[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Психология 3. Физиология высшей нервной деятель-ти
(0)       Используют 4 человека

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
Книга по программе обучения психологии (материал изложен очень доступно). Встречаются аббревиатуры, имена с инициалами, скобки с датами, некорректные пробелы, отсутствие знаков препинания, CAPS Lock и др. (первоисточник не откорректирован ввиду бОльшей значимости Контента, нежели правописания).
Автор:
черниговский
Создан:
27 декабря 2022 в 08:38
Публичный:
Да
Тип словаря:
Книга
Последовательные отрывки из загруженного файла.
Информация:
Для начинающих психологов, преподавателей психологии, cтудентов-гуманитариев и «любителей научпопа».
Содержание:
334 отрывка, 161679 символов
1 Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
Современный специалист в области психологии для глубокого понимания
механизмов протекания психологических процессов должен владеть всем понятийным
арсеналом физиологии высшей нервной деятельности.
История исследования высших функций мозга тесно связана с изучением
психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности.
2 Исследованием сущности психики занимались Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит,
Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Гален, Гераклит, Демокрит.
Выдающийся древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) и его
последователи, тщательно изучая анатомию и физиологию, обобщая свой врачебный опыт
создал первую в мире типологию типов нервной системы не потерявшую свою
актуальность до настоящего времени.
3 Ч. Дарвин разделил действия организма на врожденные (инстинкты) и
приобретенные (индивидуальный опыт, наслаивающийся в онтогенезе на инстинктивные
формы поведения).
Важную роль в развитии представлений о ВНД сыграл Сеченов. Он впервые высказал
мысль о том, что сознание представляет собой субъективное отражение объективной
действительности. Он считал, что в основе познания человеком окружающей среды лежит
деятельность органов чувств.
4 И.П. Павлову наука обязана всесторонними исследованиями физиологии головного
мозга и созданием материалистического учения о высшей нервной деятельности.
Физиология высшей нервной деятельности, заложенная трудами И.П. Павлова и его
учеников, претерпевает в настоящее время стремительные изменения, связанные с
переходом исследований на нейронный и молекулярный уровни. Переход к исследованию
нейронных механизмов высшей нервной деятельности открыл новые возможности для
изучения молекулярных механизмов поведения.
5 В ходе развития физиологии высшей
нервной деятельности происходит включение в сферу ее исследований все более сложных
форм поведения.
Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД) состоит из двух частей
- учения об анализаторах и учения об условных рефлексах. Понятие «ВНД» И. П. Павлов
ввел вместо существовавшего ранее понятия «психическая деятельность». Однако, как
показало время, эти понятия не равнозначны, и их определения противоречивы.
6 Высшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических
процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и
приспособительное поведение организма в окружающей среде.
Психическая деятельность – это идеальная, субъективно осознаваемая
деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Из
этих определений следует, что психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД.
7 Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознанно,
независимо от того, сопровождается она физической работой или нет. Высшая нервная
деятельность протекает и в период бодрствования (как осознаваемая и подсознательно), и
во время сна, т.е. как неосознаваемая.
Психика – свойство мозга осуществлять психическую деятельность.
Сознание – идеальное, субъективное отражение реальной действительности с
помощью мозга.
8 Сознание отражает реальную действительность в различных формах
психической деятельности человека, которыми являются: ощущения, восприятие,
мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Важным элементом ВНД является условный рефлекс, т.е. сформированная в
онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции.
Например, если вслед за включением звонка давать собаке кусочек мяса (подкрепление), то
вскоре сам звонок будет вызывать слюноотделение, как и мясо.
9 Единство аналитической и синтетической деятельности мозга заключается в том, что
организм с помощью сенсорных систем (анализаторов по И. П. Павлову) различает
(анализирует) все действующие внешние и внутренние раздражители (предметы, явления,
изменения показателей внутренней среды) и на основании этого анализа формирует
представление о них, а при необходимости – ответную реакцию организма с помощью
вегетативной нейрогормональной иили соматической (поведенческой) регуляции.
10 Например, при недостатке воды в организме возникает жажда, включаются
соответствующие регуляторные реакции, в том числе и поведенческого характера (поиск и
питье воды).
И.П. Павлов сформулировал основные законы ВНД на основе объективного метода
изучения ВНД с помощью метода условных рефлексов. Он установил, что для образования
условного рефлекса необходимо появление в ЦНС, в первую очередь в ее высших отделах,
временной связи (ассоциации, замыкания) между нейронами, воспринимающими условное
раздражение, и нейронами, входящими в дугу безусловного рефлекса.
 

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена