[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Сверхпроводимость
(0)       Используют 3 человека

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
Сверхпроводимость
Автор:
xcislav
Создан:
до 15 июня 2009 (текущая версия от 29 октября 2011 в 06:12)
Публичный:
Да
Тип словаря:
Книга
Последовательные отрывки из загруженного файла.
Содержание:
12 отрывков, 5367 символов
1 Сверхпроводимость
Виталий Лазаревич Гинзбург, Евгений Александрович Андрюшин
К читателю
Как бы мне хотелось передать Вам, уважаемый читатель, свой интерес к тому, как устроен мир! Я вообще считаю себя счастливым человеком — всю жизнь занимался тем, что считал важным и интересным — наукой, физикой. Уже несколько раз рассказывал на встречах с молодыми людьми, как это получилось. Слушали меня всегда с интересом.
2 Мои школьные годы пришлись на самый, видимо, неудачный период советского среднего образования. От старой школы (гимназий и т. п.) остались здания и отдельные преподаватели. А в остальном царил хаос. В 1931 году, когда я кончил семилетку, на ней всё и обрывалось, девятилетки были упразднены, дальше полагалось идти в фабрично-заводские училища.
Интерес к физике появился уже тогда, и твердо, хотя я и не знаю почему.
3 Очень мне нравилась научно-популярная книга О. Д. Хвольсона «Физика наших дней».
Устроился на работу сначала препаратором, затем лаборантом в лабораторию одного института. В 1933 году был первый «свободный» (т.е. по конкурсу, а не по путевкам) набор на физфак МГУ. Три месяца усиленно готовился с учителями и только так прошел курс за 8-й, 9-й и 10-й классы. Поступил со второго раза, но сразу на второй курс после года заочного.
4 В общем, формально я подготовился, но я убежден, что отсутствие хорошей, нормальной школы самым отрицательным образом сказалось на мне. Если хороший школьник решает 1000 задач по тригонометрии, 1000 задач по логарифмированию, вырабатывает определенный автоматизм, то у меня за плечами было всего 10 или 100 задач, мне это потом мешало. Вспоминаю в этой связи разговор с известным физиком Г. С. Гореликом.
5 Он очень хорошо писал и на мой вопрос: «Почему вы так хорошо пишете?» — ответил вопросом: «Сколько раз в неделю вы писали в школе сочинения?» Я ответил, что раз в две недели, точно не помню. На это Г. С. мне заметил, что он учился в Швейцарии и сочинения писал каждый день.
После окончания физфака в 1938 году меня рекомендовали в аспирантуру, однако раньше аспирантура давала отсрочку от призыва в армию, а тогда уже возникли трудности.
6 В конце концов я оказался одним из последних, кому такую отсрочку дали. А в сентябре 1938 года, когда вопрос о призыве еще висел в воздухе, заниматься рутинной экспериментальной работой, сидеть в темной комнате и гонять насос, естественно, не хотелось и было ни к чему. Вот я и стал пытаться объяснить возможность того эффекта асимметрии, которым занимался (мой диплом был посвящен различию интенсивности излучения каналовых лучей вдоль луча и в противоположном направлении).
7 И пришла такая мысль. Если разложить поле налетающего иона на плоские волны, то эти волны могли бы, казалось, играть ту же роль, что и световые волны, а значит, вызывать индуцированное испускание. Поэтому в направлении движения налетающего иона возбужденный атом за счет индуцированного излучения должен излучать больше, чем в противоположном направлении. Не буду объяснять подробнее.
С этой идеей я подошел к И.
8 Е. Тамму, кажется, 13 сентября — он работал в ФИАНе и читал у нас на физфаке лекции. Мне удалось изложить ему свою идею, и с этого для меня началась новая жизнь. Сама идея оказалась неверной, зато Игорь Евгеньевич поддержал меня, позволил поверить в свои силы.
Считаю, что мне повезло — я потом ушел работать в ФИАН, а не остался на физфаке, где меня считали учеником «реакционных» профессоров. Повезло, что после войны привлекли к работе над атомной бомбой, только потому избежал зачисления в космополиты.
9 Повезло, что всю жизнь занимался интереснейшей работой — исследованиями в области физики. Далеко не всем даже талантливым людям это удалось — кто сгинул в лагерях, кто погиб во время войны, кто просто не вписался в советскую действительность. На фоне истории нашей страны в XX столетии моя собственная история выглядит как весьма удачная. Это везение сыграло немалую роль в том, что я стал физиком теоретиком, причем довольно известным и преуспевающим.
10 Под последним я имею в виду не то, что я стал членом корреспондентом (1953), потом академиком (1966), лауреатом (Ленинской и Государственной премии) и т.п. Всё это достаточно условно, иногда даже полные ничтожества добиваются формально многого. А вот научные результаты — другое дело, это нечто объективное. И здесь я считаю, что получил ряд важных и довольно высокого класса результатов: в области сверхпроводимости, сверхтекучести, сегнетоэлектричества, эффекта Вавилова—Черенкова и переходного излучения, радиоастрономии, происхождения космических лучей, рассеяния света.
 

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена