логика глава 3 |
1 | Глава 3. Понятие. Параграф 1. Сущность понятия. Из предыдущей главы мы знаем, что мышление есть отображение в мозгу человека общих существенных свойств вещей, явлений внешнего мира. Те вещи, явления окружающей нас действительности, о которых мы мыслим, принято в логике называть - предметами мысли. Так, например, предметами нашей мысли могут быть карандаш, урожай, революция, ученик, высота, движение и т. |
2 | п. Вещи, явления обладают различными свойствами. Свойства вещей, явлений называются в логике признаками. Например, длина данного карандаша, его цвет, свойство быть орудием письма и т. д. - все это его признаки. Своими признаками вещи, явления или отличаются друг от друга, или сходны друг с другом. Познавая окружающую действительность, человек сравнивает предметы друг с другом, выявляет их сходство и различие; путем анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, мысленно выделяет их признаки, абстрагирует и обобщает эти признаки. |
3 | В результате человек образует - понятие о предметах и явлениях действительности. Понятие - это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов. Существенным признаком предмета называется тот признак, который выражает коренное, наиболее важное свойство предмета; если существенный признак отсутствует, то предмет перестает быть данным предметом. Например, существенным признаком химического элемента является строение атома, на несущественными - то или иное физическое состояние, внешняя форма и др. |
4 | Понятия только в том случае являются правильными, если они верно отражают действительность. Если же какое-либо понятие представляет собой неверное, искаженное отображение действительности, то такое понятие является ложным. Ложные понятия возникают, например, при отрыве теории от практики. Правильные понятия вырабатываются в процессе трудовой деятельности многих людей; соответствие таких понятий предметам и явлениям действительности проверяется практикой человека. |
5 | Параграф 2. Понятие и представление. Понятия существенно отличаются от представлений. Представления - это наглядные образы предметов, явлений. Поэтому нельзя, например, иметь представление о скорости движения света, так как нельзя получить наглядного образа такого движения. Но мыслить скорость движения света мы можем. Мы имеем понятие о движении света со скоростью 300 000 км в секунду. Представления всегда имеют индивидуальный характер. |
6 | В них главное не отделяется от второстепенного, они могу складываться и из несущественных признаков. Понятия, в отличие от представлений, отражают сущность вещей. Они имеют характер всеобщности - одними и теми же понятиями пользуется множество разных людей. Понятия, являясь отражением объективного мира, возникают в результате мыслительной деятельности многих людей. Они отличаются устойчивостью и, как всякий накопленный людьми опыт, передаются (с помощью языка) от человека к человеку. |
7 | Мы постоянно пользуемся понятиями как основным фондом всех наших знаний, в котором запечатлена многовековая практика человека. Параграф 3. Понятие и слово. Понятие, как и всякая мысль, возникает и существует на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. "Реальность мысли, - говорит И. В. Сталин, - проявляется в языке. Только идеалисты могут говорить о мышлении, не связанном с "природной материей" языка, о мышлении без языка". |
8 | Языковой оболочкой понятия является слово. Так, например, понятие о школе вообще выражается словом - "школа". Когда мы мыслим не о школе вообще, а о той школе, в которой мы учимся, то такая мысль выражается группой слов: "наша школа" или "средняя школа", в которой мы учимся". |
Комментарии