Молитва лягушки |
1 | Книги Энтони де Мелло были написаны вне какойнибудь определенной религиозной концепции. Они призваны помочь представителям различных конфессий, агностикам и атеистам в их духовном поиске. Они не задумывались автором как руководство к действию для католика, верящего в христианскую доктрину или догму. Тони был прохладной водой в жаркий летний день. После смерти Тони это послание «гуру», переданное таким необычным способом, породило у многих читателей глубокое стремление к внутреннему самопознанию. |
2 | Что стоит за его феноменальным успехом? Если вкратце, то гигантский интерес к духовности во всем мире. Этой ненасытной жажде свойственны особенные черты. Людей больше не подкупишь готовыми ответами или религиозными догмами, вызывающими тоску по прошлому; эти изъезженные тропы не смогли привести человечество к духовному пробуждению. Сегодня человек мучительно ищет пути к более независимому взгляду на жизнь, иной раз не зная, где именно нужно искать. |
3 | Современный человек, запутавшийся в переплетении различных культур, прежде всего хочет знать, кем он является в действительности, что угнетает его душу, что мешает его духовному прогрессу. Ему хочется заново открыть для себя Бога, отбросив все то, что на протяжении веков отождествлялось с именем Божьим: надуманные законы, традиции, доктрины, слова, оторванные от реалий жизни. Вот почему Тони де Мелло говорил, что «наше агрессивное духовенство породило одни проблемы»; «доброе имя Иисуса было опорочено проповедниками» и что «очень трудно распознать святого, ведь он ничем не отличается от любого из нас». |
4 | Короче, Тони де Мелло говорит, что если мы действительно хотим вернуть доверие к христианству, то нам нужно проникнуть в глубины человеческого духа, выйти за пределы нынешних границ сознания. Мадрид, 12 сентября 1987 г. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Большой загадкой остается тот факт, что, несмотря на жажду сердца познать Истину — ибо только в ней оно находит освобождение и восторг, — первой реакцией людей на Истину становятся враждебность и страх. |
5 | Вот почему Духовные Учителя человечества, такие, как Будда и Иисус, придумали прием, позволивший им безболезненно избегать неприятия слушателей: они использовали притчу, легенду, сказку. Они знали, что «Жилбыл однажды...» — самые завораживающие слова в любом языке; они знали, что истине люди обычно сопротивляются, а сопротивляться сказке просто невозможно. Вьяса, автор «Махабхараты», утверждает, что, внимательно прослушав историю, вы никогда уже не останетесь тем, кем были до того. |
6 | А все потому, что рассказ пробирается до самого вашего сердца и разрушает все барьеры на пути к Божественному. Даже если вы будете читать рассказы в этой книге просто для удовольствия, мы не гарантируем, что какаянибудь история не прорвется через ваши оборонительные заслоны и не взорвется, когда вы этого меньше всего ожидаете. В общем, мы вас предупредили! Если вы все же упрямо стремитесь к просветлению, то воспользуйтесь моим советом: (А) Получше запомните рассказы, чтобы потом пересказать их друзьям. |
7 | В этом случае истории смогут оказать влияние на ваше собственное подсознание и обнажить свой внутренний смысл. Вы с удивлением обнаружите, как неожиданно, даря вам озарение и внутреннее исцеление, легенда приходит к вам на ум всякий раз, когда вы хотите внести оживление в какуюлибо ситуацию или событие. Другими словами, вы осознаете, что, обращаясь к этим рассказам, вы будете проходить курсы обретения просветления — и никакого гуру, кроме вас самих, вам не нужно! (Б) Поскольку каждый из приводимых ниже рассказов — это откровение Истины, Истины с большой буквы о вас же самих, то постоянно стремитесь к более полному пониманию самого себя. |
8 | Книгу желательно читать как учебник по медицине, когда человеку становится интересно, нет ли у него самого описанных симптомов, а не как учебник по психологии, когда хочется узнать, какие существуют типы друзей. Если же вы поддадитесь искушению фиксировать недостатки только у других, то рассказы нанесут вам только вред. Стремление к истине у Муллы Насреддина было таким сильным, что в поисках духовных учителей Корана он отправлялся в дальние страны, а на базарной площади легко вступал в споры с атеистами об истинах своей религии. |
9 | Однажды жена сказала ему, что он несправедливо к ней относится, — и вдруг обнаружила, что муж совершенно не интересуется подобного рода Истинами! Но ведь именно это и имеет значение! Наш мир был бы совершенно другим, если бы наши ученые и идеологи, независимо от своей религиозной принадлежности, имели бы такую же страсть к самопознанию, какую они питают к своим теориям и догмам. ***** «Прекрасная проповедь, — сказала прихожанка, подавая церковнику. — Все, о чем вы говорите, относится ко многим моим знакомым». |
10 | Вы поняли? СОВЕТ Рассказы лучше всего читать по порядку. Если вы хотите получить от них нечто большее, чем просто удовольствие, то за один раз нужно читать только однудве истории. ПРИМЕЧАНИЕ В книгу включены истории из многих стран, культур и религий. Они принадлежат духовному наследию — и популярному юмору — человеческой расы. Заслуга автора заключается лишь в том, что он собрал их воедино с определенным замыслом. |
… |
Комментарии
Но возможен и совсем другой подход. Каждая записанная здесь маленькая история - суфийская, хасидская, буддистская, дзэнская или христианская - может стать пусть крохотным, но шажком к пробуждению, пониманию, любви.