| Дискретка без формул |
| 1 | Александр Соловьев ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА БЕЗ ФОРМУЛ Автор выражает благодарность Ворду (или Уорду) - 2000, который отбил у него желание писать формулы. Напрочь. ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА БЕЗ ФОРМУЛ Лекции без доски (Для тех, кто терпеть не может формулы, но имеет воображение) ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ Формулы в математике были придуманы, как это не странно, чтобы облегчить занятия этой самой математикой. |
| 2 | Школьники не могут в это поверить до сих пор. В древней, например, Индии хорошо обходились без формул: брали обезьяну, кувшин, банан, женщину и другие конкретные предметы... И, как сейчас говорят, конкретно строили логические выводы. И египтяне вместо формул, которые еще не были придуманы, высекали у себя в пустынях, на формульном безрыбьи, красивые барельефы. И арабы когда-то занимались математикой без формул - в стихотворной форме они ею занимались. |
| 3 | Сладкозвучные поэмы писали про квадрат суммы... Но потом пошло-поехало... Виноват конкретно Пифагор, который сказал, что "ВСЕ ЕСТЬ ЧИСЛО"!... БОлшую неправду для математики трудно придумать и сегодня! Хотя к пифагоровым штанам претензий нет... Скроены на века. Сегодня математику не любят многие. Подавляющее большинство мирного населения. Не любят прежде всего из-за формул. И правильно делают. Поскольку еще в школе несчастных предупредили, что математика - это формулы, так же как стихи - это рифмы. |
| 4 | (Поэтому они не занимаются математикой, а наоборот, целыми днями шлют на радио поздравления в стихах всем своим знакомым, чтобы поразить художественными откровениями весь мир: "поздравляю желаю", "без бед - до ста лет". Не правда ли, очень удачно!?...). Каково же было мое удивление, когда, читая книги по основам (основаниям) математики, я там, практически, не обнаружил формул. Формулы, конечно, создают для математика великое облегчение, но это надо понять добровольно, а не подвергаться принудительной формулизации - истязаниям, мол, стерпится - слюбится... |
| 5 | Все наши гуманитарные проблемы в математике не только из-за тяги некоторых отморозков к абстракции. Тут есть еще более коварное слово СЕМАНТИКА, что на человеческом языке означает обычно СМЫСЛ. Так вот, прежде всего со смыслом обычно и борется математика всеми доступными ей средствами, в том числе и формулами... Разумеется, во имя достижения ВЫСШЕГО СМЫСЛА. Как это всегда у нас бывает! Чем более "высшая" математика - тем меньше в ней СЕМАНТИКИ и больше СИНТАКСИСА. |
| 6 | Синтаксис все в школе тоже проходили и он до сих пор мало кому доставляет радость!... Может и права Т. Толстая, когда в романе "КЫСЬ" называет "синтаксис" словом матерным. Но это еще пока не лекция, а лирическое отступление. П.С. В интернете, с момента его возникновения, много появляется очень умных людей, порой с законченным физ-мат образованием. Это хорошо, но иногда достает... поскольку от большого ума не все сохраняют способны судить "по законам жанра". |
| 7 | Так что к ним отдельная просьба, не подозревать автора в попытке написать учебник по "основаниям математики", или "монографию". А главная просьба - вообще не читать ниженаписанное. Не для вас это. Идите с миром откуда пришли... Лекция 1. МНОЖЕСТВА Что такое "множество" - ясно из самого слова без всякого определения. Тем более, что дать этому фундаментальному математическому понятию определение невозможно. |
| 8 | И не пробуйте. Лучше потратить свою энергию на вечный двигатель или на что-то другое конкретное... Множеством может быть множество деревьев в лесу, множество студентов в университете или даже множество бедных родственников в Америке, которые могут выслать вам приглашение... Есть, конечно, специальная очень серьезная игра под названием "АКСИОМАТИЧЕСКАЯ теория множеств". Понять ее правила дано немногим, а найти практическое применение никому... |
| 9 | Но это развлечение для очень замкнутого круга любителей, коль скоро и сама эта теория очень замкнута. Множество состоит из элементов - деревьев, студентов, бедных родственников... При этом никакой роли не играет, рассматриваем ли мы тех же студентов в порядке алфавита или по успеваемости. Недопустимы только двойники или студенты, у которых отсутствуют отличительные свойства. Будьте хоть китайскими студентами, но должны друг от друга отличаться... |
| 10 | Могут даже быть множества, состоящее из чисел. Но мы, как договорились, от математики вообще, и от чисел в частности, шарахаемся, как черт от ладана... Поэтому можно и без них. Или можно с ними. Или будем использовать только те числа, которые хорошо знакомы с детства... Однако мы не будем считать множеством "множество мыслей в голове". И не из-за их количества, а из-за того, что эти мысли-элементы невозможно четко разделить в общей каше, разложить по полочкам и разметить. |
| … |
Комментарии