| Бхагавад-Гита как она есть. |
| 1 | Бхагавад-гита как она есть посвящается Шриле Баладеве Видьябхушане, написавшему замечательные комментарии к философии Веданты, под названием "Говинда-бхашья". ПРЕДЫСТОРИЯ БХАГАВАД-ГИТЫ Хотя Бхагавад-гита издается и считается как самостоятельное произведение, изначально она является частью Махабхараты, древнего исторического эпоса, написанного на санскрите. Махабхарата повествует о событиях, которые происходили в прошлые эпохи, вплоть до наступления века Кали. |
| 2 | А в самом начале нынешнего века, около 5000 лет назад, Господь Кришна поведал Бхагавад-гиту Своему другу и преданному Арджуне. Их диалог – одна из величайших философских и религиозных бесед в истории человечества, состоялся перед самым началом битвы, которой суждено было вылиться в великую братоубийственную войну между сыновьями Дхритараштры, с одной стороны, и их двоюродными братьями, Пандавами, сыновьями Панду, с другой. |
| 3 | Два брата: Дхритараштра и Панду появились на свет в династии Куру, берущей начало от царя Бхараты, который правил Землей в былые времена; от его имени образовано название Махабхарата. Поскольку Дхритараштра, старший брат Панду, родился слепым, царский трон, который должен был достаться ему, перешел к его младшему брату, Панду. Случилось так, что Панду умер совсем молодым, и его пятеро сыновей – Йудхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева – остались на попечении Дхритараштры, который в результате смерти брата временно занял престол. |
| 4 | Таким образом, сыновья Дхритараштры и сыновья Панду росли и воспитывались вместе при царском дворе. И тех, и других обучал военному искусству многоопытный Дрона и наставлял всеми почитаемый дед клана, Бхишма. Однако сыновья Дхритараштры, в особенности самый старший из них, Дурьодхана, ненавидели Пандавов и завидовали им, враждовали с ними. А слепой и злонравный Дхритараштра хотел, чтобы его собственные дети, а не сыновья Панду, унаследовали царский престол. |
| 5 | Тогда Дурьодхана, с согласия Дхритараштры, замыслил убить юных сыновей Панду. И только благодаря покровительству их дяди Видуры, а также их двоюродного брата Господа Шри Кришны Пандавам всегда удавалось оставаться в живых. К тому же Господь Кришна был не обыкновенным человеком, а Самим Верховным Господом, который сошел на Землю и играл роль царевича в одном из царских родов того времени. Выступая в этой роли, Он был также племянником жены Панду, Кунти, или Притхи, матерью пятерых Пандавов. |
| 6 | Поэтому как родственник и вечный поборник религии, Кришна покровительствовал добродетельным сыновьям Панду и всегда защищал их. В конце концов, ловкий и коварный Дурьодхана бросил Пандавам вызов и вынудил их сыграть партию в кости. Во время рокового поединка, Дурьодхана и его братья завладели Драупади, добродетельной и верной женой Пандавов, и нанесли ей оскорбление, сделав попытку раздеть ее на виду у всех царей и царевичей. |
| 7 | Благодаря божественному заступничеству Кришны, Драупади была спасена, однако Кауравы, ведя нечестную игру обманным путем лишили Пандавов царства и вынудили провести их целых тринадцать лет в изгнании. Возвратившись из ссылки, Пандавы потребовали у Дурьодханы вернуть по праву принадлежавшее им царство, но тот наотрез отказался исполнить их просьбу. Будучи кшатриями, Пандавы должны были править и таким образом служить обществу, поэтому они сократили свое требование и попросили дать им хотя бы пять деревень. |
| 8 | Но Дурьодхана с вызовом ответил, что не уступит им и клочка земли, куда можно было бы воткнуть иголку. До сих пор Пандавы всегда проявляли терпение и стойкость, однако теперь войны казалось было не избежать. Когда же все цари мира разделились, встав на сторону сыновей Дхритараштры или примкнув к Пандавам, Кришна Сам выступил в роли посланника Пандавов и отправился ко двору Дхритараштры с миссией мира. |
| 9 | Однако Его призывы не были услышаны и тогда стало ясно, что войны не избежать. Обладая самыми высокими моральными качествами, Пандавы признавали Кришну Верховной Личностью Бога, в отличие от сыновей Дхритараштры, которые были безбожниками. И все же Кришна согласился участвовать в битве, считаясь с желанием каждой из враждующих сторон. Будучи Богом, Он не станет сражаться лично. Но противники по своему желанию смогут получить либо военные силы Кришны, либо Его Самого в качестве советника и помощника. |
| 10 | Дурьодхана, которого считали непревзойденным политиком, решил заполучить армию Кришны, а Пандавы с не меньшей силой хотели видеть в своих рядах Самого Кришну. Так Кришна стал возничим Арджуны и взял на Себя обязанность вести легендарную колесницу великого лучника. Это подводит нас к тому моменту, с которого начинается Бхагавад-гита: две армии стоят друг против друга, готовые к сражению, и Дхритараштра с волнением вопрошает своего секретаря Санджаю о том, что происходит на поле боя. |
| … |
Комментарии