Психология религии |
1 | Д.М.Угринович Психология религии. В книге доктора философских наук профессора Д. М. Угриновича рассматриваются ключевые проблемы психологии религии. Используя большой фактический материал, автор с критических позиций анализирует идеалистические и богословские концепции, противопоставляя им научное, материалистическое понимание исследуемых проблем. Даются рекомендации, направленные на совершенствование атеистического воспитания. |
2 | Рассчитана на лекторов, пропагандистов, преподавателей и студентов вузов, на всех интересующихся проблемами атеизма и религии. 0400000000-213 079(02)-86 105-86 ББК 88-57 У27 М. 352 с. ПОЛИТИЗДАТ, 1986 г. Предисловие Начиная с середины 60-х годов советскими авторами был опубликован ряд книг, брошюр и статей по проблемам психологии религии. Однако эти публикации затрагивали, как правило, отдельные проблемы психологии религии. |
3 | Если не считать популярной книги К. К. Платонова См.: Платонов К. К. Психология религии. М., 1967, до сих пор не было попыток систематического научного изложения основных проблем психологии религии с позиций марксистской методологии. Между тем потребность в этом давно назрела. Данная книга - монография. Вместе с тем автор стремился сделать ее максимально доступной самому широкому кругу читателей. В центре внимания автора - теоретические, методологические вопросы психологии религии. |
4 | На данном этапе развития этой науки такой подход представляется оправданным. Во-первых, поскольку эмпирические исследования проблем психологии религии в нашей стране только начинаются, решение методологических вопросов поможет определить пути и направления дальнейшего развития этой науки. Во-вторых, четкое и однозначное решение методологических проблем необходимо и в целях идеологического размежевания с немарксистской психологией религии, которая тесно смыкается в сфере теории с философским идеализмом и теологией. |
5 | Размежевание с методологическими установками буржуазной психологии религии не означает, что исследователь-марксист может вообще пренебречь ее содержанием. За почти вековой период ее эволюции (с конца XIX в.) немарксистская психология религии поставила ряд важных проблем (хотя, как правило, не смогла их решить с научных позиций), накопила большой эмпирический материал, разработала многие методы и процедуры конкретных социально-психологических исследований верующих. |
6 | Как и социология религии, психология религии в буржуазном обществе выполняет две основные функции. Одна, которая может быть названа идеологической, состоит в том, чтобы с позиций психологии теоретически обосновывать необходимость религии и ее благотворность как для отдельной личности, так и для общества в целом. В этом плане психология религии принципиально не отличается от других разделов буржуазного религиоведения, включая и философию религии. |
7 | Другая функция, которую можно назвать утилитарной, или практической, состоит в том, чтобы с помощью эмпирических исследований доставлять религиозным организациям информацию относительно содержания религиозных верований населения (выясняя, какие религиозные мифы и догматы принимаются, а какие-отвергаются), интенсивности и глубины религиозной веры среди разных социальных и демографических групп, частоты участия в богослужениях и степени их влияния на психику людей, отношения прихожан к религиозным ценностям, а также к церкви и иным религиозным институтам и многого другого. |
8 | Подобная информация используется религиозными организациями в целях повышения эффективности их идейного воздействия, в частности в целях религиозного воспитания детей и молодежи. Если методология буржуазной психологии религии абсолютно неприемлема для марксистов и требует обстоятельной и аргументированной критики, то в области эмпирических исследований психики современных верующих зарубежные психологи накопили обширный фактический материал, который может быть использован марксистами. |
9 | Не следует игнорировать или недооценивать также имеющийся у западных психологоврелигиоведов опыт разработки методов и процедур эмпирических социально-психологических исследований. Исходя из этого, автор, опираясь на уже имеющийся в советской научной литературе опыт критического анализа зарубежной психологии религии Попова М. А. Критика психологической апологии религии. М., 1972; Она же. Фрейдизм и религия. |
10 | М., 1985., критикует ее теоретические позиции и установки, хотя и использует накопленные ею фактические данные, а также некоторые частные выводы и обобщения. Методологический фундамент работы-это труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам религии и атеизма, партийные документы, основополагающие исследования советских психологов Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других, а также современные социально-психологические исследования, осуществленные под руководством Г. |
… |
Комментарии