[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
25 задание ЕГЭ (БИОЛОГИЯ) Растения
(0)       Используют 3 человека

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
25 задание ЕГЭ (БИОЛОГИЯ) Растения
Автор:
GEL_01
Создан:
14 января 2024 в 12:18 (текущая версия от 14 января 2024 в 20:54)
Публичный:
Да
Тип словаря:
Тексты
Цельные тексты, разделяемые пустой строкой (единственный текст на словарь также допускается).
Содержание:
1 Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений? 1) Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности, 2) приобретение потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции. 3) Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем.
2 Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. 1) Возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
3 В XVII веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. 1) Масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза; 2) в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и 3) углекислый газ.
4 В чём проявляются эволюционные изменения покрытосеменных растений, по сравнению с папоротниковидными? 1) Покрытосеменные — цветковые растения. 2) Большинство видов имеют органы: корень, стебель, лист, цветки, плоды, семена. 3) Для них характерно двойное оплодотворение. 4) Оплодотворение не зависит от воды. 5) Семя находится внутри плода.
5 В тропиках преобладают насекомоопыляемые растения, ветроопыляемые же виды встречаются относительно редко. Почему в тропических лесах мало ветроопыляемых растений? 1) В тропиках многие растения являются вечнозелеными. Листва препятствует опылению растений ветром (затрудняет перенос пыльцы ветром). Потому что тропические леса очень густые, там практически нет ветра. 2) Обилие растений, приходящихся на единицу площади в тропиках (или, Потому что тропические леса очень густые), также препятствует переносу пыльцы 3) В тропиках много насекомых, которые опыляют Насекомоопыляемые растения.
6 Почему необходимо учитывать комплекс признаков при классификации растений? 1) Основой современной систематики служат идеи о единстве происхождения живых организмов и эволюции органического мира. 2) Руководствуясь такими идеями, современная наука строит естественную систему на основе филогенетического родства (т. е. общности происхождения, близости и дальности родственных отношений между разными видами) классифицируемых организмов. 3) Степень же родства сравниваемых видов устанавливается на основе их морфологического, анатомического, биохимического, генетического и т. д. сходства и различия.
7 Каково значение двойного оплодотворения у цветковых растений? 1) В процессе двойного оплодотворения происходит два слияния клеток. 2) Один спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота. 3) Другой — с крупной диплоидной центральной клеткой и образуется триплоидный эндосперм — питательная ткань для зародыша. Таким образом, в результате двойного оплодотворения образуется семя, состоящее из зародыша, обеспеченного питательными веществами и защищенного семенной кожурой. Примечание. Увеличение уровня плоидности эндосперма до 3n способствует более быстрому росту ткани по сравнению с диплоидными тканями спорофита
8 Школьники для озеленения территории взяли молодые ели из леса, а не из просеки. Посадили все правильно, но потом хвоя побурела и осыпалась. Почему? 1) Теневые и световые хвоинки имеют отличия в строении 2) и приспособлены к определенной освещенности. 3) После пересадки хвоинки не смогли быстро перестроиться к яркой освещенности и погибли.
9 Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах — красной? 1) На поверхности водоемов зеленые пигменты — хлорофиллы поглощают световые лучи. 2) На большие глубины морей проникают не все лучи светового спектра, а только синие и фиолетовые. 3) Эти лучи поглощаются красными и желтыми пигментами, поэтому водоросли приобретают красную окраску.
10 Можно ли назвать почвой смесь песка, воды, неорганических и органических веществ? 1) Смесь нельзя назвать почвой, 2) в ней нет живых организмов, 3) почва имеет определенную структуру. Из-за переувлажненности болотной почвы у растений корень испытывает недостаток в корневом дыхании и плохо растет, оттого не может поглощать достаточное кол-во воды из почвы.
11 Какие растения относятся к хищникам? Почему они стали хищниками? 1) Росянка круглолистная (на болотах), жирянка обыкновенная, венерина мухоловка, пузырчатка обыкновенная (обитает в воде). 2) Растения — хищники обычно обитают на бедных минеральными веществами почвах. 3) В ходе эволюции перешли к хищничеству, имеют приспособления для привлечения и улавливания насекомых, которые являются основным источником таких питательных веществ, как азот и фосфор.
12 Почему ель чувствительна даже к низовым пожарам, когда горит только мох хвоя, трава? 1) У ели корневая система расположена на поверхности, 2) нижние ветки — близко к земле, 3) поэтому повреждаются корни и хорошо горят смолистые вещества на ветках.
13 На площади 10 кв. метров из 700-900 молодых елочек через 20 лет остается 2-3 ели. Каковы причины снижения численности и биологическое значение подобного явления? 1) Причины гибели: конкуренция внутривидовая и межвидовая, поедание животными, повреждение паразитами, неблагоприятные климатические условия. 2) Биологическое значение: «избыток» потомства страхует вид от вымирания, 3) остаются наиболее приспособленные к данным условиям особи.
14 Почему в августе в хвойном лесу под деревьями можно увидеть много опавшей хвои, а в лиственном лесу прошлогодних опавших листьев почти нет? Как это отражается на плодородии почвы? 1) Хвоя содержит много смолистых веществ, затрудняющих их разложение микроорганизмами. 2) Кроме того, в хвойном лесу в условиях тени температура более низкая и скорость разложения низкая. 3) Из-за медленного разложения и вымывания органических веществ почва в хвойном лесу содержит мало перегноя.
15 К каким экологическим последствиям может привести вырубка тропических лесов Земли? 1) К изменению состава воздуха, повышению содержания углекислого газа в атмосфере, это может привести к парниковому эффекту; 2) снижению биоразнообразия; 3) снижению уровня грунтовых вод, обмелению рек; 4) усилению эрозии, иссушению и опустыниванию почвы.
16 Какой вид изменчивости проявляется у растений в результате их подкормки? 1) Модификационная изменчивость — изменение организмов под действием факторов среды. 2) Эта изменчивость не затрагивает гены организма. Наследственный материал не изменяется. 3) Изменчивость всегда контролируется генотипом.
17 Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? 1) Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) Наличие слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) Развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) Дифференциация тела и появление органов (стебель, лист).
18 Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях? 1) корневая система растений проникает в почву, достает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; 2) у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 3) листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
19 Как происходит восстановление елового леса после полной его вырубки? 1) ель — теневыносливое растение, поэтому первый год вырубку будет заселять светолюбивые, быстро растущие травы, кустарники и деревья; 2) под пологом подроста светолюбивых деревьев будут хорошо развиваться всходы ели. Подрост защищает их от избытка солнечных лучей и весенних заморозков. 3) молодые ели успешно конкурируют со светолюбивыми деревьями, а при достижении верхнего яруса вытесняют их.
20 Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин. 1) непосредственно повреждают органы и ткани растений; 2) загрязняют почву, уменьшают плодородие; 3) понижают продуктивность растений.
21 Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин. Могут быть приведены следующие причины: 1. Вымывание из почвы кальция, натрия и других питательных веществ. 2. Ослабление деревьев и усиление их подверженности болезням, насекомым, засухам, грибам и мхам, которые процветают в кислой среде. 3. Замедление роста культурных растений, таких, как помидоры, соя, фасоль, табак, шпинат, морковь, капуста-брокколи и хлопок. 4. Кислотный речной сток может погубить многие формы жизни в озерах и реках.
22 В чём заключается выгода отношений между водорослью зоохлореллой и амёбой, в которой поселяется водоросль? 1) Амёба защищает зоохлореллу от внешних условий и поставляет ей необходимый для питания азот. 2) Животное получает от водоросли сахар, образованный в процессе фотосинтеза. (Амёба прозрачна и фотосинтез идёт нормально). 3) Кроме того, при фотосинтезе водоросль выделяет кислород, и животное использует его для дыхания.
23 Какие особенности риниофитов позволили им первыми освоить сушу? 1) появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) наличие слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) дифференциация тела и появление органов (стебель, листья).
24 Назовите отличия семенных растений от мохообразных. 1) У семенных растений преобладает спорофит, а у мхов — гаметофит. 2) У семенных растений есть корни; у мхов нет корней, они имеют ризоиды. 3) У семенных растений есть проводящая ткань, у мхов проводящей ткани нет, или она слабо выражена. 4) У семенных зародыш развивается в семени; у мхов семени нет (мхи — растения, размножающиеся спорами). или, у споровых расселяющейся стадией является спора, а у семенных – семена (у цветковых – семена или плоды). Семена и плоды по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ 5) У мхов (споровых) размножение зависит от воды, а у семенных — не зависит. или, сперматозоидам споровых растений для плавания требуется вода, поэтому споровые не могут жить в засушливых местах. У семенных растений мужские половые клетки спермии находятся внутри пыльцы. У голосеменных пыльца переносится ветром, а у цветковых – ветром, водой, насекомыми или другими животными, т. о., семенным растениям вода для оплодотворения не нужна. Примечание. Семенные — это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые) Мхи — это высшие споровые растения
25 Приведите не менее трех доказательств того, что водоросли относятся к Царству Растения, к группе низших растений. 1) Водоросли принадлежат к Царству растений, так как это автотрофные фотосинтезирующие организмы; имеющие определенное клеточное строение: наличие хлоропластов, вакуолей и клеточной стенки. 2) Водоросли относятся к низшим растениям, они не имеют органов (ни корней, ни стеблей, ни листьев), их вегетативное тело — слоевище, или таллом. 3) Водоросли, как низшие растения не имеют тканей (или: отсутствует дифференциация тела на ткани).
26 Считается, что толстый мясистый стебель и трансформация листьев в иголки или пух у кактусов – это приспособления к их условиям обитания. Объясните, в чём заключается суть этих приспособлений? В каких условиях произрастают кактусы? 1) кактусы произрастают в засушливых условиях; 2) мясистый стебель позволяет запасать большое количество воды и продуктов фотосинтеза (при этом берёт на себя функцию фотосинтеза из-за редукции листьев); 3) отсутствие (видоизменение) листьев приводит к снижению потерь воды при испарении
27 Какие ткани образуют листовую пластинку у сирени? Объясните, какие функции они выполняют в листе. 1. покровная ткань — обеспечивает защиту и проведение солнечных лучей, участвует в газообмене и испарении воды; 2. основная фотосинтезирущая ткань — обеспечивает синтез органических веществ (фотосинтез); 3. проводящая ткань — обеспечивает проведение воды в листок и отток из листа органических веществ; 4. механическая ткань — придает прочность листовой пластинке
28 Какие два типа проводящих тканей выделяют у высших растений? В чём особенность их строения? Какие вещества транспортируются по этим двум типам тканей? Дайте развёрнутый ответ. 1) ксилема и флоэма; 2) ксилема состоит из цилиндрических мёртвых пустых клеток (сосудов); 3) по ксилеме идёт транспорт воды и растворённых в ней минеральных веществ снизу вверх (от корней к листьям); 4) флоэма состоит из живых цилиндрических клеток с клетками-спутницами (ситовидные трубки); 5) по флоэме идёт транспорт органических веществ (углеводов) из листьев в другие органы.
29 Известно, что цветки некоторых растений закрываются перед наступлением ночи. Предположите, какие преимущества получает цветок, закрываясь на ночь. Какой механизм обеспечивает движение лепестков? 1. Защита пыльцы от росы (высокой влажности). 2. Намокшая пыльца не может быть перенесена на другие цветы. 3. Защита от переохлаждения (излишнего испарения воды). 4. При закрытии цветка уменьшается площадь поверхности, и теплоотдача (испарение) сокращается (в закрытом цветке пестик и тычинки защищены от переохлаждения). 5. Движение лепестков происходит при изменении тургорного давления в клетках внешней или внутренней стороны лепестка (или благодаря неравномерному росту разных сторон лепестков).
