[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
История философии ч.2
(9)       Используют 19 человек

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
Книга Б. Рассела «История западной философии» является одной из тех немногих книг, которая способна вызвать любопытство людей, не имевших дело с философией, но людей образованных.
Автор:
Бэтмен
Создан:
20 ноября 2011 в 16:14 (текущая версия от 23 ноября 2011 в 07:28)
Публичный:
Да
Тип словаря:
Книга
Последовательные отрывки из загруженного файла.
Содержание:
1102 отрывка, 1040454 символа
1 Глава 9, ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 11 СТОЛЕТИЯ
В 11 столетии Европа впервые после падения Западной империи пережила быстрый прогресс, результаты которого не были утрачены для будущего, Своеобразный прогресс имел место уже во время каролингского возрождения, но он оказался непрочным, В 11 столетии прогресс был непрерывным и многогранным, Он начался с монастырской реформы, затем захватил папство и аппарат церковного управления, а к концу столетия привел к появлению первых схоластических философов, Норманны изгнали сарацин из Сицилии; венгры, став христианами, прекратили грабительские набеги; завоевания норманнов во Франции и Англии избавили эти страны от дальнейших вторжений скандинавов, Архитектура, носившая (кроме тех стран, где преобладало византийское влияние) варварский характер, как-то сразу обрела величие и возвышенность.
2 Уровень образования очень сильно поднялся среди духовенства и значительно - среди светской аристократии,
Движение за реформу на своих ранних стадиях было вызвано к жизни в умах его вдохновителей исключительно нравственными побуждениями, Все духовенство - как белое, так и черное - погрязло в грехах, и ревнители благочестия задались целью привести его образ жизни в большее соответствие с принципами церкви, Однако за этим чисто нравственным побуждением скрывалось и другое, на первых порах, возможно, неосознанное, но постепенно становившееся все более и более явным, Побуждение это заключалось в стремлении довести до конца отделение духовенства от мирян и этим умножить власть духовенства, Поэтому было вполне естественно, что непосредственным результатом победы движения за реформу в церкви должен был явиться ожесточенный конфликт между императором и папой.
3 Жрецы составляли обособленную и могущественную касту в Египте, Вавилоне и Персии, но не в Греции или Риме, В первоначальной христианской церкви различие между духовенством и мирянами возникло не сразу; когда мы читаем в Новом завете о «епископах», то слово это имеет совсем не то значение, которое оно приобрело для нас, Отделение духовенства от остального населения имело два аспекта - доктринальный и политический; политический аспект зависел от доктринального, Духовенство было наделено известной сверхъестественной силой, особенно в связи с таинствами, кроме крещения, которое могло быть совершено и мирянами, Без помощи духовенства нельзя было совершить бракосочетание, получить отпущение грехов и осуществить соборование, Еще большее значение для периода средневековья имело пресуществление: только священник мог совершить чудо мессы.
4 Лишь в 11 столетии, в 1079 году, доктрина пресуществления стала догматом веры, хотя она уже задолго до этого получила всеобщее признание,
Благодаря обладанию сверхъестественной силой, священники могли определять, суждено ли человеку провести вечную жизнь на небе или в аду, Если человек умирал отлученным от церкви, он отправлялся в ад; если же он умирал после того, как священник совершал все необходимые церемонии, он должен был в конце концов попасть на небо, при условии, что должным образом покаялся и исповедался в своих грехах, Но прежде чем попасть на небо, ему предстояло провести некоторое время - может быть, весьма значительное - в муках чистилища, Во власти священника было сократить это время, произнося мессы за упокой его души, что они охотно были готовы исполнять за подходящую денежную мзду,
Нужно иметь в виду, что и священники и миряне искренне и непоколебимо верили всему этому; это не было только верованием, исповедовавшимся по обязанности.
5 Сверхъестественная сила, которой было наделено духовенство, не раз обеспечивала ему победу над могущественными государями, выступавшими во главе своих армий, Но эта сила ограничивалась двумя обстоятельствами: дикими взрывами страстей со стороны неистовых мирян и раздорами среди самого духовенства, Жители Рима, вплоть до времени Григория 7, обнаруживали весьма слабое почтение к особе папы, Они могли похитить его, засадить в тюрьму, отравить или открыто выступить против него всякий раз, когда буйные распри клик, на которые распадался Рим, побуждали их к таким действиям, Как это совмещалось с их верованиями7 Частично, несомненно, дело объяснялось просто отсутствием сдерживающих начал, но частично и убеждением, что в содеянных грехах можно будет покаяться на смертном одре, Была еще одна причина, действие которой в Риме сказывалось меньше,.
6 чем в других местах; она заключалась в том, что короли могли подчинять своей воле епископов в своих владениях и таким образом обеспечивать достаточное количество сверхъестественной силы, чтобы спасти себя от вечного проклятия, Поэтому наличие церковной дисциплины и единого аппарата церковного управления составляло необходимую предпосылку могущества духовенства, Эти цели были достигнуты в 11 столетии как неотъемлемая часть движения за моральную реформу духовенства,
Могущество духовенства как целого могло быть обеспечено только ценой весьма значительных жертв со стороны отдельных представителей клира, Два огромных зла, против которых направляли свою энергию все церковные реформаторы, были симония и внебрачное сожительство, Каждому из этих моментов нужно уделить несколько слов,
Благодаря пожертвованиям верной паствы церковь стала богатой.
7 Многие епископы владели огромными поместьями, и даже приходские священники, как правило, вели по тем временам весьма привольный образ жизни, Право назначать епископов обычно на практике находилось в руках королей, но иногда и в руках отдельных представителей феодальной знати - вассалов короля, Король обычно продавал епископские должности; это даже было источником значительной доли его доходов, В свою очередь епископ продавал те церковные бенефиции, которые находились в его власти, Тайны это ни для кого не составляло, Герберт (Сильвестр 2), описывая епископа, вложил в уста последнего следующие слова: «Я дал золото и получил епископство; и я не боюсь получить свое золото обратно, если я веду себя должным образом, Я посвящаю в сан священника и получаю золото; я назначаю диакона и получаю кучу серебра, Видишь - то золото, что я дал, я вернул в свой кошелек умноженным».
8 Петр Дамиани в 1059 году обнаружил, что в Милане не было ни одного представителя клира, от архиепископа до низшего служителя церкви, который не был бы повинен в симонии, А то, что было в Неаполе, никоим образом не составляло исключения,
Симония, конечно, являлась грехом, но это было еще не все, что можно было сказать против нее, Симония приводила к тому, что церковные бенефиции раздавались не за заслуги, а за богатство; она закрепляла право светских владык на назначение епископов и полную зависимость от светских правителей; симония превращала епископат в часть феодальной системы, Кроме того, когда человек покупал бенефицию, он, естественно, жаждал возместить свои расходы, и потому, по всей видимости, мирские заботы должны были взять в нем верх над заботами духовными, Вот почему кампания против симонии была необходимой частью борьбы за власть церкви.
9 Весьма сходные соображения приложимы к вопросу о целибате духовенства, Реформаторы 11 столетия часто говорили о «внебрачном сожительстве», когда правильнее было бы говорить о «браке», Монахам, конечно, мешал вступить в брак данный ими обет целомудрия, но для вступления в брак белого духовенства не было никакого ясного запрета, В восточной церкви приходские священники вплоть до сего дня имеют право жениться, На Западе в 11 столетии большинство приходских священников было людьми женатыми, Епископы в свою очередь обращались к словам св, Павла: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж», В моральном отношении этот вопрос не был столь же бесспорным, как вопрос о симонии, но политические побуждения, диктовавшие требование целибата духовенства, были весьма сходны с теми, которые действовали в кампании против симонии,
Когда священники были женаты, они, естественно, пытались передать церковную собственность своим сыновьям.
10 Они имели возможность сделать это на законном основании, если их сыновья становились священниками; поэтому одним из первых шагов партии реформы, когда она пришла к власти, было запретить принятие сана сыновьями священников, Однако при царившей в те времена сумятице всегда оставалась опасность, что священники, если они имели сыновей, найдут способы незаконным путем отторгнуть в их пользу часть церковных земель, К этому экономическому соображению прибавлялся и тот факт, что если священник, подобно своим соседям, был человеком семейным, то он казался им менее далеким от них самих, Начиная по крайней мере с 5 столетия неизменно раздавались пылкие панегирики в пользу целибата, и если духовенству нужно было, чтобы оно было окружено в глазах верующих ореолом благоговения (на котором покоилась его собственная власть), то в высшей степени было выгодно, чтобы оно явным образом было отделено от других людей установлением воздержания от брака.
 

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена