| 1 |
Предисловие Хидэёси самый замечательный — и самый необычный — лидер в истории Япо- нии. Он родился в 1536 году в бедной крестьянской семье. Казалось, ничто не предвещало ему поразительную судьбу. Хидэёси был мал ростом, слаб сложением, необразован и безобразен. Оттопыренные уши, глубоко посаженные глаза, тще- душное тело и красное морщинистое лицо делали его поразительно похожим на мартышку, чем и объяснялось прозвище Обезьяна, которое приклеилось к нему на всю жизнь. Хидэёси появился на свет в разгар смутного «века борьбы кланов», когда воен- ная карьера или сан священника для честолюбивого крестьянина являлись един- ственным способом избежать каторжного труда в поле. Более чем скромные фи- зические данные (рост полтора метра, вес пятьдесят килограммов и сильная су- тулость) не сулили ему успехов на военном поприще. И всё же он сумел взлететь, подобно звезде, к вершинам лидерства и объединить страну, раздираемую веко- выми междоусобицами. Как ему это удалось? Железная сила воли, острый, как бритва, ум, несгибаемое упорство и тонкое понимание человеческой психологии — именно эти качества позволили Хидэёси «превращать скептиков в преданных слуг, а врагов в союзников».* Не достиг- ший особых высот в овладении боевыми искусствами, этот «самурай без меча» воспользовался другим оружием. Превзойти своих родовитых соперников и стать правителем Японии ему помогали самоуничижительный юмор, хитрость и уме- ние вести переговоры. В иерархическом обществе, где царили нерушимые законы кастовых границ, Хидэёси стал героем отверженных, примером для каждого, кто жаждал сам вершить свою судьбу и стремился подняться, подобно героям Горацио Алгера ** «из грязи в князи». В 1590 году Хидэёси стал верховным правителем страны. Получив от импе- ратора Гоёдзея титул регента, он наслаждался царской властью. Императорский двор удостоил его аристократической фамилии Тоётоми, что означает «щедрый министр» Историки неоднозначно оценивают правление Хидэёси, но все же его порази- тельные достижения затмевали неудачи, и слава этого выдающегося полководца и государственного мужа продолжала расти и после его смерти (1598). Жизнь Хидэёси была описана — и приукрашена — в подробной официальной биографии «Тайкоки» («Повесть о тайко»), впервые опубликованной в 1625 году. Сегодня, четыре века спустя, имя Хидэёси знает каждый японский школьник; ему и его подвигам посвящаются бесчисленные жизнеописания, романы, пьесы, кинофильмы и даже видеоигры. Самураи как образцовые лидеры В глазах современного читателя фигура самурая в роли эталонного носителя ли- дерских качеств выглядит сомнительно. По большому счету, японские рыцари эпохи феодализма с их явно недемократическим стилем лидерства и привержен- ностью принципам беспрекословного повиновения и беззаветной преданности гос- подину вряд ли могут служить примером для современных деловых людей. Саму- раев прославили подвиги на поле битвы, но никак не мастерское владение техноло- гиями менеджмента. В большинстве своем они были никудышными бизнесменами, плохо разбирались в коммерции и часто становились жертвами беззастенчивого обмана в торговых сделках. Но именно по этой причине личность Хидэёси заслуживает нашего внимания. В отличии от других самураев, начисто лишенных деловой хватки, Хидэёси пока- зал себя умелым продавцом. На фоне грубых и деспотичных коллег он выглядел эгалитарным лидером, крестьянином, который благодаря силе характера сумел подчинить себе представителей благородного сословия. Его неумение обращаться с мечом с лихвой компенсировалось талантом организатора: Хидэёси умел гени- альным образом привлекать, нанимать, удерживать, вознаграждать и продвигать людей по лестнице, которую можно назвать феодальным вариантом современной азиатской корпорации. Сегодня его подход к лидерству остается таким же свежим, как и четыре столетия назад. Красной нитью в наставлениях Хидэёси проходит мысль о том, что лидер должен сам быть слугой людям, а не превращать их в своих слуг. В наши дни этот этический принцип используют крайне редко. По мнению Хидэёси, клю- чевое чувство, которое побуждает истинных лидеров посвящать себя служению другим, — это чувство благодарности. Возможно, вы, так же как я, обнаружи- те,какой сильный резонанс вызывает такой подход к лидерству в современном обществе — и какие поразительные параллели просматриваются между деяниями короля-Обезьяны и самыми острыми политическими проблемами двадцать перво- го века. От многих сегодняшних лидеров Хидэёси отличается так же сильно, как от своих современников-самураев Четыреста лет назад. Но если Хидэёси был нетипичным самураем, то что же представляли собой самураи в целом? Как социальный класс? |
Комментарии