СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ книга 3 |
1 | Академия управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ книга 3 учебное пособие Вторая редакция 2010 г. УДК 26+27 ББК 86.2+86.33 Сравнительное богословие. Книга 3. Учебное пособие. Прогнозно-аналитический центр Академии Управления. — М.: НОУ «Академия Управления», 2010 г. Настоящее издание представляет собой третью книгу учебного пособия Прогнозно-аналитического центра Академии Управления для изучения курса «Сравнительное богословие». |
2 | В третью книгу вошло продолжение части III «Религиозные и идеологические системы», состоящее из разделов 3.3.1 «Религиозная система иудаизма» и 3.3.2 «Религиозная система библейского христианства». Учитывая особую важность этих тем для людей русской цивилизации, обе составляющих православной Библии разобраны достаточно полно, а изложение тем заняло всю третью книгу курса. В результате получилась отдельная (третья) книга, полностью посвящённая библейской теме. |
3 | Книга адресована всем, кто желает разобраться в вопросах религии и богословия. Книга будет полезна учителям и преподавателям истории, психологии, основам безопасности жизнедеятельности и обществознания, а также специалистам всех видов и уровней государственной службы и интересующимся вопросами религиоведения, богословия, истории, психологии и проблемами общественной безопасности. «Академия управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития», 2010 г. |
4 | Часть III (продолжение) Религиозные и идеологические системы 3.3. «Мировые» религиозные системы (ведически-знахарская культура) Мы в целом закончили краткий анализ крупнейших древних национально-государственных систем и переходим к религиозным и идеологическим системам, большая часть которых сохраняется в современности как действующие (а не отмершие). Многие из религиозных систем, которые будут предметом рассмотрения следующих книг курса, возникли также как и древние национально-государственные системы — в глубокой древности, несколько тысячелетий назад. |
5 | Однако множество людей в разных частях мира исповедуют эти религии до сих пор, поэтому их относят к современным, согласно общепринятой классификации. В третьей и следующих книгах курса мы будем рассматривать религиозные системы, считающиеся по принятой классификации мировыми (буддизм, христианство, ислам), религиозные системы, считающиеся по принятой классификации этническими и национально-государственными (иудаизм, индуизм, зороастризм) и некоторые более современные идеологические системы типа марксизма, масонства, саентологии. |
6 | Напомним, что отнесение той или иной религиозной или идеологической системы к мировой, либо национально-государственной (этнической) достаточно условное. Так, мировой считается религиозная система, которая широко распространена во многих регионах мировой цивилизации, не локализована границами государства иили народа. Этнической (национальной) считается религиозная система, которая распространена в границах определённого государства иили у определённых исторически сложившихся народов. |
7 | Согласно такой классификации, индуизм и зороастризм вполне справедливо относят к этническим национально-государственным религиозным системам. Но вот иудаизм, который многие религиоведы настойчиво относят к этническим религиозным системам, не признавая за иудаизмом мировой статус — всё же правильнее относить к мировым религиозным системам, даже не смотря на условность такого рода классификации. Это так, поскольку иудаизм, хоть и является явно выраженной религией иудейской общности людей, называемой "этносом", и в общем-то локализован этой "этнической" общностью от народов мира, но в то же время — иудаизм не национальная религия и он распространён настолько широко географически в мире и настолько влиятелен в народах мира, что его религиозную систему нельзя не назвать мировой. |
8 | А по характеру взаимодействия иудейских диаспор с народами, среди которых диаспоры существуют, её можно назвать интернациональной (межнациональной). В то же время такие религиозные системы, например, как зороастризм и индуизм (также синтоизм и даосизм) действительно локализованы сейчас (либо когда-то были локализованы, как зороастризм) этнически и по государственному признаку, и главное — не имеют такого влияния на другие народы мира и такого географического охвата, как иудаизм. |
9 | Поэтому мы будем считать иудаизм самой древней мировой религиозной системой, по какой причине и рассматриваем её первой в третьей книге. Хронологически после иудаизма зародилась следующая мировая религиозная система — буддизм (с VI века до н.э.). Однако мы её рассмотрим позже христианства, поскольку буддизм, как мировая религия, оказал на становление и развитие западной цивилизации несравненно меньшее влияние, чем христианство и следующая за христианством религиозная система ислама (VII в.н.э.). |
10 | Все эти мировые религиозные системы (иудаизм, буддизм, христианство, ислам) согласно общепринятой классификации объединяют несколько признаков: все они являются религиями монотеизма и религиями откровения. Напомним, что религии откровения отличаются следующим: религии откровения всегда связаны с личностью основателя и фактом «сверхъестественного откровения, либо озарения». Говоря об основателях таких религий, имеют в виду, что один человек (именем которого часто называют религию), сыграл решающую роль в консолидации людей на предложенную им веру. |
… |
Комментарии