30 Гидатофиты — водные растения, целиком или полностью погружённые в воду, имеют слаборазвитые проводящую и механическую ткани, тонкие сильнорассечённые подводные листья, утолщения стеблей или листьев. С какими условиями среды обитания связаны эти структурные и функциональные изменения строения гидатофитов? 1. Слабое развитие механических тканей из-за высокой плотности среды, поддерживающей растение. 2. Слабое развитие проводящей ткани, так как растение поглощает воду всей поверхностью тела. 3. Тонкие сильнорассечённые подводные листья для максимального улавливания рассеянного света, необходимого для фотосинтеза. 4. Утолщения содержат воздухоносную паренхиму (аэренхиму), которая увеличивает плавучесть и запасает газы для дыхания и фотосинтеза
31 Гидатофиты — водные растения, целиком или полностью погружённые в воду, имеют слаборазвитые проводящую и механическую ткани, тонкие сильнорассечённые подводные листья, утолщения стеблей или листьев. С какими условиями среды обитания связаны эти структурные и функциональные изменения строения гидатофитов? 1. Слабое развитие механических тканей из-за высокой плотности среды, поддерживающей растение. 2. Слабое развитие проводящей ткани, так как растение поглощает воду всей поверхностью тела. 3. Тонкие сильнорассечённые подводные листья для максимального улавливания рассеянного света, необходимого для фотосинтеза. 4. Утолщения содержат воздухоносную паренхиму (аэренхиму), которая увеличивает плавучесть и запасает газы для дыхания и фотосинтеза.
32 По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, из какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев? Ответ поясните. 1. Годичные кольца — прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год). 2. Кольца образуются из образовательной ткани (камбия, меристемы). 3. Весной образуются крупные клетки (сосуды) (больше водопроводящих элементов). 4. Осенью образуются мелкие клетки (сосуды) (больше опорных элементов). 5. В экваториальной зоне не выражены времена года. 6. Клетки сосудов (древесины) образуются одинакового размера в течение всего года.
33 В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других — мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые для растительноядных насекомых вещества. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений? 1. Большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия). 2. Легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению растений (на большие расстояния). 3. Крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени. 4. Ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость (защищают от поедания).
34 Почему диетологи рекомендуют принимать пищу в одно и то же время? Почему этап пережёвывания твёрдой пищи должен быть более продолжительным? 1. Приём пищи в одно и то же время способствует образованию условных пищевых рефлексов на определённое время (обстановку). 2. Хорошо пережёванная пища лучше обрабатывается слюной (ферментами слюны, бактерицидными веществами слюны). 3. Хорошо измельченная пища быстрее переваривается в желудке. 4. При быстром употреблении пищи её поступление в организм происходит раньше, чем наступает чувство насыщения. 5. Запаздывание чувства насыщения способствует перееданию.
35 Какое значение в стебле цветковых растений имеют механическая ткань? Сравните степень развития механической ткани у наземных и вторичноводных цветковых растений. Ответ поясните для обеих экологических групп. 1. Механическая ткань поддерживает тело растения в вертикальном положении (поддержка листьев, цветков, побегов). 2. У наземных растений механическая ткань развита хорошо. 3. У вторичноводных растений механическая ткань развита слабо. 4. Воздух имеет более низкую плотность, чем вода (или наоборот), поэтому в воздушной среде необходима развитая механическая ткань (вода поддерживает растение за счет выталкивания).
36 Известно, что у прибрежных водорослей, обитающих в арктических морях, концентрация органических веществ (липидов, аминокислот и сахаров) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у родственных им групп из экваториальных и субэкваториальных вод. Как можно объяснить такое различие? Температура плавления ненасыщенных жирных кислот ниже, чем у насыщенных. Предположите, в какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных липидов у водорослей северных морей будет максимальной. Поясните свой ответ. Почему для водорослей опасно изменение агрегатного состояния внутренней среды? 1. В арктических морях температура воды ниже, чем в экваториальных или субэкваториальных водах. 2. Органические вещества при отрицательных температурах окружающей среды поддерживают цитоплазму в жидком состоянии. 3. Зимой (в холодное время года) (будет выше концентрация ненасыщенных жирных кислот). 4. При понижении температуры меняется текучесть мембраны («затвердевают» насыщенные жирные кислоты). 5. Изменяется (увеличивается) количество ненасыщенных жирных кислот, чтобы сохранить текучесть мембраны. 6. При переходе воды из жидкого состояния в твёрдое (лёд) разрываются клеточные мембраны (разрушаются клеточные органоиды).
37 Известно, что у прибрежных водорослей, обитающих в арктических морях, концентрация органических веществ (липидов, аминокислот и сахаров) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у родственных им групп из экваториальных и субэкваториальных вод. Как можно объяснить такое различие? Температура плавления ненасыщенных жирных кислот ниже, чем у насыщенных. Предположите, в какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных липидов у водорослей северных морей будет максимальной. Поясните свой ответ. Почему для водорослей опасно изменение агрегатного состояния внутренней среды? 1. В арктических морях температура воды ниже, чем в экваториальных или субэкваториальных водах. 2. Органические вещества при отрицательных температурах окружающей среды поддерживают цитоплазму в жидком состоянии. 3. Зимой (в холодное время года) (будет выше концентрация ненасыщенных жирных кислот). 4. При понижении температуры меняется текучесть мембраны («затвердевают» насыщенные жирные кислоты). 5. Изменяется (увеличивается) количество ненасыщенных жирных кислот, чтобы сохранить текучесть мембраны. 6. При переходе воды из жидкого состояния в твёрдое (лёд) разрываются клеточные мембраны (разрушаются клеточные органоиды).
38 Какое значение в стебле цветковых растений имеют механическая ткань? Сравните степень развития механической ткани у наземных и вторичноводных цветковых растений. Ответ поясните для обеих экологических групп. 1. Механическая ткань поддерживает тело растения в вертикальном положении (поддержка листьев, цветков; побегов). 2. У наземных растений механическая ткань развита хорошо. 3. У вторичноводных растений механическая ткань развита слабо. 4. Воздух имеет более низкую плотность, чем вода (или наоборот), поэтому в воздушной среде необходима развитая механическая ткань (вода поддерживает растение за счет выталкивания).
39 Кактусы относятся к группе растений-суккулентов. Какое адаптивное значение имеют такие особенности строения кактусов, как шаровидная форма стебля и глубоко погруженные в ткань стебля устьица? Почему у кактусов развивается поверхностная корневая система? 1. Шаровидная форма имеет наименьшую площадь поверхности. 2. Растение меньше теряет воду (меньше транспирация, испарение). 3. Погруженные устьица препятствуют избыточному испарению (транспирации). 4. Поверхностная корневая система позволяют собирать влагу с верхнего слоя почвы (от росы и дождей).
40 Листья большинства видов растений при отрицательных температурах погибают, однако существует много примеров, когда растительные ткани хорошо переносят морозы. Объясните, каким образом происходит повреждение листьев при отрицательных температурах и какие механизмы позволяют семенам растений и хвоинкам сосны избегать этих повреждений. 1. При отрицательных температурах вода в листьях образует кристаллы льда, которые разрывают мембраны И ИЛИ органеллы клетки. 2. Семена растений при созревании теряют большую часть воды. 3. Семена растений при созревании накапливают органические вещества (белки, углеводы, липиды). 4. Хвоинки накапливают органические вещества (сахара, белки), которые препятствуют образованию кристаллов льда.
41 Наземные растения поглощают воду вместе с минеральными веществами из почвы. Объясните, почему для «всасывания» воды растениям необходимо поглощать из почвы минеральные соли? Опишите механизм поглощения воды корнями растений на клеточном уровне. 1. Вода может перемещаться через мембраны клеток только осмосом. 2. Для этого необходимо, чтобы концентрация солей внутри клеток корня была выше, чем в почве (необходимо создать осмотический потенциал). 3. Клетки поглощают ионы активным транспортом (без указания, что это именно активный (энергозатратный) транспорт, элемент не засчитывается, но важна сама мысль, можно, например, указать, что тратится АТФ, но не указывать собственно термин «активный транспорт»). 4. При этом создаётся разница концентраций и вода заходит в клетки корня.
42 В научно-популярном журнале вышла статья, в которой написаны фразы: «Зерновка пшеницы — это семена злаковых». «Выражение "стручки фасоли" верно с точки зрения биологии». «Корневища осота, как и корни других сорных растений, нужно уничтожать разрубая лопатой». Опровергните или подтвердите данные утверждения. 1. «Зерновка пшеницы — это семена злаковых» — это утверждение не верное, т. к. зерновка — это плод. 2. В состав плода входит околоплодник, который срастается с семенем, но не является им. 3. У околоплодника и семени разное происхождение. 4. Околоплодник формируется из завязи пестика (иногда при участии других органов цветка (например, гинецея, цветоложа или чашечки). 5. Семя образуется в результате двойного оплодотворения: спермий с яйцеклеткой образуют зародыш семени, спермий с центральный клеткой образуют эндосперм (есть не у всех), из стенок семязачатка образуется семенная кожура. 6. «Выражение "стручки фасоли" верно с точки зрения биологии» — не является верным утверждением, т. к. у фасоли плод боб, а не стручок. 7. У стручка семена располагаются на перегородке посередине, а у боба на двух створках. 8. «Корневища осота, как и корни других сорных растений, нужно уничтожать разрубая лопатой» — это утверждение не верное, т. к. корневище — это видоизменённый побег. 9. В состав корневища входит: стебель, верхушечная почка, боковые почки, видоизмененные чешуйчатые листья. У корней этих органов нет. 10. У корневища и корней разные функции.
43 В темновой фазе фотосинтеза (во время цикла Кальвина) углекислый газ присоединяется к углеводу рибулозе с помощью фермента РУБИСКО. Однако этот фермент может присоединить не только углекислый газ, но и кислород (это получило название «фотодыхание»). Чем выше концентрация кислорода в листе, тем больше РУБИСКО катализирует реакцию окисления рибулозы и тем меньше катализирует реакцию присоединения углекислого газа. Фотодыхание приводит к тому, что часть веществ цикла Кальвина окисляется и растение теряет много энергии. Предположите, при каких условиях окружающей среды в растении может происходить фотодыхание. Почему оно происходит именно при этих условиях? 1. Фотодыхание возникает при жаркой солнечной погоде (при засухе). 2. Растение закрывает устьица, чтобы не терять воду (из-за сильного испарения). 3. При этом внутри (мезофилла) листа растёт концентрация кислорода (потому что он вырабатывается при фотосинтезе).
44 У животных существует два способа запасания энергии. Основное количество запасённой энергии содержится в виде жиров, это долгосрочное хранение энергии. Однако часть запаса всегда содержится в виде полисахаридов (гликогена). Объясните, почему перелётные птицы не используют полисахариды в качестве запаса энергии. Почему они используют только жиры? 1. Полисахариды — это быстрый запас энергии (легко мобилизуются, легко включаются в метаболизм). 2. Липиды — долгосрочный запас энергии, они более компактны (больше энергии на единицу массы, чем у полисахаридов), но медленнее мобилизуются (медленнее включаются в метаболизм). 3. Птицам при перелёте очень важно экономить массу. 4. Поэтому птицы не используют сахара (полисахариды), а используют только жиры.
45 У растений-ксерофитов (растений засушливого климата) устьица листьев часто погружены в крипты (углубления) относительно плоскости листа и окружены волосками. Объясните, в чём смысл таких приспособлений. Какие ещё приспособления к сохранению воды у ксерофитов Вы знаете? Перечислите не менее трёх. 1. Погружение устьица относительно плоскости листа создаёт локальный «застой» воздуха около устьица, уменьшая испарение. 2. Волоски вокруг устьица также замедляют движение воздуха в районе устьица, что уменьшает испарение. 3. Наличие водоносной паренхимы, сворачивание листьев в трубочку, уменьшение количества устьиц, отсутствие устьиц на верхней стороне листа, увеличенная толщина кутикулы.
46 В руководстве для садоводов-любителей были приведены следующие утверждения: «Клубень картофеля представляет собой корень с запасом питательных веществ», «Использование фразы "стручки фасоли" верно с биологической точки зрения», «Корневище осота необходимо уничтожать в почве путем его рубки на части лопатой». Дайте аргументированные ответы, подтверждающие или опровергающие эти утверждения. 1. Клубень картофеля представляет собой видоизмененный побег. 2. Фасоль имеет плод боб (стручок — это плод крестоцветных (капустных)). 3. Корневище представляет собой видоизмененный побег. 4. При рубке корневища на части из почек формируются побеги. 5. В этом случае развитие (вегетативное размножение) осота идет еще активнее.
47 В руководстве для садоводов-любителей были приведены следующие утверждения: «Клубень картофеля представляет собой корень с запасом питательных веществ», «Использование фразы "стручки фасоли" верно с биологической точки зрения», «Корневище осота необходимо уничтожать в почве путем его рубки на части лопатой». Дайте аргументированные ответы, подтверждающие или опровергающие эти утверждения. 1. Клубень картофеля представляет собой видоизмененный побег. 2. Фасоль имеет плод боб (стручок — это плод крестоцветных (капустных)). 3. Корневище представляет собой видоизмененный побег. 4. При рубке корневища на части из почек формируются побеги. 5. В этом случае развитие (вегетативное размножение) осота идет еще активнее.
48 Известно, что транспирация у растений осуществляется в основном через устьица. Укажите два значения транспирации в жизни растений. Какие структурные защитные приспособления для уменьшения транспирации имеют растения засушливых мест обитания — ксерофиты? 1. Транспирация защищает от перегрева (понижает температуру растения). 2. Транспирация обеспечивает восходящий ток веществ в растении (обеспечивает движение воды и минеральных веществ по сосудам). 3. Толстая кутикула (восковое покрытие). 4. Уменьшение площади листьев (колючки, чешуйки). ИЛИ 4. Низкое отношение площади поверхности к его объему. 5. Волоски (опушение) на листьях. 6. Погруженные устьица (небольшое количество устьиц).
49 На листьях определенных растений можно встретить погруженные устьица, обильное опушение из волосков (трихом) на нижней стороне и толстый слой кутикулы на верхней стороне. К какой экологической группе можно отнести данные растения? Какое адаптивное значение имеет каждый описанный признак? Предположите, в какое время суток у данного растения наибольшее количество устьиц закрыто. 1. Ксерофиты (склерофиты; растения засушливых условий; растения пустынь и полупустынь). 2. Испарение через погруженные устьица меньше, чем у обычных устьиц. 3. Волоски (трихомы) конденсируют влагу. ИЛИ 3. Волоски (трихомы) задерживают влагу вокруг листа (снижают транспирацию). 4. Толстый слой кутикулы уменьшает испарение воды. ИЛИ 4. Толстый слой кутикулы отражает солнечные лучи. 5. Большинство устьиц закрыто днем (в полдень; когда солнце находится в зените). 6. В это время лист сильнее всего нагревается и быстро теряет влагу.
50 У насекомоядных растений имеются специальные ловушки или липкие листья для поимки насекомых. При этом важно, чтобы в ловушки не попадали насекомые-опылители, которые обеспечивают размножение растений-хищников. Назовите два способа, которым растение может поймать насекомое. Предположите, каким образом растения стараются обезопасить своих опылителей от попадания в ловушку. Назовите не менее трёх возможных механизмов. 1. Захлопывание ловушки, приклеивание насекомого, засасывание насекомого, попадание насекомого в глубокий кувшин (должны быть названы любые два способа). 2. Растения цветут (опыляются), когда ловушки ещё (уже) не функционируют. 3. Цветки находятся выше (ниже) ловушек (на других ветвях). 4. Ловушки привлекают запахом (цветом) только жертв, а цветки — только опылителей. 5. Опылители имеют размер, который позволяет им избежать попадания в ловушку.

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена