[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Догмат искупления в святоотеческом наследии
(3)       Используют 7 человек

Комментарии

квадрат 20 октября 2012
Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия протоиерея Дионисия Толстова посвящена исследованию вопроса Искупления в святоотческом наследии.
Написать тут
Описание:
Протоиерей Дионисий Толстой
Автор:
квадрат
Создан:
20 октября 2012 в 15:37 (текущая версия от 20 октября 2012 в 15:38)
Публичный:
Да
Тип словаря:
Книга
Последовательные отрывки из загруженного файла.
Содержание:
76 отрывков, 38458 символов
1 Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы выявить в святоотеческом наследии главную основополагающую идею относительно искупления, которая отражает существо вопроса и является отправной точкой общей сотериологии.
Понятие «Искупление» охватывает очень широкий спектр богословских разделов и не существует четких формулировок или адекватных терминов, которые раскрывали бы его содержание. Поэтому, приступая к исследованию, необходимо определить рамки и направление настоящей темы.
2 Для того, чтобы выявить характерные черты во взглядах на Искупление каждого из святых отцов Церкви, прежде всего, необходимо отметить в их творениях общие, то есть базовые идеи, или богословские интуиции, которые являются руководящими принципами в их мировоззрении и объединяющим началом в общем плане всего православного богословия. За отправную точку при этом необходимо принять ту мысль, которая разделялась бы всеми отцами интересующего нас периода и в относительно полной мере определяла бы логику их рассуждений.
3 Причем совсем необязательно, чтобы эта фундаментальная позиция была свойственна лишь греческим отцам IV, V веков. Такой идеей является идея спасения как восстановления человека или некоего возобновления. Об этом прямо говорят все отцы1.
Идея возвращения к утраченному образу свойственна всему христианскому сознанию, и не является каким либо новым привнесением или концепцией, появившейся в позднейшие века христианской письменности; напротив - это изначальная, сотериологическая позиция Церкви, органично проистекающая из Священного Писания и Священного Предания.
4 В доникейский период спасение так же осмысливается в понятиях возвращения и восстановления. В Строматах2 Климента Александрийского, например, часто встречаются суждения о возрождении.
Всеобщность мысли о спасении как возрождении, безусловно, очевидна. Все исследователи однозначно с этим наблюдением согласятся, тем не менее, в патрологической литературе оно не акцентируется, потому, что признается всеми истиной, не требующей доказательств, а значит специального рассмотрения.
5 Но именно бесспорная очевидность этой мысли говорит о ее исключительной важности. Поэтому ее следует принять за исходную позицию при подходе к рассмотрению темы настоящей статьи.
Несмотря на то, что у святых отцов нет сочинений, специально посвященных Искуплению, все же эту тему, без сомнения, можно считать главенствующей в их творениях.
Учение о Домостроительстве нашего спасения в церковном наследии представлено по большей части отдельными мыслями, рассредоточенными по многочисленным сочинениям, посвященным различным богословским вопросам.
6 Богатый материал на тему Искупления нередко встречается на страницах, относящихся не только к догматике, но также к экзегетике и аскетике. Очень часто те или иные суждения о Крестной Жертве и спасении можно встретить в творениях, которые, на первый взгляд, никак не относятся к указанному разделу теологии, например, среди каких - либо нравоучительных бесед святителя Иоанна Златоуста или в аскетических словах блаженного Диодоха Фотикийского.
7 Такая распространенность этой темы говорит о ее всеобъемлющем характере, как некоей живой ткани, связующей во единое органичное целое весь универсум христианских знаний. К этому центру обращены все вопросы богословия. Любая истина православного вероучения раскрывается и приобретает свой смысл лишь в приложении к главному догмату.
С другой стороны, учение об Искуплении подвергается трактовкам и толкованиям в применении к различным сторонам жизни Церкви; гомилетике, аскетике, экзегетике и другим.
8 Отсюда возникает различие в акцентах и разноплановость в комментариях настоящего догмата. Но для систематического его изложения следует выявить единое основополагающее понятие или ряд понятий, на их основании определить главенствующую идею, в рамках которой, в свою очередь, можно провести необходимое исследование, осмыслить и наиболее полно раскрыть главную вероучительную истину нашего исповедания.
9 Несмотря на то, что этот догмат у отцов Церкви IV, V веков не представлен в последовательном и терминологически оформленном изъяснении, все мысли рассматриваемых нами авторов, относящиеся к Искуплению, находятся в одном ключе и при всей распространенности и многогранности вопроса объединены четким смысловым содержанием. Это нетрудно усмотреть, если обратить внимание на то, что к теме Искупления ими всегда прилагаются такие понятия, как восстановление ( ) , возобновление ( ) , обновление ( ), возвращение ( ), и другие родственные по смыслу выражения.
10 Этими словами и производными от них понятиями определяется смысловое поле, в границах которого состоит учение о существе спасения.
«Искупление» – это образный термин, который обозначает учение о спасении. Само по себе слово «спасение» содержит в себе смысл избавления от опасности, а в христианском понимании из состояния погибели, поэтому «спасение» в богословии осмысливается исходя из вышеуказанных терминов возобновления, воссоздания и прочих, а значит так же правомочно их отнести и к Искуплению.
 

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена