Черная свеча Высоцкий В.С |
1 | Источник: Электронная Библиотека Некстера В.Высоцкий, Л.Мончинский. Черная свеча. Иркутск: Издание ГП "Иркутская областная типография ", 1998. Леонид Мончинский О ТОМ, КАК ПИСАЛАСЬ ЭТА КНИГА В 1976 году Владимир Высоцкий прилетел в Иркутск с известным организатором старательского дела Вадимом Тумановым, у которого я в то время старался. Они пригласили меня в свою компанию, и мы отправились в Бодайбо-центр золотодобычи Сибири. |
2 | Высоцкий знакомился с работой артели старателей "Лена", дал пару концертов на производственных участках. Будучи человеком наблюдательным и любознательным, он никак не мог пройти мимо столь удивительного явления, каким в то время была Тумановская артель. Среди бесцельного социалистического кипения она напоминала островок подлинной жизни, где люди располагали возможностью реализовать свои способности не ради звонкой пустоты лозунга, а для собственного благополучия. |
3 | Они и душевно были сравнительно благополучны, несмотря на царившую в стране безрелигиозность. Конечно, даже самая теплая забота о человеке не в состоянии заменить Веру, но при заботе он, согласитесь, куда больше человек, нежели на сто рядов обманутый ударник коммунистического труда из какого-нибудь государственного предприятия "Красная синька". Кроме того, интерес поющего поэта привлек тот факт, что большинство путевых старателей в артели - бывшие зэки, отбывавшие наказание на Колыме. |
4 | Перед ним они предстали как созидатели, люди дела и слова, не могущие творить зло, потому что им было чем дорожить, хватало сил устоять против самого себя, никчемного и злого. Воскресение личности произвело на Высоцкого сильное впечатление. Он сказал: - Давай напишем сценарий фильма об их прошлом и настоящем. Я охотно согласился, ибо меня самого увлекала задача постижения этого феномена, да и страницы моих дневников уже хранили истории многих потрясающих человеческих судеб. |
5 | То, что происходило с бывшими зэками, а ныне старателями, поначалу укладывалось в простую форму: сделайте человека свободным, хорошим он станет сам. Но стоило нам оглянуться на их прошлое, как возникала мысль: "Возможно, перед нами просто отдельные экземпляры, счастливчики, получившие неполную дозу лагерной радиации?" Кстати, эта мысль не покидает меня по сей день. На человека обрушилась такая тяжесть притеснений, а ему как Бог помог, и он стоит не раздавлен. |
6 | Странно... ведь другие становились под той тяжестью плоскими, не сумев сохранить в себе ничего, кроме зверовидных страстей и подлости. Даже жаждущего исправления зэка - весь его срок зверство и подлость. Чтобы выжить, надо непременно обмануть, ответить ударом на удар или стерпеть унижение, сжав зубы, а при удобном случае поразить противника со спины. Надо действовать, всегда во имя зла, как вечное клеймо, неся на сердце негодование и гнев. |
7 | Печатая первый вариант книги, машинистка (она проживает в Иркутске) получила сильное нервное потрясение, работу продолжила ее мама. Вероятно, прорыв сознания, прикосновение к другой, страшной жизни способны многое порушить в неподготовленном человеке. Каково же было тем, кто проживал эту жизнь? Они - наши многомиллионные предшественники, подобно терпеливым каменщикам-масонам, по кирпичикам выкладывали крепость общественной морали, с башен которой мы нынче взираем на цивилизованный мир, а он нас презирает, но боится. |
8 | Не Господь создал нас апатичными, вороватыми, двуличными, грязно-пьяными. Корни в нашем недавнем прошлом, где властно простиралась империя насилия и комворы правили с подспудным осознанием своей никчемности, неизбежного вырождения, с тем самым единственным желанием "рвануть клочину от жизни", впрочем, с ним живут и нонешние властные структуры обездоленной России. Мы не собирались писать книгу ужасов, просто жили (и живем) в мире, где ничего не надо придумывать" ибо действительность превосходит наши фантазии. |
9 | Однажды мы беседовали с человеком, который ел людей. Так он сказал: "Противно только в самом начале, потом даже хочется...". Хочется кушать людей, хочется их конвоировать, уничтожать за убеждения, оставлять на свободе растленных мерзавцев, чтобы они наводили ужас на рабочий люд, не позволяя ему думать о своем благополучии, хочется создавать условия народу для самопожирания.., Система довольно сложная. |
10 | Но она работала и работает, будучи предварительно апробированной в лагерях. Высоцкий остро ощущал влияние той зарешеченной жизни на общество Страны Советов, был убежден - ее создавали тонкие умы, способные проникать мыслью сквозь времена. Однако сказано: "И дело греховное приведено к концу, тогда сласть греховная исчезает и находит горькое жало покаяния". Время покаяния, увы, не пришло, хотя оно, безусловно, ожидает наших потомков, коих поведет по пути их земному желание жить, а не стремление с ним бороться. |
… |
Комментарии