Евгений Шварц. Дон Кихот. |
1 | Евгений Шварц Дон-Кихот (литературный сценарий) 1 Село в Ламанче. Летняя ночь приближается к рассвету, белые стены и черепичные крыши селения едва выступают из мрака. Два огонька медленно движутся вдоль заборов, поднимаются вверх по крутой улице. Это спешат с фонарями в руках два почтенных человека: священник, лиценциат Перо Перес, и цирюльник, мастер Николас. Оба путника уставились в одну точку, всматриваются во что-то там наверху, в самом конце крутой улицы. |
2 | Цирюльник. Все читает и читает бедный наш идальго Алонзо Кехано. На пригорке, замыкая улицу, возвышается небогатая усадьба с гербом над воротами, а под самой ее крышей в предрассветном мраке ярко светится четырехугольник окна. Священник. Жжет свечи без счета, словно богатый человек. Экономка хотела было позвать к нему доктора, да не удалось ей наскрести дома и десяти реалов. Цирюльник. Как! Ведь недавно наш идальго продал лучший свой участок. |
3 | Тот, что у речки! Священник. Все деньги поглотила его несчастная страсть: он купил два с половиной воза рыцарских романов и погрузился в них до самых пяток. Неужели и в самом деле книги могут свести человека с ума? Цирюльник. Все зависит от состава крови. Одни, читая, предаются размышлениям. Это люди с густой кровью. Другие плачут — те, у кого кровь водянистая. А у нашего идальго кровь пламенная. Он верит любому вздорному вымыслу сочинителя, словно священному писанию. |
4 | И чудится ему, будто все наши беды оттого, что перевелись в Испании странствующие рыцари. Священник. Это в наше-то время! Когда не только что они, а правнуки их давно перевелись на свете. Ведь у нас тысяча шестьсот пятый год на дворе. Шутка сказать! Тысяча шестьсот пятый! Так, беседуя, входят друзья в распахнутые настежь ворота усадьбы, и женщина лет сорока, экономка Дон-Кихота, бросается навстречу пришедшим. |
5 | Экономка. Слава тебе, господи! Пожалуйста, пожалуйста, сеньор священник и сеньор цирюльник. Мы плачем тут в кухне. Просторная кухня, она же столовая. Широкий очаг с вертелом. Полки с медной посудой. Под ними на стене висят связки лука и чеснока. За широким темным столом плачет, уронив голову на руки, молоденькая племянница Дон-Кихота. Священник. Не будем плакать, дитя мое! Бог не оставит сироту. Цирюльник. |
6 | Слезы — драгоценный сок человеческого тела, который полезнее удержать, нежели источать. Экономка. Ах, сеньоры, как же ей не плакать, бедной, когда ее родной дядя и единственный покровитель повредился в уме. Потому и подняла я вас на рассвете, простите меня, неучтивую. Племянница. Он читает с утра до вечера рыцарские романы. К этому мы привыкли. Он отказался от родового своего имени Алонзо Кехано и назвал себя Дон-Кихот Ламанчский. |
7 | Мы, послушные женщины, не перечили ему и в этом. Экономка. Но сегодня началось нечто непонятное и страшное. Священник. Что же именно, сеньора экономка? И словно в ответ, страшный грохот потрясает всю усадьбу. Экономка. Вот что! Вот почему послала я за вами. Пойдем поглядим, что творит мой бедный господин в своей библиотеке. Мы одни не смеем! 2. Наверх, во второй этаж, в сущности на чердак, ведет из кухни широкая деревянная лестница. |
8 | Экономка со свечой в длинном медном подсвечнике поднимается впереди. Остальные следом на цыпочках. Дверь библиотеки выходит в темный коридор. Щели светятся в темноте. Экономка гасит свечу, и друзья Дон-Кихота, разобрав щели по росту, принимаются подглядывать усердно. Взорам их открывается комната с высоким покатым потолком. И вся она переполнена книгами. Одни — высятся на столах. Другие — на стульях с высокими спинками. |
9 | Иные, заботливо уложенные друг на друга, прямоугольными башнями вздымаются от пола до потолка. На резном деревянном поместительном пюпитре укреплены две свечи — по обе стороны огромного фолианта, открытого на последних страницах. Книгу дочитывает — и по дальнозоркости, и из почтения к читаемому — стоя владелец всех этих книжных богатств, бедный идальго Алонзо Кехано, он же славный рыцарь Дон-Кихот Ламанчский. |
10 | Это человек лет пятидесяти, несмотря на крайнюю худобу — крепкого сложения, без признаков старости в повадках и выражении. Он одет в рыцарские доспехи. Только голова обнажена. Около него на столе лежит забрало. В правой руке — меч. Цирюльник. Пресвятая богородица, помилуй нас... Священник. Откуда добыл наш бедняк рыцарские доспехи? Экономка. Разыскал на чердаке. Племянница. Латы у него дедушкины, шлем — прадедушкин, а меч — прапрадедушкин. |
… |
Комментарии