Энциклопедия театра 3Мбч4 |
1 | ТЕАТР (от греч. ?????? ? - место для зрелища; зрелище) - 1) род искусства; 2) представление, спектакль; 3) здание, где происходят театр. представления (см. Здание театральное). Театр. иск-во, как и другие иск-ва, является формой обществ, сознания. Т. имеет первостепенное значение в жизни общества, как способ художеств. отражения действительности и эстетич. воспитания масс. Историч. развитие Т. неотделимо от развития общества, от состояния культуры в целом. |
2 | Расцвет или упадок Т., преобладание в нём тех или иных интересов, художественных тенденций, его роль в духовной жизни современности связаны с особенностями развития общества, к-рое через Т. судит о собственной жизни, осознаёт её конфликты. Как особый вид иск-ва, Т. обладает своей спецификой; отражение действительности, характеров, событий, конфликтов, их трактовка, оценка, утверждение определённых идей происходят в Т. |
3 | посредством драматич. действия, возникающего в процессе игры актёра перед публикой. Актёры исполняют свои роли, следуя тексту пьесы, её положениям, а в иных случаях - сценарию, требующему импровизации. Игровая сущность Т. определялась исторически, при самом его возникновении из охотничьих, сельскохозяйственных и др. ритуальных празднеств. В основе этих празднеств лежало аллегорич. воспроизведение явлений природы или трудовых процессов более или менее обширной 'группой участников празднества. |
4 | Обрядовый характер действия вначале заслонял собой игровую сторону представления. Однако по мере становления Т. как искгва его игровая, творческая сущность выступала всё более явственно, оформляясь в разл. театр. системах. Игровая природа Т. проявляется на всех этапах его развития: в античной трагедии, в нар. Т. (мим, фарс, скоморошьи представления, итал. комедия дель арт), в шекспировском и исп. т-ре, в т-ре классицизма, у романтиков 19 в., в ре-алистич. |
5 | психологич. драме. Во всех случаях наличие игрового начала отличает простое повторение жизненных фактов от художеств. отражения их в специфичных для Т. действенных формах. В реалистич. Т. это игровое начало направлено на то, чтобы, сохраняя свойственную иск-ву поэтич. обобщённость, максимально приблизить развитие действия к формам самой жизни. Ключом к театральности реалистич. спектакля является, по определению К. |
6 | С. Станиславского, вера актёра в "магическое если-бы", к-рая помогает ему правдиво вести себя в предлагаемых обстоятельствах пьесы, чувствовать то, что должно было бы чувствовать при данных условиях изображаемое лицо. Существуют театр. системы, в к-рых игровой принцип выдвинут на первый план. Художеств, правда не совпадает здесь всецело с правдой жизненных форм и отношений, но является её односторонне заострённым поэтически-обобщённым выражением. |
7 | При всей своей "условности" сценич. образ остаётся, однако, вполне содержательным и понятным в системе спектакля. Классич. пример - нар. комедия масок (комедия дель арте) с её открытой условностью, подчёркнутой театральностью приёмов игры. В современном Т. оба принципа порой сочетаются друг с другом при решении сложных режиссёрских и актёрских задач. Как всякое иск-во, Т. отражает действительность через систему художеств. |
8 | образов. Спектакль представляет собой произв. театр. иск-ва, обладающее образным единством. Единый образный строй спектакля создаётся гармонией всех его элементов. Здесь всё находится в соподчинении и сочетании, служит одной художеств. цели: драматургич. основа сценич. представления, стилистич. и жанровое решение спектакля, актёрское исполнение, организация сценич. действия во времени (ритм, темп, нарастания и спады эмоционального напряжения действия) и в пространстве (построение мизансцен, разработка сценич. площадки, принцип её использования, декорации), применение музыки, танца. |
9 | В спектакле совр. Т. объединяется иск-во драматурга, актёров, режиссёра-постановщика, художника-декоратора, композитора, а также труд мн. других работников (осветителей, костюмеров, гримёров и т. д.). Театр. иск-во по природе своей синтетично. Это особенно ярко проявлялось на ранних стадиях историч. развития Т., когда в нар. празднествах драматич. действие, музыка, пение, танец существовали в нерасторжимом единстве. |
10 | В последующие эпохи, в процессе дальнейшего развития и профессионализации всех видов иск-ва. Т. утрачивает свой первоначальный синтетизм. Образуются 3 осн. типа Т.: драматический, оперный и балетный с нек-рыми промежуточными формами. Обособляясь, муз. Т. не порывает со своей драматич. основой, но действие воплощается в нём средствами муз. драматургии в сценич. музыкаль-но-поэтич. образах. В опере драматич. |
… |
Комментарии