1 |
Секреты и сокровища Макс Фрай В сборник вошли тридцать семь текстов, которые составитель — Макс Фрай — считает лучшими рассказами, написанными по-русски в 2005 году. Авторы живут в разных странах, некоторые уже давно известны российскому читателю, а для некоторых это — первая публикация. СЕКРЕТЫ И СОКРОВИЩА 37 лучших рассказов 2005 года Составитель Макс Фрай Предисловие составителя Я примерно представляю стандартный набор вопросов, которые могут возникнуть у мало-мальски вдумчивого читателя при взгляде на эту книжку. |
2 |
Ответить на них — благое дело; по крайней мере, получив ответы, читатель утолит информационный голод и сможет, наконец, заняться рассказами, не отвлекаясь больше на собственный внутренний диалог. Этим и займусь. _Кто_решил,_будто_собранные_под_этой_обложкой_рассказы_—_лучшее,_что_было_написано_по-русски_в_2005_году?_ Решил, ясное дело, составитель сборника. То есть, я. Составитель полагает (голову готов дать на отсечение), что собранные под этой обложкой рассказы действительно великолепны. |
3 |
Все они были написаны (или, по крайней мере, попались мне на глаза) в 2005 году. И до сих пор нигде не опубликованы. У меня есть возможность изменить сей печальный факт, сделать роскошный подарок читателям и отдать должное авторам. Странно было бы в такой ситуации сидеть сложа руки. _А_с_чего_составитель_взял,_будто_он_может_единолично_решать,_какие_рассказы_лучшие?_ А по всему выходит, что кроме меня некому. |
4 |
Хотя бы потому, что я, в отличие от большинства коллег, прекрасно понимаю, что литература, мягко говоря, не совсем спорт. Здесь не может быть «лучших» и «худших», не может быть и пьедестала, куда поднимаются победители. Зато может быть сколько угодно просто прекрасного — причем прекрасного вот лично для меня, здесь и сейчас. То есть на практике определение «лучших» и «худших» авторов и текстов всегда было, есть и будет субъективным решением, вопросом сиюминутного индивидуального выбора. |
5 |
Поэтому, как мне кажется, правильно и честно составлять список «лучших» в одиночку, а не собирать очередное «авторитетное жюри» с тем, чтобы потом втюхать почтеннейшей публике сумму нескольких частных мнений в качестве «объективной оценки». К тому же, если уж совсем невозможно избежать разного рода литературных соревнований, пусть победителей выбирает человек, твердо убежденный, что победителей в таком деле быть не может. |
6 |
И арбитром следует быть лишь тому, кто прекрасно понимает, как недорого стоит его (и вообще чье угодно) частное мнение. В этом (и только в этом) смысле я — идеальный судия. _Ладно._И_о_чем_же_эти_ваши_«лучшие_рассказы»?_ Рассказы, ясное дело, все очень разные. Настолько, что на первый взгляд может показаться, будто их написали люди, живущие не просто в разных городах и странах, но на разных планетах. |
7 |
В каком-то смысле, так оно и есть. Тем не менее, у рассказов есть кое-что общее. Общность эта не имеет никакого отношения ни к манере высказывания, ни к способу изложения, ни к сюжету, ни к сверхзадаче, ни даже к так называемому «авторскому видению мира». И вообще никакого отношения к литературе. Один из авторов сборника, Феликс Максимов, назвал свой рассказ «Прекратили смерть». А другой автор сборника, Александр Шуйский, однажды написал: «Чтение готовит к одиночеству. Неподготовленному к одиночеству человеку будет очень сложно расти, поскольку рост — одинокое дело, его не сделаешь вместе с кем-то, это твои гормоны скачут, это твои кости болят, вырастая, это твои зубы режутся, причиняя боль и беспокойство. |
8 |
Но важнее то, что неподготовленному к одиночеству человеку будет очень тяжело умирать.» Так вот. Все рассказы сборника — не об этом, конечно. Но в каком-то смысле — _для_этого_. _Ну_ладно._А_кто_авторы?_ Авторы — очень разные люди. Мужчины и женщины, которые живут в разных странах мира. Среди них есть профессиональные литераторы с громкими и не очень именами, есть авторы, хорошо известные огромной аудитории русского интернета, есть замечательные рассказчики, которые до сих пор писали исключительно для себя и узкого круга знакомых. |
9 |
Их объединяет немногое — разве что, прекрасное владение русским языком. И еще нечто _непостижимое_и_неопределенное_,1 - Торгни Линдгрен, "Вирсавия" о чем и хотелось бы внятно сказать словами, а — нельзя. _И_кто,_по-вашему,_будет_все_это_читать?_ Читать все это будут — какая неожиданность! — читатели. Впрочем, нет, не просто читатели, но ценители литературы. Тут следует уточнить: «ценитель» — не какая-нибудь высшая раса избранных. |
10 |
Это вопрос не "высокой участи", но личного вклада. Ценителем становится всякий потребитель, который готов вложить в процесс потребления свой душевный труд, экзистенциальный опыт, сердечный пыл, время, энергию и благодарность. От этого случается таинственный алхимический процесс, в ходе которого и продукт, и его ценитель претерпевают чудесные изменения — ради чего, собственно, все и затевалось. И это, конечно, касается не только читателей собранных в этой книге рассказов. |
|
… |
Комментарии