[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Религия после атеизма
(0)       Используют 4 человека

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
О религии после атеизма говорим с известным культурологом Михаилом ЭПШТЕЙНОМ
Автор:
Kanzi
Создан:
17 октября 2013 в 14:40
Публичный:
Да
Тип словаря:
Книга
Последовательные отрывки из загруженного файла.
Содержание:
41 отрывок, 19416 символов
1 - По новым данным социологов, в России лишь 13% атеистов. Вам верится?
- Во всяком случае, опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) летом 2012 г., взял необычайно большую выборку - 57 тысяч респондентов против обычных полутора тысяч. Кстати, это резко понизило численность православных. Раньше считалось, что их процентов 70-80, а оказалось - 41%, 58,5 миллиона. Вторая по численности группа, 25%, 36 миллионов, - верующие без вероисповедания.
2 6,5% мусульман; 4% экуменистов, т.е. внеконфессиональных христиан, дальше идут доли 1 процент и меньше: католики, протестанты, буддисты, старообрядцы, язычники... Самая неожиданная и интересная - вторая группа: в Бога они верят, но к конкретной религии себя не относят. В моей книге это называется «бедная вера».
- Что это значит?
- В конце 1970-х - начале 1980-х гг. все больше людей уходило от атеизма, но не все присоединялись к определенным религиям.
3 Понятие «бедная вера» сформировалось в 1982 году по аналогии с «бедным театром» Ежи Гротовского. В этом театре не было ни сцены, ни костюмов, ни масок, ни бутафории - актеры просто жили на пределе своей человечности и вовлекали в процесс зрителей. Они не перевоплощались, а как бы развоплощались. У бедной веры тоже нет ничего, кроме прямого предстояния Богу. Ни храмов, ни обрядов, ни догм, только обращенность к Богу здесь и сейчас, один на один.
4 «Бедный» звучит не пренебрежительно; вообще это слово в религиозном контексте имеет положительную коннотацию. «Блаженны нищие во имя духа». И слово «бедный» этимологически родственно латинскому fides, «верa». Связь такая: «Быть бедным, неимущим - приносить жертву - верить в Бога».
- Вы называете наше общество постатеистическим. Вы верите, что в нем происходит религиозное возрождение?
- Возрождение религиозного сознания началось в 1970-е годы.
5 Не только возрождение, но и массовое зарождение нового, надконфессионального сознания - впервые в российской, а может быть, и всемирной истории. Опыт советского атеизма, беспощадный для всех, выдвинул категорию «верующий», которая поначалу воспринималась как идеологически порочная, а потом стала наполняться собственным положительным смыслом. Не «православный», не «католик», не «мусульманин», а просто верующий.
6 - Не так ли было еще у Льва Толстого?
- У Толстого поиск надконфессиональной веры сочетался с резкой критикой конфессий, прежде всего православия, как суеверия, как язычества, как идолопоклонства. Это один тип надконфессиональности.
Другой - универсализм Даниила Андреева, чья книга «Роза мира» была чрезвычайно популярна в позднесоветские и постсоветские годы. Перспектива объединения всех существующих конфессий в «Розу мира», где все церкви выступают как лепестки «интер-религии».
7 Есть путь к надконфессиональному изнутри конкретной конфессии - путь, скажем, Александра Меня. Он в православии пытался подчеркнуть его универсалистские, экуменические аспекты, что вызвало ярость многих его со-верников и, возможно, привело к гибели этого великого исповедника и проповедника
Есть, условно говоря, путь мыслителя Григория Померанца: экзистенциальное соприкосновение с разными религиозными традициями и попытка построить надконфессиональное через сопереживание их духовному опыту.
8 «Бедная вера», пожалуй, ближе всего к этому варианту.
- Может быть, бедная религия просто проявляет потребность веры? Для кого-то свята была вера в Пушкина, а для кого-то - в Сталина.
- Естественно, у человека есть потребность веры. Но она часто переходит в своего рода фетишизм. Культовые умонастроения 1970-х - начала 1980-х я постарался представить в книге «Новое сектантство». Там описаны и пушкинианцы, и кровосвятцы, и доброверы, и домовитяне, и пищесвятцы, и прочие представители этой обмирщенной религиозности, переходящей в обрядоверие.
9 «Опредмеченная вера», перенесенная на вещи, идеи или людей, - это суеверие. Борьба веры с суеверием во многом и определяет духовную историю человечества.
- Но и сейчас религия для многих сводится к обрядам по праздникам.
- Это и есть форма идолопоклонства, когда вера в живого Бога подменяется верой в обряд. Критика такого фарисейства, убиения духа буквой, - в Евангелии, а также в Талмуде: «Суббота должна служить вам, а не вы субботе».
10 Главными противниками Иисуса были не атеисты, а фарисеи, считавшие себя праведниками, исполнявшие каждую букву закона. Именно их он и обличал прежде всего. Но фарисейство, увы, возрождается на почве любой религии, в том числе и христианства.
- Истинная вера - именно бедная, внеконфессиональная, а любая конфессия скорее уводит от Бога?
- Нет, это толстовская точка зрения, которая мне совершенно чужда.
 

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена