Энциклопедия театра 5Мбч2 |
1 | ДЕРЖЙНСКАЯ, Ксения Георгиевна 25.1(6.11).1889, Киев,-9. VI. 1951, Москва- русская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Пению обучалась у Е. И. Териан-Коргано-вой в Петербурге. В 1913-14 пела в Москве в опере Сергиевского нар. дома, в 1915- 1948 - в Большом т-ре. Партии: Лиза, Мария, Настасья ("Пиковая дама", "Мазепа", "Чародейка" Чайковского), Ярославна; Брунгильда ("Валькирия" Вагнера), Маргарита ("Фауст") и др. |
2 | Д. обладала сильным, широким голосом красивого тембра. Певица принадлежит к плеяде выдающихся мастеров сов. оперного т-ра, в творчестве к-рых нашли яркое выражение реалистич. традиции рус. вок. школы. Иск-во Д. отличалось большой муз. культурой и высокой вок. техникой. С 1947 Д. работала профессором Моск. консерватории. Гос. пр. СССР (1943). Лит.: Грошева Е., Ксения Георгиевна Держинская, М.. 1952. |
3 | ДЕРИНГ (Deryng), Мария (25.III.1857 - г. смерти неизв.)-польская актриса. В детстве начала выступать на провинц. сцене под рук. своего отца - актёра и режиссёра Эмиля Д. В 1870 дебютировала во Львовском т-ре. С 1876 выступала в т-ре "Розмаитости" (Варшава), где заменила во мн. ролях X. Моджеевскую, уехавшую в США. Играла динамично и экспрессивно в трагедиях и романтич. драмах: Камилла ("Любовью не шутят" Мюссе), Луиза Миллер; Иоанна ("Мария Тю-дор" Гюго), Джульетта и др. |
4 | Д. обладала красивым и звучным голосом. В 1883 оставила сцену, жила в провинции. Лит.: В о g u s i a w s k i W., Sily i srodki naszej sceny, Warsz., 1879, с. 300-315 (Teatr j literatura). ДЕРИНЕ (Deryne) (наст. фам.-Шенбах, нем. Schenbach; венг. - Сеппатаки, Szeppataki), Роза (24.XII.1793, Ясберень, - 29.IX.1872, Мишкольц) - венгерская актриса и оперная певица (сопрано). Одна из основоположников венг. |
5 | театр. иск-ва. Жена венг. актёра И. Дери. Пению обучалась у П. Гашпара. Впервые выступила на сцене в Пештев 1810. В 1815 Д. с труппами т.н. "бродячих т-ров" выступала в Буде, Каш-ше, Шопроне и др. городах Венгрии.Создала галерею женских образов в мировом и отечеств, репертуаре. Роли: Мария Стюарт и Сафо в одноимённых пьесах Шиллера и Грильпар-цера, Мелинда в драме И. Катоны "Банкбан". Д. была первой оперной певицей, выступившей в Клужском национальном театре (открыт в 1821)ивПеште (открыт в 1837). |
6 | Среди оперных партий Д. наиболее известны Розина; Норма ("Норма"), Констанция ("Похищение из сераля" Моцарта) и др. Красивый и сильный гол.ос, талант драматической актрисы помогали Д. создавать на сцене выразительные и запоминающиеся образы. В 1853 оставила сцену, занималась концертной деятельностью. Автор "Дневника", являющегося своеобразной летописью венг. т-ра. Соч.: Deryne naploja, kot. 1-3, Bp., 1900, Bp., 1957. |
7 | Лит.: A hetvenoteves magyar allami operahaz. Bp., 1959; Pukanszkyne Kadaz, J., A nemzeti zinhaz szaz eves tortenete, Bp., 1940. ff. Дубр. ДЕРКИМБАЕВА (наст. фам.-А т а н о в а), Ирина Григорьевна (р. 1924) - киргизская советская артистка оперы (лирич. сопрано). По национальности бурятка. Нар. арт. Бурят. АССР (1958) и засл. арт. Кирг. ССР (1958) Окончила Моск. консерваторию (1952). С этого же года Д. |
8 | - солистка Киргизского т-ра оперы и балета. Партии: Валентина ("Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере), Татьяна, Ярославна; Оксана ("Черевички" Чайковского), Маргарита ("Фауст"), Микаэла; Маженка ("Проданная невеста") и др. Н. Л. ДЕРМАН, Абрам Борисович 2(14).XI.1880 - 3. VIII. 1952 - русский советский театровед. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1918). Лит. деятельность начал в 1903. Осн. работы Д. |
9 | посв. анализу драматургии А. П. Чехова. Соч.: Антон Павлович Чехов. Критико-библиографич. очерк, М., 1939; Москва в жизни и творчестве А. П. Чехова, М., 1948; Московского Малого театра актёр Щепкин, М., 1951; Щепкин и выдающиеся люди его времени, "Театр", 1938. 8; О мастерстве Чехова, М., 1959. С. Г. ДЕРМОТА (Dermota), Антон (р. 4.VI.1910)-австрийский артист оперы (лирич. тенор). По национальности словенец. |
10 | Окончил Муз. академию в Любляне. Брал уроки пения у М. Радо (Вена). В 1934 был приглашён Б. Вальтером в качестве солиста в Венскую гос. оперу. В том же году с успехом выступил на Зальцбургском фестивале в партии Дона Оттавио в опере "Дон Жуан" под упр. Тосканини. Выдвинулся как один из лучших совр. исполнителей моцартовского репертуара (Тамино - "Волшебная флейта", Бельмонт - "Похищение из сераля", Феррандо-."Так поступают все" и др.). |
… |
Комментарии