Сумерки идолов |
1 | ПРЕДИСЛОВИЕ Сохранять веселость в мрачном и чрезмерно ответственном деле не малый фокус; а что же тут нужнее веселости7 Ни одна вещь не удается, если в ней не принимает участия задор, Излишек силы только и есть доказательство силы, - Переоценка всех ценностей, этот вопросительный знак, столь черный, столь чудовищный, что он бросает тень на того, кто его ставит, - такая роковая задача вынуждает каждое мгновение выбегать на солнце, стряхивать с себя ставшую тяжелой, слишком тяжелой серьезность, Тут хорошо всякое средство, тут всякий «случай» - счастливый случай, Прежде всего война, Война была всегда великим благоразумием слишком ушедших в себя, ставших слишком глубокими умов; даже полученная рана заключает в себе целебную силу. |
2 | Изречение, происхождение которого я утаю от ученого любопытства, было издавна моей любимой поговоркой: «Крепнут души, увеличивается мужество от раны» Другое выздоравливание, при случае более желательное для меня, есть выслеживание идолов,,, В мире больше идолов, чем реальностей: это мой «злой взгляд» на этот мир, это также мое «злое ухо»,,, Тут задавать вопросы молотом и, быть может, услышать в ответ тот знаменитый глухой тон, который говорит о вспученных внутренностях, - какой это восторг для человека, имеющего за ушами еще уши, - для меня, старого психолога и крысолова, перед которым должно звучать то именно, что хотело бы пребывать в безмолвии... |
3 | Также и настоящее сочинение - заглавие выдает это - есть прежде всего отдых, солнечное пят но, прыжок в сторону, в праздность психолога, Быть может, также новая война7 И будут выслежены новые идолы7,,, Это маленькое сочинение есть великое объявление войны; что же касается выслеживания идолов, то на сей раз это не временные, а вечные идолы, к которым я здесь прикасаюсь молотом, как камертоном, - не существует вообще более старых, более уверенных, более надутых идолов,,, А также более пустых,,, Это не препятствует тому, что в них больше всего верят; да и говорят, особенно в важнейшем случае, отнюдь не идолы,,, Фридрих Ницше Турин, 30 сентября 1888 г В день, когда была окончена первая книга Переоценки всех ценностей. |
4 | ИЗРЕЧЕНИЯ И СТРЕЛЫ 1 Праздность есть мать всей психологии, Как7 Разве психология - порок7 2 И самый мужественный из нас лишь редко обладает мужеством на то, что он собственно знает,,, 3 Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель, Не хватает третьего случая: надо быть и тем и другим - философом, 4 «Всякая истина однозначна», - Не двузначно ли это ложь7 5 Я хочу раз навсегда не знать многого, - Мудрость полагает границы также и познанию, 6 В своем диком естестве отдыхаешь лучше всего от своей неестественности, от своей духовности,,, 7 Как7 разве человек только промах Бога7 Или Бог только промах человека7 8 Из военной школы жизни, - Что не убивает меня, то делает меня сильнее, 9 Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый, Принцип любви к ближнему. |
5 | 10 Не надо проявлять трусости по отношению к своим поступкам1 Не надо вслед за тем бежать от них1 - Угрызения совести неприличны, 11 Может ли осел быть трагичным7 - Что гибнешь под тяжестью, которой не можешь ни нести, ни сбросить7,, Случай философа, 12 Если имеешь свое почему7 жизни, то миришься почти со всяким как7 - Человек стремится не к счастью; только англичанин делает это, 13 Мужчина создал женщину - но из чего7 Из ребра ее бога - ее «идеала»,,, 14 Что7 Ты ищешь7 Ты хотел бы удесятерить себя, увеличить во сто раз7 Ты ищешь приверженцев7 - Ищи нулей1 15 Посмертных людей - меня, например, - хуже понимают, чем современных, но лучше слушают, Говоря точнее: нас никогда не поймут - и отсюда наш авторитет,,, 16 Среди женщин, - «Истина7 О, вы не знаете истины1 Разве она не покушение на все наши скромности7». |
6 | 17 Вот художник, каких я люблю, скромный в своих потребностях: он хочет собственно только двух вещей, своего хлеба и своего искусства, - хлеб и круг,,, 18 Кто не умеет влагать в вещи своей воли, тот по крайней мере все же влагает в них смысл: т, е, он полагает, что в них уже есть воля (Принцип «веры»), 19 Как7 вы выбрали добродетель и возвышенные чувства, а вместе с тем коситесь на барыши людей бесцеремонных7 - Но, выбрав добродетель, отказываются этим от «барышей»,,, (на входную дверь антисемиту), 20 Совершенная женщина занимается литературой так же, как совершает маленький грех: для опыта, мимоходом, оглядываясь, замечает ли это кто-нибудь, и чтобы это кто-нибудь заметил,,, 21 Становиться исключительно в такие положения, когда нельзя иметь кажущихся добродетелей, когда, напротив, как канатный плясун на своём канате, либо падаешь, либо стоишь - либо благополучно отделываешься... |
7 | 22 «У злых людей нет песен», - Отчего же у русских есть песни7 23 «Немецкий ум»: уже восемнадцать лет внутренне противоречив, 24 Ища начал, делаешься раком, Историк смотрит вспять; в конце концов он и верит тоже вспять, 25 Довольство предохраняет даже от простуды, Разве когда-нибудь простудилась женщина, умевшая хорошо одеться7 - Предполагаю случай, что она была едва одета, 26 Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их, Воля к системе есть недостаток честности, 27 Женщину считают глубокой - почему7 потому что у неё никогда не достанешь дна, Женщина даже и не мелка, 28 Если женщина имеет мужские добродетели, то от неё нужно бежать; если же она не имеет мужских добродетелей, то бежит сама, 29 «Как много приходилось некогда кусать совести1 Какие хорошие зубы были у неё1 - А нынче7 чего не хватает7» - Вопрос зубного врача. |
8 | 30 Люди скоро совершают одну неосмотрительность, В первой неосмотрительности всегда делают слишком много, Именно поэтому совершают обыкновенно еще вторую - и на этот раз делают слишком мало,,, 31 Червяк, на которого наступили, начинает извиваться, Это благоразумно, Он уменьшает этим вероятность, что на него наступят снова, На языке морали: смирение, 32 Есть ненависть ко лжи и притворству, вытекающая из чувствительности в вопросах чести; есть такая же ненависть, вытекающая из трусости, поскольку ложь запрещена божественной заповедью, Слишком труслив, чтобы лгать,,, 33 Как мало нужно для счастья1 Звук волынки, - Без музыки жизнь была бы заблуждением, Немец представляет себе даже Бога распевающим песни, 34 Мы можем думать и писать сидя (Г, Флобер), - Вот я и поймал тебя, нигилист1 Усидчивость есть как раз грех против духа святого, Только выхоженные мысли имеют ценность. |
9 | 35 Бывают случаи, когда мы уподобляемся лошадям, мы, психологи, и впадаем в беспокойство: мы видим перед собой нашу собственную колеблющуюся тень, Психолог должен не обращать на себя внимания, чтобы вообще видеть, 36 Наносим ли мы, имморалисты, вред добродетели7 - Так же мало, как анархисты царям, Только с тех пор, как их начали подстреливать, они вновь прочно сидят на своем троне, Мораль: нужно подстреливать мораль, 37 Ты бежишь впереди7 - Делаешь ты это как пастух7 Или как исключение7 Третьим случаем был бы беглец,,, Первый вопрос совести, 38 Настоящий ли ты7 Или только актер7 Заместитель или само замещенное7 - В конце концов ты, может быть, просто поддельный актер,,, Второй вопрос совести, 39 Разочарованный говорит, - Я искал великих людей, а находил всего лишь обезьян их идеала. |
10 | 40 Из тех ли ты, кто смотрит как зритель7 Или кто участвует7 - или кто не обращает внимания, идет стороной7,, Третий вопрос совести, 41 Хочешь ты сопутствовать7 Или предшествовать7 Или идти сам по себе7,, Надо знать, чего хочешь и хочешь ли, Четвертый вопрос совести, 42 Это были ступени для меня, я поднялся выше их, для этого я должен был пройти по ним, Они же думали, что я хотел сесть на них для отдыха,,, 43 Что в том, что я остаюсь правым1 Я слишком прав, - А кто нынче смеётся лучше всего, тот будет также смеяться и последним, 44 Формула моего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель... |
… |
Комментарии