[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Притчи
(57)       Используют 208 человек

Комментарии

iehon 9 ноября 2012
Отличный словарь, да лучше без премудростей а просто притчи.
Zippin 17 февраля 2012
в начале очень любил этот словарь, пока там были только притчи из книги "Притчи", а как стали добавлять из "Премудростей" ... порой попадаются советы (лучше помолчу) ... я бы рекомендовал разделить эти словари на два (три, или более) по словарю на книгу из которой взят текст. Так было бы правильно, никто бы не спорил тут о том, что из Библии, а что из чьей.
Крестоносец 15 апреля 2011
Ты меня недопонял просто. Я имею ввиду то, что апокриф это книга, в которой есть противное учению Христа. Что нельзя сказать о данных притчах. Если к примеру будет книга, в которой всё написано о Боге, о Его деяниях, благах и прочее, но вдруг маленькая ремарочка будет, вроде "но Спаситель ещё не родился", то это явно апокриф. Это к примеру. Это я имел ввиду об этой книге - она не апокриф ни в коем случае. И Иуда в своём послании ссылается не на апокриф в 9-м стихе, там наоборот, показано насколько даже архангелы смиренны духом и поэтому та неизвестная нам книга, явно была не апокриф. А в остальном с тобой согласен :)
квадрат 15 апреля 2011
Сложно определить что на самом деле "противно" Создателю ) Послание Иуды ссылается на апокрифы, получается Иуда почитывал "противные Создателю" писания ) Нет, конечно! Составляли канон всё же люди, ну а церковь сегодня смиренно соглашается с этим. У протестантов 66 книг - хорошо, у православных и католиков - 77, тоже хорошо.

Главную идею, слава Богу, мы получили всё же без искажений. Она такова - Христос, Спаситель и Творец мира, грядущий судить живых и мёртвых, и нет ни в ком ином спасения! А что там каноническое или неканоническое или апокриф... оставим этот вопрос учёным-богословам
Крестоносец 14 апреля 2011
Не апокриф, наверно, а просто неканоническая книга :) Потому что апокрифы в наше время это вроде книги не просто не богодухновенные, но полезные как эта книга и как описания жизни святых людей, в вообще противные Создателю, как например "евангелие от Иуды" - это апокриф. Так наверно?
квадрат 21 февраля 2011
Это в Вашей нету, а в моей есть :)))
На самом деле, это - Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, так называемые апокрифы.
Smuglik 8 февраля 2011
Нашел еще несколько, которых нет в Библии. Как-то не понял юмора...
Smuglik 8 февраля 2011
"Когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей и не говори: "Много же на нем!" Помни, что алчный глаз - злая вещь"

Этой притчи точно нету в Библии. Откуда она здесь?
Travian_boy 1 августа 2010
Очень благодарен тому, кто сделал такой полезный словарь! Мало того, что по нему очень удобно учится навыку печати, так он еще наделен мудростью!
Написать тут
Описание:
Библия
Автор:
квадрат
Создан:
до 15 июня 2009 (текущая версия от 28 октября 2009 в 10:45)
Публичный:
Да
Тип словаря:
Тексты
Цельные тексты, разделяемые пустой строкой (единственный текст на словарь также допускается).
Содержание:
1 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Начало мудрости - страх Господень.
2 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
3 Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
4 Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный.
5 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые, и кто разглашает клевету, тот глуп. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
6 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
7 Придет гордость, придет и посрамление, но со смиренными - мудрость. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
8 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну, но верный человек таит дело. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему, но разумный человек молчит.
9 Мерзость пред Господом - коварные сердцем, но благоугодны Ему непорочные в пути. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
10 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения, а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Праведнику воздается на земле, тем более нечестивому и грешнику.
11 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения, а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Добрый приобретает благоволение от Господа, а человека коварного Он осудит.
12 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует.
13 На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
14 Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев. Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
15 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
16 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
17 Душа ленивого желает, но тщетно, а душа прилежных насытится. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
18 От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость. Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе, а кто боится заповеди, тому воздается.
19 Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.
20 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
21 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его. Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
22 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Идущий прямым путем боится Господа, но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
23 В устах глупого - бич гордости, уста же мудрых охраняют их. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
24 Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь к смерти.
25 И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
26 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. Вспыльчивый может сделать глупость, но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
27 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника. Кто презирает ближнего своего, тот грешит, а кто милосерд к бедным, тот блажен.
28 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
29 Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей.
30 Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
31 В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
32 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых. Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
33 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, чем откормленный бык, и при нем ненависть.
34 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
35 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
36 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
37 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
38 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем, можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
39 Всякая премудрость - от Господа и с Ним пребывает вовек. Страх Господень - слава и честь, и веселие и венец радости.
40 Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень - дар от Господа и поставляет на стезях любви.
41 Любовь к Господу - славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. Начало премудрости - бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве.
42 Не лицемерь пред устами других и будь внимателен к устам твоим. Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека.
43 Корень премудрости - бояться Господа, а ветви ее - долгоденствие. Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием.
44 Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе. Премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему - вера и кротость.
45 Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою, ибо Господь откроет тайны твои.
46 Сын мой, если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся.
47 Горе вам, потерявшим терпение! Что будете вы делать, когда Господь посетит? Боящиеся Господа! Надейтесь на благое, на радость вечную и милости.
48 Боящиеся Господа! Веруйте Ему, и не погибнет награда ваша. Веруй Ему, и Он защитит тебя, управь пути твои и надейся на Него.
49 В превратностях твоего унижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле унижения.
50 Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою - как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан.
51 Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай.
52 При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься, ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их.
53 Сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого. Кто воздает за благодеяния, тот помышляет о будущем и во время падения найдет опору.
54 Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи. Кто любит опасность, тот впадет в нее. Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся.
55 Не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся. Спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь.
56 Сиротам будь как отец и матери их - вместо мужа: и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя.
57 Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее. Есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд - слава и благодать.
58 Наблюдай время и храни себя от зла - и не постыдишься за душу твою. Не стыдись исповедовать грехи твои и не удерживай течения реки.
59 Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему. Не подчиняйся человеку глупому, и не смотри на сильного.
60 Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих. Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим.
61 Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя. Не говори: "я грешил, и что мне было?", ибо Господь долготерпелив.
62 Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения.
63 Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения. Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово.
64 Не будь неразумным ни в большом ни в малом. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих.
65 Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ. В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему.
66 Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов. Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь.
67 Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим - один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему.
68 Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей, и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему.
69 Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей, если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего.
70 Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг - крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище.
71 Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг - врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его.
72 Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его. Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается.
73 Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому, люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя.
74 Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Не проси у Господа власти, и у царя - почетного места.
75 Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе.
76 Не делай зла, и тебя не постигнет зло, удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя. Сын мой! Не сей на бороздах неправды, и не будешь в семь раз более пожинать с них.
77 Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред царем. Не греши против городского общества, и не роняй себя пред народом.
78 Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным. Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню.
79 Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга. Не желай говорить какую бы то ни было ложь, ибо повторение ее не послужит ко благу.
80 Пред собранием старших не многословь, и не повторяй слова в прошении твоем. Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего.
81 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
82 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
83 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
84 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.
85 Прикрывающий проступок ищет любви, а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
86 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
87 Начало ссоры - как прорыв воды, оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. Возмутитель ищет только зла, поэтому жестокий ангел будет послан против него.
88 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
89 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
90 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.
91 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
92 Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен.
93 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
94 Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным.
95 Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.
96 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам.
97 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
98 Благотворящий бедному дает взаймы Господу. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
99 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.
100 Честь для человека - отстать от ссоры, а всякий глупец задорен. Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть.
101 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну, и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.
102 Всякий путь человека прям в глазах его, но Господь взвешивает сердца. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
103 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, чем жертва.
104 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан. Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.
105 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
106 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа. Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
107 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
108 Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет.
109 Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.
110 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. В уста целует, кто отвечает словами верными.
111 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость. Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.
112 Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору. Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.
113 Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.
114 Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего. Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.
115 Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость.
116 Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.
117 Боязнь пред людьми ставит сеть, а надеющийся на Господа будет безопасен. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа.
118 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
119 Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его, ибо есть Смиряющий и Возвышающий. Помни, что гнев не замедлит, что наказание нечестивому - огонь и червь.
120 Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его.
121 Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота. Не обижай раба, трудящегося усердно, ни наемника, преданного тебе душею.
122 Разумного раба да любит душа твоя, и не откажи ему в свободе. Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их.
123 Есть у тебя жена по душе? Не отгоняй ее. Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен. Не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй.
124 Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в его руки.
125 Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса над тобою, ибо золото многих погубило, и склоняло сердца царей.
126 Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем.
127 Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем. Не судись с судьею, потому что его будут судить по его почету.
128 Не пренебрегай повестью мудрых и упражняйся в притчах их, ибо от них научишься ведению и - как служить сильным.
129 Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его, и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих.
130 Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя, а если дашь, то считай себя потерявшим. Не поручайся сверх силы твоей, а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить.
131 С отважным не пускайся в путь, чтобы он не был тебе в тягость, ибо он будет поступать по своему произволу, и ты можешь погибнуть от его безрассудства.
132 Не заводи ссоры со вспыльчивым и не проходи с ним чрез пустыню, потому что кровь - как ничто в глазах его, и где нет помощи, он поразит тебя.
133 Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле. При чужом не делай тайного, ибо не знаешь, что он сделает.
134 Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя. Не будь ревнив к жене сердца твоего, и не подавай ей дурного урока против тебя самого.
135 Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей. Не выходи навстречу развратной женщине, чтобы как-нибудь не попасть в сети ее.
136 Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее. Не отдавай души твоей блудницам, чтобы не погубить наследства твоего.
137 Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту, многие совратились с пути чрез красоту женскую, от нее, как огонь, загорается любовь.
138 Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его. Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним.
139 Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель.
140 Не одобряй того, что одобряют нечестивые: помни, что они до самого ада не исправятся. По силе твоей узнавай ближних и советуйся с мудрыми.
141 Рассуждение твое да будет с разумными, и всякая беседа твоя - в законе Вышнего. Боятся в городе дерзкого на язык, и ненавидят опрометчивого в словах.
142 Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено. Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город.
143 В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней. В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою.
144 Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом. Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих.
145 Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его, ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость, и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его.
146 Господь низвергает престолы властителей и сажает кротких на место их. Господь вырывает с корнем народы и насаждает, вместо них, смиренных.
147 Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева - для рождающихся от жен. Старший между братьями - в почтении у них, так и боящиеся Господа - в очах Его.
148 Богат ли кто и славен, или беден, похвала их - страх Господень. Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося Господа.
149 Рабу мудрому будут служить свободные, и разумный человек, будучи наставляем им, не будет роптать. Не умничай много, чтобы делать дело твое, и не хвались во время нужды.
150 Сын мой! Кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству. Мудрость смиренного вознесет голову его и посадит его среди вельмож.
151 Лучше тот, кто трудится и имеет во всем достаток, нежели кто праздно ходит и хвалится, но нуждается в хлебе.
152 Мала пчела между летающими, но плод ее - лучший из сластей. Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его.
153 Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы: ибо дивны дела Господа, и сокровенны дела Его между людьми.
154 Прежде, нежели исследуешь, не порицай, узнай прежде, и тогда упрекай. Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай.
155 Не спорь о деле, для тебя ненужном, и не сиди на суде грешников. Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство - от Господа.
156 Сын мой! Не берись за множество дел: при множестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не достигнешь, и, убегая, не уйдешь.
157 Твердо стой в завете твоем и пребывай в нем и состарься в деле твоем. Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его.
158 Не удивляйся делам грешника, веруй Господу, и пребывай в труде твоем: ибо легко в очах Господа - скоро и внезапно обогатить бедного.
159 Во дни счастья бывает забвение о несчастье, и во дни несчастья не вспомнится о счастье. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его.
160 Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного. Прежде смерти не называй никого блаженным, человек познается в детях своих.
161 Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих. Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его.
162 Хотя бы отец и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто, несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится.
163 Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Плачь об умершем - семь дней, а о глупом и нечестивом - все дни жизни его.
164 Бросающий камень в птиц отгонит их, а поносящий друга расторгнет дружбу. Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы.
165 Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Не приучай твоих уст к грубой невежливости, ибо при ней бывают греховные слова.
166 Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его, оставайся с ним во время скорби, чтобы иметь участие в его наследии.
167 Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится.
