1 |
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Начало мудрости - страх Господень. |
2 |
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. |
3 |
Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. |
4 |
Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный. |
5 |
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые, и кто разглашает клевету, тот глуп. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. |
6 |
Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. |
7 |
Придет гордость, придет и посрамление, но со смиренными - мудрость. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. |
8 |
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну, но верный человек таит дело. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему, но разумный человек молчит. |
9 |
Мерзость пред Господом - коварные сердцем, но благоугодны Ему непорочные в пути. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. |
10 |
Кто стремится к добру, тот ищет благоволения, а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Праведнику воздается на земле, тем более нечестивому и грешнику. |
11 |
Кто стремится к добру, тот ищет благоволения, а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Добрый приобретает благоволение от Господа, а человека коварного Он осудит. |
12 |
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. |
13 |
На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. |
14 |
Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев. Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. |
15 |
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. |
16 |
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. |
17 |
Душа ленивого желает, но тщетно, а душа прилежных насытится. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. |
18 |
От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость. Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе, а кто боится заповеди, тому воздается. |
19 |
Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток. |
20 |
Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром. |
21 |
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его. Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного. |
22 |
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Идущий прямым путем боится Господа, но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. |
23 |
В устах глупого - бич гордости, уста же мудрых охраняют их. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. |
24 |
Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь к смерти. |
25 |
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. |
26 |
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. Вспыльчивый может сделать глупость, но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. |
27 |
Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника. Кто презирает ближнего своего, тот грешит, а кто милосерд к бедным, тот блажен. |
28 |
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. |
29 |
Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей. |
30 |
Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. |
31 |
В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. |
32 |
На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых. Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. |
33 |
Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, чем откормленный бык, и при нем ненависть. |
34 |
Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. |
35 |
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. |
36 |
Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. |
37 |
Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. |
38 |
Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем, можно поручиться, что он не останется ненаказанным. |
39 |
Всякая премудрость - от Господа и с Ним пребывает вовек. Страх Господень - слава и честь, и веселие и венец радости. |
40 |
Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень - дар от Господа и поставляет на стезях любви. |
41 |
Любовь к Господу - славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. Начало премудрости - бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. |
42 |
Не лицемерь пред устами других и будь внимателен к устам твоим. Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека. |
43 |
Корень премудрости - бояться Господа, а ветви ее - долгоденствие. Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием. |
44 |
Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе. Премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему - вера и кротость. |
45 |
Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою, ибо Господь откроет тайны твои. |
46 |
Сын мой, если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся. |
47 |
Горе вам, потерявшим терпение! Что будете вы делать, когда Господь посетит? Боящиеся Господа! Надейтесь на благое, на радость вечную и милости. |
48 |
Боящиеся Господа! Веруйте Ему, и не погибнет награда ваша. Веруй Ему, и Он защитит тебя, управь пути твои и надейся на Него. |
49 |
В превратностях твоего унижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле унижения. |
50 |
Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою - как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. |
51 |
Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. |
52 |
При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься, ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их. |
53 |
Сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого. Кто воздает за благодеяния, тот помышляет о будущем и во время падения найдет опору. |
54 |
Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи. Кто любит опасность, тот впадет в нее. Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся. |
55 |
Не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся. Спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь. |
56 |
Сиротам будь как отец и матери их - вместо мужа: и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя. |
57 |
Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее. Есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд - слава и благодать. |
58 |
Наблюдай время и храни себя от зла - и не постыдишься за душу твою. Не стыдись исповедовать грехи твои и не удерживай течения реки. |
59 |
Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему. Не подчиняйся человеку глупому, и не смотри на сильного. |
60 |
Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих. Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим. |
61 |
Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя. Не говори: "я грешил, и что мне было?", ибо Господь долготерпелив. |
62 |
Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения. |
63 |
Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения. Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово. |
64 |
Не будь неразумным ни в большом ни в малом. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих. |
65 |
Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ. В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему. |
66 |
Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов. Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь. |
67 |
Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим - один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. |
68 |
Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей, и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. |
69 |
Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей, если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. |
70 |
Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг - крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. |
71 |
Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг - врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. |
72 |
Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его. Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается. |
73 |
Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому, люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. |
74 |
Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Не проси у Господа власти, и у царя - почетного места. |
75 |
Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе. |
76 |
Не делай зла, и тебя не постигнет зло, удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя. Сын мой! Не сей на бороздах неправды, и не будешь в семь раз более пожинать с них. |
77 |
Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред царем. Не греши против городского общества, и не роняй себя пред народом. |
78 |
Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным. Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню. |
79 |
Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга. Не желай говорить какую бы то ни было ложь, ибо повторение ее не послужит ко благу. |
80 |
Пред собранием старших не многословь, и не повторяй слова в прошении твоем. Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего. |
81 |
Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. |
82 |
Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. |
83 |
Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. |
84 |
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. |
85 |
Прикрывающий проступок ищет любви, а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. |
86 |
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. |
87 |
Начало ссоры - как прорыв воды, оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. Возмутитель ищет только зла, поэтому жестокий ангел будет послан против него. |
88 |
Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. |
89 |
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым. |
90 |
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. |
91 |
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. |
92 |
Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. |
93 |
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. |
94 |
Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным. |
95 |
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа. |
96 |
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам. |
97 |
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. |
98 |
Благотворящий бедному дает взаймы Господу. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. |
99 |
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну. |
100 |
Честь для человека - отстать от ссоры, а всякий глупец задорен. Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть. |
101 |
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну, и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. |
102 |
Всякий путь человека прям в глазах его, но Господь взвешивает сердца. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. |
103 |
Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, чем жертва. |
104 |
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан. Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло. |
105 |
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. |
106 |
Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа. Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. |
107 |
Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. |
108 |
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. |
109 |
Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет. |
110 |
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. В уста целует, кто отвечает словами верными. |
111 |
Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость. Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим. |
112 |
Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору. Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. |
113 |
Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день. |
114 |
Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего. Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего. |
115 |
Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость. |
116 |
Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж. |
117 |
Боязнь пред людьми ставит сеть, а надеющийся на Господа будет безопасен. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа. |
118 |
Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. |
119 |
Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его, ибо есть Смиряющий и Возвышающий. Помни, что гнев не замедлит, что наказание нечестивому - огонь и червь. |
