За что не любят ботаников |
1 | В неполной средней школе мы с моим корешем Ричем составили карту популярности мест в школьной столовой. Это очень просто: дети, как правило, питаются в обществе тех, кто примерно столь же популярен. Мы всех расписали по группам от А до Д. Вокруг стола А толпились футболисты, чирлидерши и прочие подобные. За столом Д сидели ребята с легкими признаками синдрома Дауна - в те времена мы таких звали тормозами. |
2 | А мы сидели за столом Г - предельное падение без явных физических недостатков. И мы поместили себя за стол Г не из какой-то супер-искренности. Иначе вышло бы вранье. В школе все досконально знали, кто насколько популярен, включая нас. В средней школе мои акции постепенно росли. Началось половое созревание; я неплохо играл в футбол; я открыл скандальную подпольную газету. К выпускному классу я уже был вполне себе ничего; со мной даже встречалась одна признанная красавица класса. |
3 | Так что плюсы популярности я тоже на себе испытал. Я знаю кучу людей, которые в школе были нердами, и все говорят одно: имеется прямо пропорциональная зависимость между умом и нердством, и еще более жесткая обратно пропорциональная - между нердством и популярностью. Судя по всему, чем ты умнее, тем непопулярнее. Почему? Сегодняшнему школьнику вопрос покажется дурацким. Факт настолько самоочевиден, что странно вообразить другое. |
4 | Однако другое бывает. В начальной школе наличие мозгов не превращает тебя в изгоя. Да и в реальном мире мозги не вредят. И, насколько я знаю, в большинстве стран проблема так остро не стоит. Но в типичной американской средней школе мозги с немалой вероятностью усложняют жизнь. Почему? Ключ к загадке - в чуть-чуть иной формулировке. Почему умные дети не добиваются популярности? Если они такие умные, отчего не понимают, что популярность полезна? |
5 | И отчего не обойдут систему так же, как на экзамене? Есть такая версия: умные дети непопулярны, поскольку остальные завидуют их уму. Как умный ребенок ни старайся, популярным ему не стать. Ах, если бы. Значит, мои одноклассники в неполной средней свою зависть ко мне весьма успешно скрывали. В любом случае, если ум - повод для зависти, расклад изменили бы девчонки. Девчонкам нравятся парни, вызывающие зависть других парней. |
6 | Там, где я учился, ум просто особо не котировался. Он не вызывал у детей восторга или презрения. При прочих равных, дети предпочитали быть умными, а не тупыми, однако интеллект значил гораздо меньше, чем, скажем, внешность, харизма или спортивность. Но если интеллект сам по себе не влияет на популярность, почему же умные дети вечно непопулярны? Я так думаю - потому что они сами не слишком жаждут популярности. |
7 | Скажи мне об этом в школе - я бы рассмеялся в лицо. От школьной непопулярности дети несчастны - порой настолько, что до суицида доходит. Скажи умирающему от жажды в пустыне, что он не хочет стакан воды, ага. Разумеется, я хотел быть популярным. Но на самом деле - не хотел. Не до такой степени. Я больше хотел другого: быть умным. Не просто хорошо учиться (хотя и это неплохо), но создавать восхитительные ракеты, хорошо писать, научиться программировать. |
8 | В общем, делать всякие замечательные вещи. Тогда я не разделял свои желания и не пытался их взвешивать. Иначе сразу бы понял, что быть умным - важнее. Дай мне шанс стать самым популярным учеником в школе, но со средними умственными способностями (ну, поиздевайтесь надо мной), - я бы отказался. И почти любой нерд тоже - как бы ни страдал он от непопулярности. Нерду мысль о средненьком интеллекте невыносима. |
9 | Но большинство детей пошли бы на сделку. Для половины из них она стала бы ступенькой наверх. Даже для тех, кто в списке умных отстает от нерда на восемьдесят позиций (видимо, тогда все считали, что интеллект - скалярная величина). Кто не согласится съехать еще на тридцать позиций в обмен на всеобщую любовь и обожание? Я думаю, в этом и коренится проблема. Нерды - слуги двух господ. Разумеется, они хотят популярности, но быть умными они хотят больше. |
10 | А популярности нельзя добиться между делом - во всяком случае, в условиях бешеной конкуренции американских средних школ. Альберти, вряд ли типичный человек Возрождения, пишет, что "успех в любом искусстве, даже второстепенном, требует абсолютного погружения". Американские школьники трудятся над собственной популярностью, как никто ни над чем в мире. По сравнению с ними подводный спецназ и ординаторы-нейрохирурги - просто сачки. |
… |
Комментарии