[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Политическая экономия. Глава 17.
(0)       Использует 1 человек

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
Учебник политической экономии 1954 г. Глава 17.
Автор:
Vergessen
Создан:
30 марта 2014 в 17:30
Публичный:
Нет
Тип словаря:
Книга
Последовательные отрывки из загруженного файла.
Содержание:
103 отрывка, 50786 символов
1 ГЛАВА XVII ИМПЕРИАЛИЗМ — ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА. ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА. Переход к империализму. Концентрация производства и монополии. Монополии и конкуренция. Концентрация и монополии в банковском деле. Новая роль банков. Финансовый капитал и финансовая олигархия. Вывоз капитала. Экономический раздел мира между союзами капиталистов. Международные монополии.
2 Завершение территориального раздела мира между великими державами и борьба за его передел. Основной экономический закон монополистического капитализма.
Переход к империализму. Своей высшей точки развития домонополистический капитализм с господством свободной конкуренции достиг к 60 — 70-м годам прошлого века. В течение последней трети ХIХ века совершился переход от домонополистического капитализма к монополистическому капитализму.
3 В конце XIX — начале XX века монополистический капитализм окончательно сложился. Монополистический капитализм, или империализм, есть высшая и последняя стадия капитализма, основной отличительной чертой которой является смена свободной конкуренции господством монополий.
Переход от домонополистического капитализма к монополистическому капитализму — империализму — был подготовлен всем процессом развития производительных сил и производственных отношений буржуазного общества.
4 Последняя треть XIX века ознаменовалась крупными техническими сдвигами, ростом промышленности и её концентрацией. В металлургии получили широкое применение новые способы выплавки стали (бессемеровский, томасовский, мартеновский).
Быстрое распространение новых типов двигателей — динамомашины, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, электромотора — ускорило развитие промышленности и транспорта.
5 Успехи науки и техники открыли возможность производства электрической энергии в массовом масштабе на тепловых, а затем на крупных гидроэлектростанциях. Использование электрической энергии привело к созданию ряда новых отраслей химической промышленности, металлургии цветных и лёгких металлов.
Расширилось применение химических методов во многих производствах. Совершенствование двигателей внутреннего сгорания способствовало появлению автомобильного транспорта, а затем и авиации.
6 Ещё в середине XIX века преобладающее место в промышленности капиталистических стран занимала лёгкая индустрия. Многочисленные предприятия сравнительно небольших размеров принадлежали отдельным владельцам, удельный вес акционерных компаний был сравнительно невелик.
Экономический кризис 1873 г. привёл множество таких предприятий к гибели и дал сильный толчок концентрации и централизации капитала. Преобладающую роль в промышленности главных капиталистических стран стала играть тяжёлая индустрия — прежде всего металлургия и машиностроение, а также горнодобывающая промышленность, для развития которых требовались громадные капиталы.
7 Широкое распространение акционерных обществ ещё более усилило централизацию капитала.
Примечание. Объём мировой промышленной продукции увеличился с 1870 по 1900 г. в три раза. Мировая выплавка стали возросла с 0,5 миллиона тонн в 1870 г. до 28 миллионов тонн в 1900 г., а мировая выплавка чугуна — с 12,2 миллиона тонн до 40,7 миллиона тонн. Развитие энергетики, металлургии и химии обусловило рост мировой добычи угля (с 218 миллионов тонн в 1870 г. до 769 миллионов тонн в 1900 г.) и нефти (с 0,8 миллиона тонн до 20 миллионов тонн).
8 Рост промышленного производства был тесно связан с развитием железнодорожного транспорта.
В 1835 г., через 10 лет после сооружения первой железной дороги, во всём мире было 2,4 тысячи километров железнодорожных путей, в 1870 г. — свыше 200 тысяч, а в 1900 г. — 790 тысяч километров. Морские пути стали обслуживаться крупными судами, приводимыми в движение паровыми машинами и двигателями внутреннего сгорания.
9 Конец примечания. В течение XIX века капиталистический способ производства быстро распространялся по всему земному шару.
Ещё в начале 70-х годов прошлого века старейшая буржуазная страна — Англия — производила больше тканей, выплавляла больше чугуна, добывала больше угля, чем Соединённые Штаты Америки, Германия, Франция, Италия, Россия и Япония, вместе взятые. Англии принадлежало первенство в мировом промышленном производстве и безраздельная монополия на мировом рынке.
10 К концу XIX века положение резко изменилось. В молодых капиталистических странах выросла собственная крупная индустрия.
По объёму промышленного производства Соединённые Штаты Америки заняли первое место в мире, а Германия — первое место в Европе. Несмотря на препятствия, созданные насквозь прогнившим царским режимом, Россия быстро шла по пути промышленного развития. В результате индустриального роста молодых капиталистических стран Англия потеряла промышленное первенство и монопольное положение на мировом рынке.
 

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена