[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Психология религии
(1)       Используют 7 человек

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
Психология религии - Угринович Д.М.
Автор:
xcislav
Создан:
до 15 июня 2009 (текущая версия от 3 октября 2011 в 23:47)
Публичный:
Да
Тип словаря:
Книга
Последовательные отрывки из загруженного файла.
Содержание:
1117 отрывков, 547289 символов
1 Д.М.Угринович
Психология религии.
В книге доктора философских наук профессора Д. М. Угриновича
рассматриваются ключевые проблемы психологии религии. Используя большой
фактический материал, автор с критических позиций анализирует
идеалистические и богословские концепции, противопоставляя им научное,
материалистическое понимание исследуемых проблем.
Даются рекомендации, направленные на совершенствование атеистического
воспитания.
2 Рассчитана на лекторов, пропагандистов, преподавателей и студентов
вузов, на всех интересующихся проблемами атеизма и религии.
0400000000-213
079(02)-86 105-86 ББК 88-57
У27
М.
352 с.
ПОЛИТИЗДАТ, 1986 г.
Предисловие
Начиная с середины 60-х годов советскими авторами был опубликован ряд
книг, брошюр и статей по проблемам психологии религии. Однако эти
публикации затрагивали, как правило, отдельные проблемы психологии
религии.
3 Если не считать популярной книги К. К. Платонова См.: Платонов
К. К. Психология религии. М., 1967, до сих пор не было попыток
систематического научного изложения основных проблем психологии религии с
позиций марксистской методологии. Между тем потребность в этом давно
назрела.
Данная книга - монография. Вместе с тем автор стремился сделать ее
максимально доступной самому широкому кругу читателей.
В центре внимания автора - теоретические, методологические вопросы
психологии религии.
4 На данном этапе развития этой науки такой подход
представляется оправданным. Во-первых, поскольку эмпирические исследования
проблем психологии религии в нашей стране только начинаются, решение
методологических вопросов поможет определить пути и направления
дальнейшего развития этой науки. Во-вторых, четкое и однозначное решение
методологических проблем необходимо и в целях идеологического размежевания
с немарксистской психологией религии, которая тесно смыкается в сфере
теории с философским идеализмом и теологией.
5 Размежевание с
методологическими установками буржуазной психологии религии не означает,
что исследователь-марксист может вообще пренебречь ее содержанием.
За почти вековой период ее эволюции (с конца XIX в.)
немарксистская психология религии поставила ряд важных проблем (хотя,
как правило, не смогла их решить с научных позиций), накопила большой
эмпирический материал, разработала многие методы и процедуры конкретных
социально-психологических исследований верующих.
6 Как и социология религии, психология религии в буржуазном обществе
выполняет две основные функции.
Одна, которая может быть названа идеологической, состоит в том, чтобы с
позиций психологии теоретически обосновывать необходимость религии и ее
благотворность как для отдельной личности, так и для общества в целом. В
этом плане психология религии принципиально не отличается от других
разделов буржуазного религиоведения, включая и философию религии.
7 Другая
функция, которую можно назвать утилитарной, или практической, состоит в
том, чтобы с помощью эмпирических исследований доставлять религиозным
организациям информацию относительно содержания религиозных верований
населения (выясняя, какие религиозные мифы и догматы принимаются, а
какие-отвергаются), интенсивности и глубины религиозной веры среди разных
социальных и демографических групп, частоты участия в богослужениях и
степени их влияния на психику людей, отношения прихожан к религиозным
ценностям, а также к церкви и иным религиозным институтам и многого
другого.
8 Подобная информация используется религиозными организациями в
целях повышения эффективности их идейного воздействия, в частности в целях
религиозного воспитания детей и молодежи.
Если методология буржуазной психологии религии абсолютно неприемлема
для марксистов и требует обстоятельной и аргументированной критики, то в
области эмпирических исследований психики современных верующих зарубежные
психологи накопили обширный фактический материал, который может быть
использован марксистами.
9 Не следует игнорировать или недооценивать также
имеющийся у западных психологоврелигиоведов опыт разработки методов и
процедур эмпирических социально-психологических исследований.
Исходя из этого, автор, опираясь на уже имеющийся в советской научной
литературе опыт критического анализа зарубежной психологии религии Попова
М. А. Критика психологической апологии религии. М., 1972; Она же. Фрейдизм
и религия.
10 М., 1985., критикует ее теоретические позиции и установки,
хотя и использует накопленные ею фактические данные, а также некоторые
частные выводы и обобщения.
Методологический фундамент работы-это труды классиков
марксизма-ленинизма по вопросам религии и атеизма, партийные документы,
основополагающие исследования советских психологов Л. С. Выготского, С. А.
Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других, а также современные
социально-психологические исследования, осуществленные под руководством Г.
 

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена