания профессора был Ми-бемоль (в медиуме). Он заставлял "филировать" звук на этой ноте, и считал, что, достигая силы на этой центральной ноте, он тем самым укреплял и нисходящую скалу и восходящую, не утомляя верхних струн. |
… |
Комментарии