Когнитивная лингвистика |
1 | ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ М. К. Тимофеева ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ КОГНИТИВНУЮ ЛИНГВИСТИКУ Учебное пособие Новосибирск 2010 УДК 81-13 ББК Ш1в6я73-1 Т 415 Тимофеева М. К. Введение в экспериментальную когнитивную лин- гвистику: Учеб. пособие Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. С. 114. Учебное пособие содержит базовые сведения о проблемах, мето- дах и направлениях экспериментальных исследований в области когни- тивной лингвистики. |
2 | Значительное место уделено вопросам методологии, на многих примерах анализируются сложности и особенности планирова- ния конкретных экспериментов. Приведнные в приложении схемы реаль- ных экспериментов могут служить материалом для обсуждения и практи- ческих заданий. Предназначено для учащихся бакалавриата, магистратуры, аспи- рантуры по направлению «Филология», а также для тех, кто интересуется междисциплинарными исследованиями языка. |
3 | Рецензент д-р филол. наук, проф. Н. А. Лукьянова Издание подготовлено в рамках реализации Программы развития государ- ственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009– 2018 годы Новосибирский государственный уни- верситет, 2010 Тимофеева М. К., 2010 4 Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ .............................................................................................. |
4 | 7 ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 11 1. КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА И КОГНИТИВНАЯ НАУКА .............. 15 2. БИХЕВИОРИЗМ VERSUS ИНТРОСПЕКЦИОНИЗМ ........................ 21 3. ЭКСПЕРИМЕНТ В КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ .................. 27 3.1. СВОЙСТВА ИССЛЕДУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ И СПОСОБЫ ИХ ИЗМЕРЕНИЯ .................................................................................................. |
5 | 27 3.2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА ................... 32 4. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭКСПЕРИМЕНТ ............. 36 5. НЕЙРОЛИНГВИСТИКА КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ ............... 42 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ ................... 49 6.1. ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ........ |
6 | 50 6.2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОПИСАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СООТНОШЕНИЙ ........................................................................................... 58 6.3. ИЗУЧЕНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ......................... 67 6.4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖЕСТОВЫХ ЯЗЫКОВ ................................................ 74 7. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТРОСПЕКЦИИ ........... 82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. |
7 | 85 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ....................................................... 86 ОСНОВНОЙ ................................................................................................... 86 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ .................................................................................... 87 ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ......................................... 93 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ .................................................................... |
8 | 95 ГЛОССАРИЙ .................................................................................................. 98 ПРИЛОЖЕНИЕ ..................... ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ....... ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА. 5 ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...... ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА. ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ ......... |
9 | ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ ............................................. ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА. 6 Предисловие Когнитивная лингвистика – дисциплина, развивающаяся очень дина- мично. Это объясняется не только е сравнительно недавним временем возникновения (вторая половина ХХ в.), но и тесной связью с такими ин- тенсивно меняющимися актуальными для нашего времени областями, как когнитивная наука, нейронаука, компьютерное моделирование и др. |
10 | В течение почти шестидесяти лет своего существования когнитивная лин- гвистика, пребывая в стадии становления и поиска путей дальнейшего развития, не раз корректировала свои ценностные ориентации, проблема- тику, способы взаимодействия со смежными дисциплинами. Происходя- щие в данной области изменения по своей скорости опережают формиро- вание устоявшихся и не вызывающих чьих-либо нареканий теоретических основ. |
… |
Комментарии