Догмат искупления в святоотеческом наследии |
1 | Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы выявить в святоотеческом наследии главную основополагающую идею относительно искупления, которая отражает существо вопроса и является отправной точкой общей сотериологии. Понятие «Искупление» охватывает очень широкий спектр богословских разделов и не существует четких формулировок или адекватных терминов, которые раскрывали бы его содержание. Поэтому, приступая к исследованию, необходимо определить рамки и направление настоящей темы. |
2 | Для того, чтобы выявить характерные черты во взглядах на Искупление каждого из святых отцов Церкви, прежде всего, необходимо отметить в их творениях общие, то есть базовые идеи, или богословские интуиции, которые являются руководящими принципами в их мировоззрении и объединяющим началом в общем плане всего православного богословия. За отправную точку при этом необходимо принять ту мысль, которая разделялась бы всеми отцами интересующего нас периода и в относительно полной мере определяла бы логику их рассуждений. |
3 | Причем совсем необязательно, чтобы эта фундаментальная позиция была свойственна лишь греческим отцам IV, V веков. Такой идеей является идея спасения как восстановления человека или некоего возобновления. Об этом прямо говорят все отцы1. Идея возвращения к утраченному образу свойственна всему христианскому сознанию, и не является каким либо новым привнесением или концепцией, появившейся в позднейшие века христианской письменности; напротив - это изначальная, сотериологическая позиция Церкви, органично проистекающая из Священного Писания и Священного Предания. |
4 | В доникейский период спасение так же осмысливается в понятиях возвращения и восстановления. В Строматах2 Климента Александрийского, например, часто встречаются суждения о возрождении. Всеобщность мысли о спасении как возрождении, безусловно, очевидна. Все исследователи однозначно с этим наблюдением согласятся, тем не менее, в патрологической литературе оно не акцентируется, потому, что признается всеми истиной, не требующей доказательств, а значит специального рассмотрения. |
5 | Но именно бесспорная очевидность этой мысли говорит о ее исключительной важности. Поэтому ее следует принять за исходную позицию при подходе к рассмотрению темы настоящей статьи. Несмотря на то, что у святых отцов нет сочинений, специально посвященных Искуплению, все же эту тему, без сомнения, можно считать главенствующей в их творениях. Учение о Домостроительстве нашего спасения в церковном наследии представлено по большей части отдельными мыслями, рассредоточенными по многочисленным сочинениям, посвященным различным богословским вопросам. |
6 | Богатый материал на тему Искупления нередко встречается на страницах, относящихся не только к догматике, но также к экзегетике и аскетике. Очень часто те или иные суждения о Крестной Жертве и спасении можно встретить в творениях, которые, на первый взгляд, никак не относятся к указанному разделу теологии, например, среди каких - либо нравоучительных бесед святителя Иоанна Златоуста или в аскетических словах блаженного Диодоха Фотикийского. |
7 | Такая распространенность этой темы говорит о ее всеобъемлющем характере, как некоей живой ткани, связующей во единое органичное целое весь универсум христианских знаний. К этому центру обращены все вопросы богословия. Любая истина православного вероучения раскрывается и приобретает свой смысл лишь в приложении к главному догмату. С другой стороны, учение об Искуплении подвергается трактовкам и толкованиям в применении к различным сторонам жизни Церкви; гомилетике, аскетике, экзегетике и другим. |
8 | Отсюда возникает различие в акцентах и разноплановость в комментариях настоящего догмата. Но для систематического его изложения следует выявить единое основополагающее понятие или ряд понятий, на их основании определить главенствующую идею, в рамках которой, в свою очередь, можно провести необходимое исследование, осмыслить и наиболее полно раскрыть главную вероучительную истину нашего исповедания. |
9 | Несмотря на то, что этот догмат у отцов Церкви IV, V веков не представлен в последовательном и терминологически оформленном изъяснении, все мысли рассматриваемых нами авторов, относящиеся к Искуплению, находятся в одном ключе и при всей распространенности и многогранности вопроса объединены четким смысловым содержанием. Это нетрудно усмотреть, если обратить внимание на то, что к теме Искупления ими всегда прилагаются такие понятия, как восстановление ( ) , возобновление ( ) , обновление ( ), возвращение ( ), и другие родственные по смыслу выражения. |
10 | Этими словами и производными от них понятиями определяется смысловое поле, в границах которого состоит учение о существе спасения. «Искупление» – это образный термин, который обозначает учение о спасении. Само по себе слово «спасение» содержит в себе смысл избавления от опасности, а в христианском понимании из состояния погибели, поэтому «спасение» в богословии осмысливается исходя из вышеуказанных терминов возобновления, воссоздания и прочих, а значит так же правомочно их отнести и к Искуплению. |
… |
Комментарии