Мнемотехника шаг за шагом |
1 | КОЗАРЕНКО В.А. УЧЕБНИК МНЕМОТЕХНИКИ СИСТЕМА ЗАПОМИНАНИЯ «ДЖОРДАНО» Сайт Mnemonikon (http:www.mnemotexnika.narod.ru) Москва, 2007 Глава 1 Вводные статьи 1.1 Система запоминания «Джордано» Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разрабо-тана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в по-вседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. |
2 | В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных прие-мов. «Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа – оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга. |
3 | Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, бы-ли систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удов-летворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности. «Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. |
4 | И «эффективность» га-рантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге. Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связан-ной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведе-ния, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний. |
5 | Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значе-ние имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще. |
6 | Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко пере-грузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог опи-сывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоян-ные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. |
7 | Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припо-минания. До этого момента информации в мозге нет. Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии. |
8 | 1.2 Научная обоснованность Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную сис-тему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделя-ется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память». Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения. |
9 | Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мыш-ление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических рече-вых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозак-лючениям. |
10 | Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание. Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической психологией. Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения за-поминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться. 1.3 Философские аспекты Специфически рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом ав-томатически, или созданная вами сознательно, считается логической. |
… |
Комментарии