| Валеология |
| 1 | Э.Н. Вайнер ВАЛЕОЛОГИЯ Издательство «Флинта», 2001. – 416 с. ВВЕДЕНИЕ В последние годы поступает все более тревожная информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся. Это касается как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений учителя с учениками и между самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов. |
| 2 | Несомненно одно, что в центре всех отмеченных проблем стоит фигура учителя. Вот почему в последние образовательные стандарты педагогического образования включен целый ряд положений, которые должны помочь будущему учителю подготовиться к такому осуществлению своих профессиональных обязанностей, которое бы не оказывало отрицательного влияния на здоровье учащихся (или свело бы его к минимуму). Так, в части требований к уровню подготовленности выпускника педагогического вуза определены следующие условия: - владение системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; - обладание организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации; - осознание здоровья как ценности, владение знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности; - представление о взаимодействии организма и среды, месте человека в эволюции Земли; - владение системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей; - владение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуально-типологических особенностях; - владение знаниями о биологической природе и целостности организма человека; - владение знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих признаках; - владение знаниями о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью. |
| 3 | Как явствует из приведенного перечня, будущий учитель в ходе своей профессиональной подготовки в вузе должен овладеть значительным объемом знаний, умений и навыков, которые бы помогли ему в осуществлении образовательного процесса и обучения учащихся. Все это делает крайне актуальной проблему овладения студентами педагогических вузов системой знаний о здоровье и здоровом образе жизни, то есть получения ими валеологического образования. |
| 4 | Во многих регионах России такая работа уже проводится, разработаны программные материалы и методическое обеспечение валеологического образования. По-прежнему, однако, актуальным вопросом остается обеспечение учебного процесса по валеологии учебниками и учебными пособиями, ориентированными именно на контингент студентов – будущих учителей. Существующие пока авторские издания либо не увязаны с требованиями государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования, либо вообще не имеют научного и методологического обоснования. |
| 5 | Представленный учебник является результатом многолетнего (с 1988 года) опыта преподавания валеологии в Липецком государственном педагогическом университете сотрудниками кафедры медико-педагогических дисциплин и Межвузовского центра по проблемам валеологического образования Министерства образования Российской Федерации. В написании учебника принимали участие сотрудники ЛГПУ доц. B.C. Сычев (глава 5) и доц. |
| 6 | А.И.Петкевич (глава 7). Кроме того, автор выражает благодарность всем сотрудникам Межвузовского центра по проблемам валеологического образования за помощь в подготовке и издании учебника. Автор будет признателен за конструктивные предложения и критику по его структуре и содержанию. В настоящее время готовится к изданию учебно-методическое пособие по организации семинаров и практикумов с целью.обучения студентов практическому применению основных положений валеологии, изложенных в учебнике. |
| 7 | 1. ВАЛЕОЛОГИЯ - УЧЕНИЕ 0 ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 1.1. Основные понятия валеологии Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. |
| 8 | В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. |
| 9 | Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье! Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»). |
| 10 | С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям: Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. |
| … |
Комментарии