168 Помни об отце и о матери твоей, когда сидишь среди вельмож, чтобы тебе не забыться пред ними и по привычке не сделать глупости, и не пожелать, что лучше бы ты не родился, и не проклясть дня рождения твоего.
169 Два качества умножают грехи, а третье навлекает гнев: душа горячая, как пылающий огонь, не угаснет, пока не истощится, человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь.
170 Великая слава - следовать Господу, а быть тебе принятым от Него - долгоденствие. Как прилично сединам судить, и старцам - уметь давать совет!
171 Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: "Кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих". Страх его - только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении. Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал.
172 Тремя премудрость украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: это - единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою.
173 Чего не собрал ты в юности, - как же можешь приобрести в старост твоей? Венец старцев - многосторонняя опытность, и хвала их - страх Господень.
174 Блажен, кто живет с женою разумною, кто не погрешает языком и не служит недостойному себя. Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих.
175 Как велик тот, кто нашел премудрость! Но он не выше того, кто боится Господа. Страх Господень все превосходит, и имеющий его с ем может быть сравнен?
176 Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою.
177 Можно перенести всякое нападение, только не нападение от ненавидящих, и всякое мщение, только не мщение врагов. Нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости врага.
178 Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя, сядет муж ее среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет.
179 Всякая злость мала в сравнении со злостью жены, жребий грешника да падет на нее. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа.
180 Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену. Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем.
181 Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная - злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит своего мужа.
182 От жены начало греха и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене - власти. Счастлив муж доброй жены, и число дней его - сугубое.
183 Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром. Добрая жена - счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа, с нею у богатого и бедного - сердце довольное и лице во всякое время веселое.
184 Трех страшится сердце мое, а при четвертом я молюсь: городского злословия, возмущения черни и оболгания на смерть, - все это ужасно.
185 Болезнь сердца и печаль - жена, ревнивая к другой жене, и бич языка ее, ко всем приражающийся. Движущееся туда и сюда воловье ярмо - злая жена, берущий ее - то же, что хватающий скорпиона.
186 Большая досада - жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию глаз и век ее.
187 Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою.
188 Берегись бесстыдного глаза, и не удивляйся, если он согрешит против тебя: как томимый жаждою путник открывает уста и пьет всякую близкую воду, так она сядет напротив всякого шатра и пред стрелою откроет колчан.
189 Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его. Кроткая жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе.
190 Благодать на благодать - жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души. Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее, что светильник, сияющий на святом свечнике, то красота лица ее в зрелом возрасте.
191 От двух скорбело сердце мое: если воин терпит от бедности, и разумные мужи бывают в пренебрежении. Если кто обращается от праведности ко греху, Господь уготовит того на меч.
192 Купец едва может избежать погрешности, а торгующий вином тайно не спасется от греха. Посреди скреплений камней вбивается гвоздь, так посреди продажи и купли вторгается грех.
193 Если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем, то скоро разорится дом его. При трясении решета остается сор, так нечистота человека - при рассуждении его.
194 Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека - в разговоре его. Уход за деревом открывается в плоде его, так в слове - помышления сердца человеческого.
195 Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей. Если ты усердно будешь искать правды, то найдешь ее и облечешься ею, как подиром славы.
196 Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней. Как лев подстерегает добычу, так и грехи - делающих неправду.
197 Беседа благочестивого - всегда мудрость, а безумный изменяется, как луна. Среди неразумных не трать времени, а проводи его постоянно среди благоразумных.
198 Сласти, поднесенные к сомкнутым устам, то же, что снеди, поставленные на могиле. Какая польза идолу от жертвы? Он ни есть, ни обонять не может: так преследуемый от Господа, смотря глазами и стеная, подобен евнуху, который обнимает девицу и вздыхает.
199 Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью, веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие, люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.
200 Ревность и гнев сокращают дни, а забота - прежде времени приводит старость. Открытое и доброе сердце заботится и о снедях своих.
201 Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон. Бдительная забота не дает дремать, и тяжкая болезнь отнимает сон.
202 Потрудился богатый при умножении имуществ - и в покое насыщается своими благами. Потрудился бедный при недостатках в жизни - и в покое остается скудным.
203 Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им. Многие ради золота подверглись падению, и погибель их была пред лицем их, оно - дерево преткновения для приносящих ему жертвы, и всякий несмысленный будет уловлен им.
204 Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом. Кто он? И мы прославим его, ибо он сделал чудо в народе своем.
205 Кто был искушаем золотом - и остался непорочным? Да будет это в похвалу ему. Кто мог погрешить - и не погрешил, сделать зло - и не сделал? Прочно будет богатство его, и о милостынях его будет возвещать собрание.
206 Когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей и не говори: "Много же на нем!" Помни, что алчный глаз - злая вещь.
207 Что из сотворенного завистливее глаза? Потому он плачет о всем, что видит. Куда он посмотрит, не протягивай руки, и не сталкивайся с ним в блюде.
208 Суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай. Если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни.
209 Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя, переставай есть первый из вежливости и не будь алчен, чтобы не послужить соблазном, и если ты сядешь посреди многих, то не протягивай руки твоей прежде них.
210 Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своем ложе. Во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе.
211 Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним, страдание бессонницею и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного.
212 Послушай меня, сын мой, и не пренебреги мною, и впоследствии ты поймешь слова мои. Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино.
213 Щедрого на хлебы будут благословлять уста, и свидетельство о доброте его - верно, против скупого на хлеб будет роптать город, и свидетельство о скупости его - справедливо.
214 Печь испытывает крепость лезвия закалкою, так вино испытывает сердца гордых - пьянством. Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям.
215 Отрада сердцу и утешение душе - вино, умеренно употребляемое вовремя, горесть для души - вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре.
216 Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны.
217 На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья, не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями.
218 Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись, будь между другими как один из них, позаботься о них потом садись, когда все твое дело исполнишь, тогда займи твое место, чтобы порадоваться на них и за хорошее распоряжение получить венок.
219 Когда слушают тебя, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй. Говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен, говори главное, многое в немногих слова, будь, как знающий и, вместе, как умеющий молчать.
220 Среди вельмож не равняйся с ними и, когда говорит другой, ты много не говори. Грому предшествует молния, а стыдливого предваряет благорасположение.
221 На пиру вставай вовремя и не будь последним, поспешай домой и не останавливайся, там забавляйся и делай, что тебе нравится, но не согрешай гордым словом. И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами.
222 Боящийся Господа примет наставление, и с раннего утра обращающиеся к Нему приобретут благоволение Его.
223 Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнется в нем. Боящиеся Господа найдут суд и, как свет, возжгут правосудие.
224 Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему. Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления.
225 Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся. Не ходи по пути, где развалины, чтобы не споткнуться о камень, не полагайся и на ровный путь, остерегайся даже детей твоих.
226 Во всяком деле верь душе твоей: и это есть соблюдение заповедей. Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда.
227 Боящемуся Господа не приключится зла, но и в искушении Он избавит его. Мудрый муж не возненавидит закона, а притворно держащийся его - как корабль в бурю.
228 Разумный человек верит закону, и закон для него верен, как ответ урима. Приготовь слово - и будешь выслушан, собери наставления - и отвечай.
229 Колесо в колеснице - сердце глупого, и как вертящаяся ось - мысль его. Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржет.
230 Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца? Они разделены премудростью Господа, Он отличил времена и празднества: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней. И все люди из праха, и Адам был создан из земли, но по всеведению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути: одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их.
231 Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди - в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему.
232 Как напротив зла - добро, и напротив смерти - жизнь, так напротив благочестивого - грешник, так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого.
233 Послушайте меня, князья народа, и внимайте, начальники собрания: ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей, и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем.
234 Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем, ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих.
235 Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою. При скончании дней жизни твоей и при смерти передай наследство.
236 Корм, палка и бремя - для осла, хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою - и будешь иметь покой, ослабь руки ему - и он будет искать свободы. Ни на кого не налагай лишнего и ничего не делай без рассуждения.
237 Если есть у тебя раб, то да будет он как ты, ибо ты приобрел его кровью, если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом, ибо ты будешь нуждаться в нем, как душе твоей, если ты будешь обижать его, и он встанет и убежит от тебя, то на какой дороге ты будешь искать его?

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена