Симон Соловейчик Педагогика для всех |
1 | С. Соловейчик Педагогика для всех. Содержание Предисловие Книга I. Человек для человека Глава I. Цели воспитания Глава II. Условия воспитания Глава III. Средства воспитания Книга II. Человек в человеке Глава I. Воспитание сердца Глава II. Воспитание духа Глава III. Воспитание ума Книга III. Человек и человек Глава I. Воспитание общением Глава II. Воспитание сотрудничеством Глава III. Воспитание сотворчеством Предисловие Вслед за «Пушкинскими проповедями» и «Последней книгой» мы начинаем публиковать «Педагогику для всех». |
2 | Прочитайте слова, которые написаны на обложке книги. Я к ним полностью присоединяюсь. Владимир Владимирович Шахиджанян Перед вами самая необычная книга о воспитании. Ее автор — известный писатель и педагог Симон Соловейчик. И, как у каждой необычной книги, у нее есть своя история. История эта началась, когда у автора, уже много лет занимавшегося педагогикой, отца двух взрослых детей, родился сын Матвей. |
3 | К этому моменту замысел книги был уже готов. Казалось ясным, что и как писать о воспитании. Но неожиданно все изменилось: Соловейчик понял, что не только он воспитывает сына, но и сын воспитывает его. Он так и решил назвать книгу: «Педагогика от Матвея». Но потом оказалось, что это история не только про него и Матвея. Это история о том, что происходит между каждым взрослым и каждым ребенком. Так появилась «Педагогика для всех». |
4 | Изданная в середине 80-х, книга стала сенсацией. Ее читали и перечитывали, передавали из рук в руки, берегли как самую большую ценность... Мы все мечтаем, чтобы с нашими детьми все было хорошо. Но что для этого нужно? Откроем книгу Симона Соловейчика... Книга I. Человек для человека. Глава I. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ 1 Педагогика - собрание нескольких наук, но в этой книге слово "педагогика" означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. |
5 | Воспитание, в свою очередь, тоже достаточно сложное дело, потому что, сколько у людей проблем - столько и видов воспитания: умственное, нравственное, физическое, идеологическое, политическое, патриотическое, эстетическое, трудовое, художественное, музыкальное, правовое... А с недавних пор стали говорить, например, о воспитании экологическом, или природоохранительном. Все великие утописты, будь то Оуэн, Фурье или Уэллс, утверждали, что чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание. |
6 | Сегодня педагогика нужна мастеру, бригадиру, администратору, сержанту, офицеру, политическому деятелю и капитану корабля, кафедры педагогики появляются теперь в институтах, весьма далеких от проблем детства. В этой книге говорится о воспитании детей, но я надеюсь, что она будет отчасти полезна всем, кому приходится работать с людьми. Кто понимает, как серьезно взаимодействие между людьми. Несмотря на то, что воспитание детей принципиально отличается от воспитания взрослых (много неприятностей получается оттого, что взрослых пытаются воспитывать, как детей, а детей - как взрослых), все же есть в любой работе воспитания что-то общее, и до него мы, читатель, и должны добраться, докопаться, размышляя о началах человека. |
7 | Поэтому и значение слова "воспитание" сужено здесь до самых последних пределов - речь идет лишь о том, как появляются первые, глубинные нравственные свойства, без которых нет ни трудового воспитания, ни политического, ни патриотического, ни эстетического - и так далее. Когда мы встречаемся с бездушными, бессердечными, бессовестными людьми, мы обычно спрашиваем: "Откуда? Ну откуда же?!" Попытаемся отыскать самый корень - не бесчеловечности, нет! - корень ЧЕЛОВЕЧНОСТИ отыскать. |
8 | Нам всем приходится воспитывать друг друга, потому что мы не умеем воспитывать маленьких детей. 2 Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив, я бы даже сказал - коварен. В древности воспитание считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. |
9 | В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. Все родители мечтают вырастить хороших детей, и у большинства это выходит - и притом без помощи педагогических книг, потому что искусство воспитания, как и всякое искусство, легче перенять, чем понять. По книге воспитывать не научишься. Но и книги нужны. Одни родители хотели бы удостовериться в том, что они воспитывают правильно, другие чувствуют свое неумение, несовершенство и просят о помощи, третьи и вовсе растеряны, отчаиваются: "Не знаю, что с моим и делать, совсем от рук отбился". |
10 | Эта книга как раз и предназначена для несовершенных родителей и даже несовершеннолетних, то есть будущих родителей. Молодым людям, которым лишь предстоит создать семью, полезно познакомиться с педагогикой пораньше. В воспитании все начинается в детстве, это верно, но в чьем? - в детстве родителей. Да и разве не интересно хотя бы прикоснуться к одной из самых сокровенных тайн человечества, пока что не поддающихся уму, - к тайне превращения новорожденного младенца в самостоятельного человека? |
… |
Комментарии