120 |
Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. |
121 |
Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота. Не обижай раба, трудящегося усердно, ни наемника, преданного тебе душею. |
122 |
Разумного раба да любит душа твоя, и не откажи ему в свободе. Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их. |
123 |
Есть у тебя жена по душе? Не отгоняй ее. Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен. Не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй. |
124 |
Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в его руки. |
125 |
Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса над тобою, ибо золото многих погубило, и склоняло сердца царей. |
126 |
Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем. |
127 |
Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем. Не судись с судьею, потому что его будут судить по его почету. |
128 |
Не пренебрегай повестью мудрых и упражняйся в притчах их, ибо от них научишься ведению и - как служить сильным. |
129 |
Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его, и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих. |
130 |
Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя, а если дашь, то считай себя потерявшим. Не поручайся сверх силы твоей, а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить. |
131 |
С отважным не пускайся в путь, чтобы он не был тебе в тягость, ибо он будет поступать по своему произволу, и ты можешь погибнуть от его безрассудства. |
132 |
Не заводи ссоры со вспыльчивым и не проходи с ним чрез пустыню, потому что кровь - как ничто в глазах его, и где нет помощи, он поразит тебя. |
133 |
Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле. При чужом не делай тайного, ибо не знаешь, что он сделает. |
134 |
Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя. Не будь ревнив к жене сердца твоего, и не подавай ей дурного урока против тебя самого. |
135 |
Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей. Не выходи навстречу развратной женщине, чтобы как-нибудь не попасть в сети ее. |
136 |
Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее. Не отдавай души твоей блудницам, чтобы не погубить наследства твоего. |
137 |
Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту, многие совратились с пути чрез красоту женскую, от нее, как огонь, загорается любовь. |
138 |
Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его. Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним. |
139 |
Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель. |
140 |
Не одобряй того, что одобряют нечестивые: помни, что они до самого ада не исправятся. По силе твоей узнавай ближних и советуйся с мудрыми. |
141 |
Рассуждение твое да будет с разумными, и всякая беседа твоя - в законе Вышнего. Боятся в городе дерзкого на язык, и ненавидят опрометчивого в словах. |
142 |
Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено. Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город. |
143 |
В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней. В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою. |
144 |
Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом. Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих. |
145 |
Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его, ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость, и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его. |
146 |
Господь низвергает престолы властителей и сажает кротких на место их. Господь вырывает с корнем народы и насаждает, вместо них, смиренных. |
147 |
Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева - для рождающихся от жен. Старший между братьями - в почтении у них, так и боящиеся Господа - в очах Его. |
148 |
Богат ли кто и славен, или беден, похвала их - страх Господень. Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося Господа. |
149 |
Рабу мудрому будут служить свободные, и разумный человек, будучи наставляем им, не будет роптать. Не умничай много, чтобы делать дело твое, и не хвались во время нужды. |
150 |
Сын мой! Кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству. Мудрость смиренного вознесет голову его и посадит его среди вельмож. |
151 |
Лучше тот, кто трудится и имеет во всем достаток, нежели кто праздно ходит и хвалится, но нуждается в хлебе. |
152 |
Мала пчела между летающими, но плод ее - лучший из сластей. Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его. |
153 |
Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы: ибо дивны дела Господа, и сокровенны дела Его между людьми. |
154 |
Прежде, нежели исследуешь, не порицай, узнай прежде, и тогда упрекай. Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай. |
155 |
Не спорь о деле, для тебя ненужном, и не сиди на суде грешников. Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство - от Господа. |
156 |
Сын мой! Не берись за множество дел: при множестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не достигнешь, и, убегая, не уйдешь. |
157 |
Твердо стой в завете твоем и пребывай в нем и состарься в деле твоем. Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его. |
158 |
Не удивляйся делам грешника, веруй Господу, и пребывай в труде твоем: ибо легко в очах Господа - скоро и внезапно обогатить бедного. |
159 |
Во дни счастья бывает забвение о несчастье, и во дни несчастья не вспомнится о счастье. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его. |
160 |
Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного. Прежде смерти не называй никого блаженным, человек познается в детях своих. |
161 |
Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих. Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. |
162 |
Хотя бы отец и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто, несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. |
163 |
Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Плачь об умершем - семь дней, а о глупом и нечестивом - все дни жизни его. |
164 |
Бросающий камень в птиц отгонит их, а поносящий друга расторгнет дружбу. Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. |
165 |
Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Не приучай твоих уст к грубой невежливости, ибо при ней бывают греховные слова. |
166 |
Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его, оставайся с ним во время скорби, чтобы иметь участие в его наследии. |
167 |
Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится. |
168 |
Помни об отце и о матери твоей, когда сидишь среди вельмож, чтобы тебе не забыться пред ними и по привычке не сделать глупости, и не пожелать, что лучше бы ты не родился, и не проклясть дня рождения твоего. |
169 |
Два качества умножают грехи, а третье навлекает гнев: душа горячая, как пылающий огонь, не угаснет, пока не истощится, человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь. |
170 |
Великая слава - следовать Господу, а быть тебе принятым от Него - долгоденствие. Как прилично сединам судить, и старцам - уметь давать совет! |
171 |
Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: "Кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих". Страх его - только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении. Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал. |
172 |
Тремя премудрость украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это - единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою. |
173 |
Чего не собрал ты в юности, - как же можешь приобрести в старост твоей? Венец старцев - многосторонняя опытность, и хвала их - страх Господень. |
174 |
Блажен, кто живет с женою разумною, кто не погрешает языком и не служит недостойному себя. Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих. |
175 |
Как велик тот, кто нашел премудрость! Но он не выше того, кто боится Господа. Страх Господень все превосходит, и имеющий его с ем может быть сравнен? |
176 |
Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. |
177 |
Можно перенести всякое нападение, только не нападение от ненавидящих, и всякое мщение, только не мщение врагов. Нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости врага. |
178 |
Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя, сядет муж ее среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. |
179 |
Всякая злость мала в сравнении со злостью жены, жребий грешника да падет на нее. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа. |
180 |
Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену. Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. |
181 |
Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная - злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит своего мужа. |
182 |
От жены начало греха и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене - власти. Счастлив муж доброй жены, и число дней его - сугубое. |
183 |
Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром. Добрая жена - счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа, с нею у богатого и бедного - сердце довольное и лице во всякое время веселое. |
184 |
Трех страшится сердце мое, а при четвертом я молюсь: городского злословия, возмущения черни и оболгания на смерть, - все это ужасно. |
185 |
Болезнь сердца и печаль - жена, ревнивая к другой жене, и бич языка ее, ко всем приражающийся. Движущееся туда и сюда воловье ярмо - злая жена, берущий ее - то же, что хватающий скорпиона. |
186 |
Большая досада - жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию глаз и век ее. |
187 |
Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою. |
188 |
Берегись бесстыдного глаза, и не удивляйся, если он согрешит против тебя: как томимый жаждою путник открывает уста и пьет всякую близкую воду, так она сядет напротив всякого шатра и пред стрелою откроет колчан. |
189 |
Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его. Кроткая жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. |
190 |
Благодать на благодать - жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души. Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее, что светильник, сияющий на святом свечнике, то красота лица ее в зрелом возрасте. |
191 |
От двух скорбело сердце мое: если воин терпит от бедности, и разумные мужи бывают в пренебрежении. Если кто обращается от праведности ко греху, Господь уготовит того на меч. |
192 |
Купец едва может избежать погрешности, а торгующий вином тайно не спасется от греха. Посреди скреплений камней вбивается гвоздь, так посреди продажи и купли вторгается грех. |
193 |
Если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем, то скоро разорится дом его. При трясении решета остается сор, так нечистота человека - при рассуждении его. |
194 |
Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека - в разговоре его. Уход за деревом открывается в плоде его, так в слове - помышления сердца человеческого. |
195 |
Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей. Если ты усердно будешь искать правды, то найдешь ее и облечешься ею, как подиром славы. |
196 |
Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней. Как лев подстерегает добычу, так и грехи - делающих неправду. |
197 |
Беседа благочестивого - всегда мудрость, а безумный изменяется, как луна. Среди неразумных не трать времени, а проводи его постоянно среди благоразумных. |
198 |
Сласти, поднесенные к сомкнутым устам, то же, что снеди, поставленные на могиле. Какая польза идолу от жертвы? Он ни есть, ни обонять не может: так преследуемый от Господа, смотря глазами и стеная, подобен евнуху, который обнимает девицу и вздыхает. |
199 |
Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью, веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие, люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет. |
200 |
Ревность и гнев сокращают дни, а забота - прежде времени приводит старость. Открытое и доброе сердце заботится и о снедях своих. |
201 |
Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон. Бдительная забота не дает дремать, и тяжкая болезнь отнимает сон. |
202 |
Потрудился богатый при умножении имуществ - и в покое насыщается своими благами. Потрудился бедный при недостатках в жизни - и в покое остается скудным. |
203 |
Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им. Многие ради золота подверглись падению, и погибель их была пред лицем их, оно - дерево преткновения для приносящих ему жертвы, и всякий несмысленный будет уловлен им. |
204 |
Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом. Кто он? И мы прославим его, ибо он сделал чудо в народе своем. |
205 |
Кто был искушаем золотом - и остался непорочным? Да будет это в похвалу ему. Кто мог погрешить - и не погрешил, сделать зло - и не сделал? Прочно будет богатство его, и о милостынях его будет возвещать собрание. |
206 |
Когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей и не говори: "Много же на нем!" Помни, что алчный глаз - злая вещь. |
207 |
Что из сотворенного завистливее глаза? Потому он плачет о всем, что видит. Куда он посмотрит, не протягивай руки, и не сталкивайся с ним в блюде. |
208 |
Суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай. Если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни. |
209 |
Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя, переставай есть первый из вежливости и не будь алчен, чтобы не послужить соблазном, и если ты сядешь посреди многих, то не протягивай руки твоей прежде них. |
210 |
Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своем ложе. Во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе. |
211 |
Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним, страдание бессонницею и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного. |
212 |
Послушай меня, сын мой, и не пренебреги мною, и впоследствии ты поймешь слова мои. Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. |
213 |
Щедрого на хлебы будут благословлять уста, и свидетельство о доброте его - верно, против скупого на хлеб будет роптать город, и свидетельство о скупости его - справедливо. |
214 |
Печь испытывает крепость лезвия закалкою, так вино испытывает сердца гордых - пьянством. Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. |
215 |
Отрада сердцу и утешение душе - вино, умеренно употребляемое вовремя, горесть для души - вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. |
216 |
Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. |
217 |
На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья, не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями. |
218 |
Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись, будь между другими как один из них, позаботься о них потом садись, когда все твое дело исполнишь, тогда займи твое место, чтобы порадоваться на них и за хорошее распоряжение получить венок. |
219 |
Когда слушают тебя, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй. Говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен, говори главное, многое в немногих слова, будь, как знающий и, вместе, как умеющий молчать. |
220 |
Среди вельмож не равняйся с ними и, когда говорит другой, ты много не говори. Грому предшествует молния, а стыдливого предваряет благорасположение. |
221 |
На пиру вставай вовремя и не будь последним, поспешай домой и не останавливайся, там забавляйся и делай, что тебе нравится, но не согрешай гордым словом. И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами. |
222 |
Боящийся Господа примет наставление, и с раннего утра обращающиеся к Нему приобретут благоволение Его. |
223 |
Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнется в нем. Боящиеся Господа найдут суд и, как свет, возжгут правосудие. |
224 |
Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему. Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления. |
225 |
Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся. Не ходи по пути, где развалины, чтобы не споткнуться о камень, не полагайся и на ровный путь, остерегайся даже детей твоих. |
226 |
Во всяком деле верь душе твоей: и это есть соблюдение заповедей. Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда. |
227 |
Боящемуся Господа не приключится зла, но и в искушении Он избавит его. Мудрый муж не возненавидит закона, а притворно держащийся его - как корабль в бурю. |
228 |
Разумный человек верит закону, и закон для него верен, как ответ урима. Приготовь слово - и будешь выслушан, собери наставления - и отвечай. |
229 |
Колесо в колеснице - сердце глупого, и как вертящаяся ось - мысль его. Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржет. |
230 |
Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца? Они разделены премудростью Господа, Он отличил времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней. И все люди из праха, и Адам был создан из земли, но по всеведению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути: одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их. |
231 |
Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди - в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему. |
232 |
Как напротив зла - добро, и напротив смерти - жизнь, так напротив благочестивого - грешник, так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого. |
233 |
Послушайте меня, князья народа, и внимайте, начальники собрания: ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей, и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем. |
234 |
Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем, ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих. |
235 |
Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою. При скончании дней жизни твоей и при смерти передай наследство. |
236 |
Корм, палка и бремя - для осла, хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою - и будешь иметь покой, ослабь руки ему - и он будет искать свободы. Ни на кого не налагай лишнего и ничего не делай без рассуждения. |
237 |
Если есть у тебя раб, то да будет он как ты, ибо ты приобрел его кровью, если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом, ибо ты будешь нуждаться в нем, как душе твоей, если ты будешь обижать его, и он встанет и убежит от тебя, то на какой дороге ты будешь искать его? |
Комментарии
Главную идею, слава Богу, мы получили всё же без искажений. Она такова - Христос, Спаситель и Творец мира, грядущий судить живых и мёртвых, и нет ни в ком ином спасения! А что там каноническое или неканоническое или апокриф... оставим этот вопрос учёным-богословам
На самом деле, это - Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, так называемые апокрифы.
Этой притчи точно нету в Библии. Откуда она здесь?