| 1 |
Американская психиатрическая криминология объясняет поведение индивида в терминах мотивов и потребностей. В соответствии с этим подходом человеческая натура является изначально антиобщественной. Это значит, что если человек не удерживается под контролем внутренними (совесть) и внешними (общество) силами, то он биологически нацелен на получение того, что он хочет и когда хочет. |
| 2 |
Если бы не существовало правил и законов организованного общества, все люди - особенно мужчины в силу их биологических особенностей - постоянно бы воевали, грабили, воровали и даже убивали друг друга по малейшей прихоти. |
| 3 |
Изначально человек рождается существом нейтральным - ни хорошим, ни плохим. Формируют поведение культура, общество и среда. Следовательно, поведение будет определяться как хорошее, плохое или нейтральное в зависимости от того, как решает общество. Поведение, признаваемое "хорошим" в одном обществе или культуре, может оказаться "плохим" в другом. |
| 4 |
Философ Иеремия Бентам отмечал, что человеческое поведение управляется стремлением к удовольствию и избеганием страданий. По существу, это и есть то, что называется оперантным научением. При этом исходят из того, что люди совершают тот или иной поступок только ради вознаграждения или стремясь избежать наказания. |
| 5 |
Вознаграждения могут быть физическими - материальные блага, деньги, психологическими - например, чувство собственной значимости или контроля над собственной судьбой, или социальными - например повышение статуса, принятие со стороны других и т.д. |
| 6 |
Бихевиористская трактовка природы человека состоит в том, что разница между человеком и его животными предками заключается лишь в степени развития. Поведение человека следует тем же самым естественным законам, что и поведение животных. Даже человеческий язык и концептуальное мышление не вносят принципиальных различий. |
| 7 |
Вербальное поведение - это "очень специфический вид поведения, но по существу включенных в него процессов в нем нет ничего такого, что отличало бы его от невербального поведения, и, следовательно (вербальное поведение) не является четм-то таким, что отличало бы его от (других) животных" (Скиннер, 1964). |
| 8 |
В процессе научения важную роль играет «обусловливание». Обусловливание - общий термин для группы эмпирических понятий особенно тех, которые означают условия, при которых происходит ассоциативное научение. Часто в этой группе выделяются два отдельных типа: классическое обусловливание и оперантное. |
| 9 |
В классическом обусловливании результат испытания (безусловный стимул) возникает всегда независимо от того, как отвечает организм: собаки Павлова получали пищу независимо от того, выделялась у них слюна или нет. В оперантном обусловливании результат испытания (подкрепление) сопряжен с тем, реагирует ли организм определенным образом: голуби Скиннера не получали пищу до тех пор пока они не клевали клавишу необходимое число раз при соответствующих стимулах. |
| 10 |
Применительно к асоциальным паттернам поведения восприимчивость к обусловливанию оказывает сильное влияние на страх возмездия, от которого зависит степень подавления (нежелательных действий). Однако с точки зрения классического обусловливания, человек действует подобно автомату, монотонно, рутинным образом, без активного участия интеллекта. Воздействуйте нейтральным стимулом в сочетании с непосредственно следующим за ним аверсивным (болезненным для субъекта) событием, и четко действующий робот вскоре автоматически свяжет этот стимул с болезненным ощущением. |
| 11 |
Связывание нейтрального стимула с аверсивным (болезненным для субъекта) воздействием является сильно действующим фактором, определяющим поведение человека во многих случаях, однако далеко не всегда. Обусловливание - это лишь один из факторов, влияющих на формирование поведения человека. |
| 12 |
Решающим для понимания криминального поведения является взгляд на человека - независимо от того нарушающего или не нарушающего социальные нормы - как на субъекта, активно решающего проблемы, воспринимающего, интерпретирующего и уникальным образом реагирующего на окружающую среду. |
| 13 |
Рассматривая противозаконное поведение как субъективно адаптивное, а не как девиантное. В этом смысле противозаконное поведение можно трактовать как паттерн реагирования, который субъект находит в качестве эффективного или считает таковым в определенных обстоятельствах. |
| 14 |
Совершение криминальных действий для кого-то может стать способом адаптации и средством выживания в крайне тяжелых (физически, социально или психологически) условиях. Другой совершает насильственное действие просто защищая честь или собственную личность. В любом случае субъект выбирает, как ему кажется, наилучший из возможных способов действия в данной ситуации. Разумеется, вовсе не обязательно, что другой человек выберет тот же самый способ, как и то, что это будет поведение, осуждаемое обществом. |
| 15 |
Преступления, связанные с насилием, будь то разбойные нападения или убийства, иногда характеризуются как "иррациональные", "неконтролируемые", "эксплозивные", "немотивированные", а следовательно, не поддающиеся анализу. Решение действовать насильственным образом может приниматься очень быстро и необдуманно, но насильственное поведение обычно не является ни иррациональным, ни неконтролируемым. |
| 16 |
Поведение, связанное с тяжелым нарушением психики, может быть адаптивным (т.е. обусловленным приспособлением к внешним факторам) без признаков девиантного. В подобных случаях, по закону, человек не признается виновным. |
| 17 |
Люди, как и животные, подобно сложно устроенным роботам, реагируют на окружающую среду. Исходящие от среды стимулы могут быть чрезвычайно сложны, а реакции сколь угодно многообразны, но при тщательно проведенном исследовании эта сложность не является неразрешимой. |
| 18 |
Сложное поведение человека может быть разбито на более простые элементы, эта процедура иногда обозначается термином редукционизм. Другими словами, сложное поведение может быть лучше понято, если изучать его простейшие составляющие - цепочки связей "стимул - реакция". |
Комментарии