1 |
Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый и беличий. |
2 |
Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что финифть может наноситься только на металл, а металл только на финифть (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах). |
3 |
Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации. Исключением из правила является случай, когда какая-либо деталь фигуры животного - когти, язык, глаза или клюв (такое животное называется вооружённым), или деталь какого-либо предмета окрашивается цветом другого типа, нежели остальное тело, и попадает на поле щита, окрашенное в цвет аналогичного типа. |
4 |
В отношении особенностей применения данного важнейшего правила существуют два мнения. Одно предписывает применять правило неналожения только в ситуации, когда какая-либо фигура накладывается на поле щита, или одна фигура накладывается на другую. Однако это мнение различает понятия "наложение" и "соседство" однородных тинктур, и допускает соседство частей разделённого щита (рассечённого, пересечённого или скошенного), окрашенных однородными тинктурами. |
5 |
Например: щит, рассечённый на червлень и чернь, или щит, пересечённый на зелень и червлень, или щит, рассечённый на золото и серебро (герб Ватикана). Сторонники этой позиции считают, что в случае разделения щита на однородные по тинктурам части правило неналожения не нарушается, хотя при этом в определённой степени страдает принцип контрастности, который и породил данное правило. Но имеются и те, кто, оберегая не только букву, но и дух правила неналожения, считают недопустимым соседство однородных тинктур. |
6 |
Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится). |
7 |
Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством. |
8 |
Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять: Червлёнь - (красный) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари. Лазурь - (голубой) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина. Зелень - (зелёный) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени. |
9 |
Пурпур - (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный. |
10 |
Чёрнь - (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу. |
11 |
В западно-европейской (в основном в английской) геральдике есть также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Orange, Tenne, Murrey и Sanguine, причём в некоторых источниках Orange отождествляется с Tenne, a Murrey с Sanguine. Есть разночтения и в их графическом обозначении. |
12 |
Orange (оранжевый) - цвет, присущий только английской геральдике, изображается вертикальными пунктирными линиями. Tenne (краснобуро-оранжевый) который показывается пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный (или диагональными линиями слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь). |
13 |
Murrey (багрово-пурпурный) который графически показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами. Sanguine (тёмно-кровяной) пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь и диагональными линиями справа, как зелень. А также: Bleu-celeste (небесно-голубой). Brunatre (коричневый). Cendree (пепельно-серый). Rose (розовый). |
14 |
Строго говоря, эти тинктуры не принадлежат ни к финифтям, ни к металлам, ни к мехам и классифицируются как оттенки, "натуральные цвета". В геральдике, когда речь идёт о фигуре, окрашенной такими цветами, всегда применяется термин натурально окрашенная. |
15 |
В классической геральдике действовал принцип, согласно которому вместо натуральных цветов подбирались наиболее подходящие к ним по характеру геральдические тинктуры (например, олени и собаки изображались черными или красными, львы - золотыми или красными, человеческое тело - серебряным или красным). |
16 |
Использование этих нестандартных цветов нежелательно, и разумно только в необходимых случаях. В русской геральдике вместо всех этих специальных оттенков используется только натуральная окраска, без всяких уточнений. |
17 |
В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки геральдических тинктур на свой вкус. |
18 |
Кроме всего перечисленного существует также "дамасцировка" (diapered) - тонкий, как будто гравированный узор, покрывающий поле щита, или напоминающий тонкую узорчатую ткань, натянутую на щит. Идея, как предполагается, заимствована с льняных тканей города Ипр. Это скорее декоративный приём, формально не являющийся геральдическим элементом. |
19 |
Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных. |
20 |
Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает четырёх видов: "ermine" - белая область с чёрными крапинками; "ermines" - чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); "erminois" - золотая область с чёрными крапинками. Имеется также "pean" (кожа) - изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками. |
21 |
Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике - "potent", (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами. |
22 |
Самые распространённые меха - простые горностаевый (ermine) и беличий (vair). За исключением "potent", разновидности беличьего меха редки, так же, как и "papellone" (чешуя) и "plumete" (перья). Русская геральдика использует только два меха - горностаевый и беличий (включая их "негативные" варианты). |
23 |
Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы. способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками. |
24 |
Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Червлёнь - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе. Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо. Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав. Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство. Чёрнь - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура. |
25 |
Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. |
26 |
Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привилегированных членов общества выполняет ту же функцию), однако сейчас это правило немного демократизировалось. |
27 |
Надо сказать, что большинство вариантов разделения щита, которым здесь уделяется так много внимания, используется в современной геральдике редко (кроме, конечно, самых основных), а в российской геральдике - ещё реже. Но подробно рассмотреть этот раздел необходимо, чтобы лучше понять логические и эстетические принципы геральдики. |
28 |
В геральдике правая и левая стороны щита определяются не с точки зрения человека, смотрящего на щит, а с точки зрения человека, стоящего за щитом, или воина, держащего его в руке. Таким образом, левая часть щита на рисунке, обращённая к правой руке воина, считается правой, а правая часть, обращённая к левой руке (которая держит щит) считается левой. |
29 |
Поэтому, когда речь идёт об ориентации элементов герба, например фигуры льва, указывается, что фигура повёрнута геральдически вправо (или геральдически влево), или просто в большинстве случаев вправо или влево. Всегда, когда речь идёт об ориентации в щите и указывается "право" или "лево", имеется в виду геральдическая ориентация. |
30 |
Часто щит бывает разделён на две и более частей. Этот принцип называется делением щита и предполагает, что щит может быть разделён прямыми или фигурными линиями, выходящими из строго определённых точек щита и идущими в определённых направлениях. Линия деления может быть единственной или таких линий может быть много, но все они должны быть проведены пропорционально. Вертикальные и горизонтальные линии должны проводиться на равном расстоянии от краёв щита, а диагональные линии - на равном расстоянии от его углов. |
31 |
Четыре главных деления щита выглядят так: Рассечение - производится вертикальной линией, проходящей через центр щита. Пересечение - производится горизонтальной линией, проходящей через центр щита. Скошение справа - производиться диагональной линией, проходящей через центр щита от верхнего правого (геральдически правого) угла в левый нижний угол щита. Скошение слева - производится диагональной линией, проходящей через центр щита от верхнего левого (геральдически левого) угла в правый нижний угол щита. |
32 |
Часто щит имеет неправильную, закругленную, а не четырехугольную форму, однако верхний угол даже в сложной форме щита определить можно, даже если он лежит за пределами контура щита. Из этой точки и следует проводить линию. Иногда щиты изображаются не только сложными по форме, но и немного вогнутыми, вследствие чего и разделительные линии приобретают изогнутую форму. Но в любом случае линия скошения должна проходить через центр щита. |
33 |
Эти четыре главных деления называются простыми делениями щита. Однако существует множество других способов делить щит, используя несколько разделительных линий сразу и комбинируя линии разных направлений. Такие деления называются составными. Два самых распространённых из них - четверочастные разделения щита. |
34 |
Составные истинные деления: Рассечение и пересечение - это деление щита на четыре четверти производится комбинацией рассечения и пересечения Скошение слева и справа - это деление производится комбинацией обоих скошений. Клинчатое деление - комбинация двух четверочастных делений образует восьмиугольное разделение щита, которое также можно описать как клинчатое. |
35 |
При блазонировании трёхчастного щита важное значение имеет порядок упоминания направления деления. В соответствии с принятой иерархией сначала называется то, что справа или (если ничего нет справа) сверху. При воссоздании герба по описанию первым проводится то разделение, которое упомянуто первым. Такой порядок позволяет избежать перегрузки текста блазона указаниями справа, слева, сверху, снизу. |
36 |
При блазонировании трёхчастных щитов, разделённых скошениями и полускошениями (кроме двух типов, относящихся к этому же роду - прямого и опрокинутого вилообразного), важно обратить внимание на следующее обстоятельство: полускошения, оказавшиеся в нижней части щита, называются не по исходной точке (справа или слева), т.е. сверху вниз, а по направлению снизу вверх: вправо и влево. Прежде, чем перейти к рассмотрению других типов составных делений, мы должны сначала показать, как описываются (блазонируются) разделённые щиты. |
37 |
Блазонирование всегда должно быть составлено максимально кратко но и как можно более точно, чтобы по одному только словесному описанию можно было сделать рисунок описываемого герба или представить его себе мысленно. В Средние века словесное описание (устное или записанное в книге без иллюстраций) было единственным способом зафиксировать герб в памяти или документе, так как далеко не всегда была возможность присовокупить к словесному описанию рисунок. |
38 |
Для этого в Западной Европе герольдами был выработан специальный геральдический язык - блазон, призванный с помощью особых терминов описать любой герб максимально точно и притом коротко. Сейчас, благодаря достижениям полиграфии, почти всегда можно сопроводить рассказ о гербе цветным рисунком, поэтому важность описания отошла на второй план. |
39 |
В Россию геральдика пришла с многовековым опозданием, да и то как заимствованное культурное явление, а не как основанная на долгой практике традиция. Поэтому и специальный геральдический язык в российской геральдике не успел выработаться полностью - в этом не было нужды. |
40 |
Побочный эффект этого обстоятельства мы наблюдаем сегодня, когда появляются гербы, которые вообще невозможно точно описать не только специальными геральдическими терминами, но и даже простым русским языком - в таких случаях разъяснительная функция возлагается на прилагаемую картинку, ибо без такой иллюстрации никто не сможет не только воспроизвести герб по словесному описанию, но часто даже не сумеет его себе ясно представить. |
41 |
Однако с точки зрения геральдической традиции герб, который не может быть точно и внятно описан посредством ограниченного набора специальных терминов, гербом не является, или является неграмотным, неправильным гербом. |
42 |
Английский, французский и немецкий блазоны выверены временем, отточены и лаконичны. Эти специальные языки позволят описывать любой герб гораздо короче, чем это может русский язык, хотя бы и с использованием особой терминологии. Но в целом можно сказать, что российская геральдика всё же располагает весьма неплохой геральдической терминологией, которая, однако, не может быть столь же краткой, как и классическая западноевропейская, в силу структурных особенностей самого русского языка. |
43 |
Из-за этих особенностей мы не можем, в частности, отказаться от пунктуации в тексте блазона, как это предписывает английская традиция, но должны всё же заботиться о лаконичности, избегать в описании тавтологии и многократного повторения одних и тех же терминов. Вместе с тем забота о краткости блазона никогда не должна превозмогать заботу о его точности. Точность - главное в описании герба, и во имя точности иногда необходимо жертвовать краткостью. |
Комментарии