[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Мао Цзэ-Дун Выдержки из произведений 22-32
(0)       Используют 4 человека

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
красная книжка Мао гл. 22-32
Автор:
pochti
Создан:
24 августа 2020 в 10:56
Публичный:
Да
Тип словаря:
Тексты
Цельные тексты, разделяемые пустой строкой (единственный текст на словарь также допускается).
Информация:
красная книжка Мао гл. 22-32.
Содержание:
1 История человечества - это процесс непрерывного развития из царства необходимости в царство свободы. И этот процесс никогда не закончится. В обществе, где существуют классы, не может прекратиться классовая борьба. В обществе, где перестанут существовать классы, никогда не прекратиться борьба между новым и старым, между правильным и ошибочным. В ходе производственной борьбы и научного эксперимента человечество непрерывно идет вперед, непрерывно изменяется и природа, и этот процесс никогда не остановится на каком-то одном уровне. Следовательно, человечество всегда должно непрерывно обобщать опыт, открывать, изобретать, создавать и двигаться вперед. Взгляды тех, кто верит в теорию застоя, впадает в пессимизм, бездействует или зазнается и проявляет самодовольство, являются ошибочными. Эти взгляды ошибочны потому, что они находятся в противоречии с историческими фактами общественного развития человечества, существующего примерно миллион лет; они находятся также в противоречии с фактами, известными нам вплоть до настоящего времени из истории природы (например, из истории небесных тел, истории Земли, истории органического мира, а также из истории природы, отраженной другими естественными науками).
2 Естественные науки служат людям одним из средств в борьбе за свободу. Чтобы обрести свободу в обществе, люди должны использовать общественные науки для познания общества, преобразования его, осуществления социальной революции. Чтобы обрести свободу в мире природы, люди должны использовать естественные науки для познания, покорения и преобразования природы, добиться от природы свободы.
3 Марксистская философия - диалектический материализм - имеет две наиболее яркие особенности: первая особенность - это ее классовый характер, открытое признание того, что диалектический материализм служит пролетариату; вторая особенность - это ее практический характер, подчеркивание зависимости теории от практики, подчеркивание того, что основой теории является практика и что теория, в свою очередь, служит практике. Марксистская философия считает, что главное заключается не в том, чтобы, поняв закономерности объективного мира, быть в состоянии объяснить мир, а в том, чтобы использовать знание объективных закономерностей для активного преобразования мира.
4 Откуда у человека правильные идеи? Падают они с неба? Нет. Искони присущи человеческому мозгу? Нет. Правильные идеи человека возникают только из общественной практики, из трех ее форм - производственной борьбы, классовой борьбы и научного эксперимента.
5 Общественное бытие людей определяет их идеи. В свою очередь, правильные, представляющие передовой класс идеи - как только ими овладевают массы - становятся материальной силой, которая преобразует общество, преобразует мир.
6 Правильное познание обычно достигается лишь после многократно повторяющегося перехода от материи к духу и от духа к материи, то есть от практики к познанию и от познания к практике. Такова марксистская, диалектико-материалистическая теория познания.
7 Человек не может познать какое бы то ни было явление без соприкосновения с ним, то есть если его собственная жизнь (практика) не протекает в условиях этого явления... Если хочешь получить знания, то участвуй в практике, изменяющей действительность. Если хочешь узнать вкус груши, то тебе нужно ее изменить - пожевать ее... Если хочешь знать теорию и методы революции, то тебе нужно принять участие в революции. Все подлинные знания берут свое начало из непосредственного опыта.
8 Познание начинается с практики; обретя через практику теоретические знания, нужно вновь вернуться к практике. Активная роль познания выражается не только в активном скачке от чувственного познания к рациональному познанию, но, что еще важнее, в скачке от рационального познания к революционной практике.
9 Всякому ясно, что, каким бы делом мы ни занимались, если мы не понимаем его условий, его характера, его связи с другими явлениями, то нам будут непонятны закономерности этого дела, мы не будем знать, как к нему приступить, и не сможем его выполнять.
10 Если люди стремятся добиться успеха в работе, то есть получить ожидаемые результаты, то им непременно следует привести свои идеи в соответствие с закономерностями объективного внешнего мира; в противном случае они потерпят поражение в практике. Потерпев поражение, люди извлекают уроки из самого поражения, изменяют свои идеи и приводят их в соответствие с закономерностями внешнего мира, и тогда они могут обратить поражение в победу; именно эту истину и выражают поговорки: "поражение - мать успеха" и "каждая неудача делает нас умнее".
11 Мы - марксисты, а марксизм учит нас при рассмотрении любых вопросов исходить не из абстрактных определений, а из объективно существующих фактов, вырабатывать свой курс, свою политику, свои практические мероприятия на основе анализа этих фактов.
12 Определять курс работы в зависимости от реальной обстановки - это самый основной метод, который обязан крепко помнить каждый коммунист в своей работе. Все допущенные нами ошибки, если проанализировать причины их возникновения, объясняются тем, что мы определяли курс своей работы субъективно, в отрыве от реальной обстановки в данное время в данном месте.
13 В мире только идеализм и метафизика требуют наименьшей затраты усилий, ибо они позволяют людям городить всякий вздор, не считаясь с объективной реальностью и не подвергая сказанное проверке объективной действительностью. И наоборот, материализм и диалектика требуют от людей затраты усилий, ибо они основываются на объективной реальности и подвергаются проверке объективной действительностью. Если не прилагать усилий, то можно скатиться к идеализму и метафизике.
14 Ко всякому вопросу надо подходить с точки зрения его сущности, а внешние проявления рассматривать лишь как вехи, указывающие путь к порогу, переступив который мы должны схватить сущность вопроса. Таков единственно надежный научный метод анализа явлений.
15 Коренная причина развития вещей находится не вне, а внутри вещей, в противоречивой природе, внутренне присущей самим вещам. Любой вещи и явлению внутренне присущи противоречия. Они-то и порождают движение и развитие вещей. Противоречия, внутренне присущие вещам и явлениям, служат коренной причиной их развития, тогда как взаимная связь и взаимодействие одной вещи или явления с другими вещами или явлениями представляют собой причины второго порядка.
16 Материалистическая диалектика считает, что внешние причины являются условием изменений, а внутренние причины - основой изменений, причем внешние причины действуют через внутренние. Яйцо, получив соответствующее количество тепла, превращается в цыпленка, но тепло не может превратить камень в цыпленка, потому что основа у них различна.
17 Марксистская философия считает, что закон единства противоположностей является основным законом вселенной. Этот закон действует повсюду: и в природе, и в человеческом обществе, и в сознании людей. Противоположные стороны противоречия существуют в единстве и в борьбе, и это стимулирует движение и изменение вещей и явлений. Противоречия существуют повсеместно, но они отличаются по своему характеру в зависимости от природы самих вещей и явлений. Для каждой конкретной вещи (явления) единство противоположностей условно, временно, преходяще, а потому релятивно, тогда как борьба противоположностей абсолютна.
18 Аналитический метод есть метод диалектический. Под анализом имеется в виду анализ противоречий, присущих вещам и явлениям. Правильный анализ невозможен без глубокого знания жизни, без подлинного понимания рассматриваемых противоречий. Ленин говорит, что конкретный анализ конкретной ситуации есть "то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма". Многим нашим товарищам не хватает способности аналитически мыслить, при виде сложных вещей и явлений у них не возникает желания неоднократно и глубоко анализировать и изучать их, они предпочитают делать упрощенные выводы - либо абсолютно положительные, либо абсолютно отрицательные... В дальнейшем это необходимо исправить.
19 Подход к вопросам у этих товарищей неправильный. Они не вникают в существенные и главные стороны вопросов, а делают упор на несущественном и неглавном. Необходимо указать, что нельзя игнорировать несущественные и неглавные вопросы, их нужно разрешать поочередно. Однако не следует рассматривать их как существенные и главные, иначе можно сбиться с курса. Все в мире сложно и обусловливается различными факторами. Любой вопрос следует рассматривать со всех сторон, а не с одной лишь стороны.
20 Неизбежный провал ожидает только тех людей, которые смотрят на вещи субъективно, односторонне и поверхностно, которые, прибыв на новое место, не интересуясь обстановкой, не вникая в дело в целом (в историю дела и в его нынешнее состояние) и не добравшись до существа дела (характера данного дела и его внутренней связи с другими делами), сразу начинают самонадеянно распоряжаться и издавать приказы.
21 Сунь-цзы, разбирая вопросы войны, говорил: "Знай противника и знай себя, и ты будешь непобедим". Он говорил о двух воюющих сторонах. Живший в танскую эпоху Вэй Чжэн говорил: "Выслушаешь всех - узнаешь истину; поверишь одному - останешься в неведении". Он тоже понимал порочность одностороннего подхода. Однако наши товарищи часто подходят к вопросам односторонне и из-за этого нередко попадают впросак... Ленин говорит: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения". Нам нужно помнить его слова.
22 Поверхностность состоит в том, что люди не учитывают ни особенностей противоречия в целом, ни особенностей различных его сторон, отрицают необходимость глубокого проникновения в сущность вещей и тщательного изучения особенностей противоречия, ведут наблюдение откуда-то издалека, подмечают сугубо ориентировочно общие черты противоречия и тотчас же пытаются разрешить его (отвечают на вопросы, разрешают споры, проводят работу, руководят военными операциями). Такой подход к делу всегда влечет за собой печальные последствия... Односторонность и поверхностность - это тоже субъективизм. Поскольку все объективно существующие вещи в действительности взаимно связаны и обладают внутренними закономерностями, а люди, вместо того чтобы правильно отразить это, рассматривают явления односторонне или поверхностно, не познают их взаимной связи и внутренних закономерностей, то подход этих людей является субъективистским.
23 Односторонность есть абсолютизация во взглядах, иначе говоря, метафизический подход к вещам и явлениям. Одобрять или отрицать все при оценке нашей работы значит проявлять односторонность... Одобрять все - значит видеть только хорошее и не замечать плохое, дозволять только восхваление и не терпеть критику. Утверждать, будто в нашей работе все хорошо, не соответствует действительности. Не все хорошо, ибо есть еще недостатки и ошибки. Но утверждать, что все плохо, тоже не соответствует действительности. Нужно подходить аналитически. Отрицать все - значит утверждать без конкретного анализа, будто дела из рук вон плохи, будто царит полный хаос и нет ничего хорошего в таком великом деле, как строительство социализма, в великой борьбе сотен миллионов людей. Многие из придерживающихся такого подхода все же отличаются от тех, кто враждебен социализму. Тем не менее их взгляды весьма ошибочны и вредны, они обескураживающе действуют на людей. Как одобрение, так и отрицание всего при оценке нашей работы является ошибочным.
24 Рассматривая какой-нибудь вопрос, марксисты должны уметь видеть не только его часть, но и весь вопрос в целом. Лягушка, сидя в колодце, утверждала, что "небо величиной с колодец". Это неверно, так как ведь из колодца видно не все небо. Но если бы она сказала, что "некоторая часть неба величиной с колодец", она была бы права, так как это соответствовало бы фактам.
25 Мы должны научится всесторонне рассматривать вопросы и видеть не только лицевую, но и оборотную сторону вещей и явлений. При известных условиях плохое может привести к хорошим результатам, а хорошее - к плохим результатам.
26 Мы признаем, что в общем ходе исторического развития материальное начало определяет духовное, общественное бытие определяет общественное сознание, но одновременно мы признаем, и должны признавать, обратное воздействие духовного начала на материальное, обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие, обратное воздействие надстройки на экономический базис. Этим мы не грешим против материализма, а, отвергая механистический материализм, отстаиваем материализм диалектический.
27 Военный руководитель не может рассчитывать на победу, выходя за рамки, которые ставятся объективными условиями, но он может и должен деятельно добиваться победы в рамках этих условий. Арена деятельности военного руководителя ограничена тем, что допускают объективные условия, однако на этой арене он может создать много красочных, величественных постановок.
28 Взгляды людей должны соответствовать изменившейся обстановке. Конечно, никто не должен предаваться беспочвенным фантазиям, планировать свои действия, выходя за рамки, которые ставятся объективными условиями, и пытаться через силу сделать фактически невозможное. Однако сейчас вопрос упирается в то, что во многих областях нам все еще мешают правоуклонистские, консервативные взгляды, из-за которых работа в этих областях не поспевает за изменением объективной обстановки. Сейчас вопрос в том, что многие считают несущественным то, что можно сделать при соответствующих условиях.
29 Для каждого дела надо заставить свой мозг поработать. В народе говорят: "Только нахмуришь брови - в голове рождается план", то есть размышление рождает мудрость. Для того чтобы избавится от такой распространенной в нашей партии болезни, как слепота, надо ратовать за то, чтобы люди думали, владели методом анализа вещей и явлений и воспитывали у себя привычку к анализу.
30 В любом процессе, если в нем существует много противоречий, всегда имеется главное, которое играет ведущую, решающую роль, тогда как остальные занимают второстепенное и подчиненное положение. Следовательно, при изучении любого процесса, если это сложный процесс, содержащий более двух противоречий, необходимо стремиться отыскать главное противоречие. Определив это главное противоречие, легко решать все проблемы.
31 Из двух сторон противоречия одна непременно является главной, а другая - второстепенной. Главная - это та, которая играет в противоречии ведущую роль. Характер вещей и явлений в основном определяется главной стороной противоречия, которая занимает доминирующее положение. Но такое положение сторон противоречия не является неизменным - главная и неглавная стороны противоречия превращаются одна в другую, и соответственно изменяется и характер явлений.
32 Мы должны не только выдвигать задачи, но и решать вопрос о методах выполнения этих задач. Перед нами, скажем, задача - переправиться через реку, но если у нас нет моста или лодки, сделать это невозможно. Если не решить вопроса о мосте или о лодке, то все разговоры о переправе на другой берег останутся пустыми словами. Если не решить вопроса о методе, выполнение задачи сведется к болтовне.
33 Не выдвинув общих призывов, распространяющихся на всех, невозможно мобилизовать широкие массы на выполнение какой бы то ни было задачи. Однако, если ограничиваться только общими призывами, если руководители не будут сами в ряде руководимых ими организаций конкретно и всерьез заниматься работой, к проведению которой они призывают, - чтобы, пробив первую брешь в одном месте и приобретя здесь опыт, затем использовать этот опыт для направления работы остальных руководимых ими объектов, - то они не смогу проверить, правильны ли общие призывы, с которыми они выступают, не смогут наполнить их конкретным содержанием, и тогда возникнет угроза, что эти общие призывы повиснут в воздухе.
34 Ни один руководящий работник не может осуществлять общее руководство всеми руководимыми им объектами, если он не приобретает конкретного опыта в работе на отдельных объектах с отдельными работниками и по отдельным вопросам. Этот метод нужно широко популяризовать, чтобы руководящие работники различных звеньев могли им овладеть.
35 В одном районе не может одновременно проводиться несколько основных работ; на определенном отрезке времени может проводиться только одна основная работа, дополняемая другими - второстепенными и третьестепенными. Поэтому главный руководитель района должен на основе учета истории борьбы в данном районе и нынешних условий этой работы отвести каждому виду работы соответствующее место, а не действовать без всякого плана, кидаясь от одного задания к другому по мере их поступления сверху, так как это приводит к возникновению множества "основных работ" и к неразберихе. Вышестоящие инстанции, со своей стороны, также не должны поручать нижестоящим учреждениям одновременно целый ряд работ, не разграничивая их по степени важности и срочности и не выделяя основные из них, так как это дезорганизует работу нижестоящих учреждений и не дает им возможности достигнуть намеченных результатов. Руководящий работник должен в соответствии с историческими условиями и нынешней обстановкой, сложившейся в данном районе, а также учитывая ситуацию в целом, правильно определять важнейшую работу и порядок ее выполнения на каждый отдельный отрезок времени, после чего упорно проводить принятое решение в жизнь, добиваясь во что бы то ни стало определенных результатов, - в этом состоит одно из проявлений искусства руководства.
36 Нужно постоянно следить за ходом работы, проводить обмен опытом и выправлять ошибки. Не следует ждать несколько месяцев, полгода или даже целый год, прежде чем созвать отчетное собрание для подведения общих итогов и выправления всех ошибок. При такой практике ущерб слишком велик, при своевременном же исправлении ошибок ущерба меньше. Не нужно браться за решение проблем лишь тогда, когда их накопилась целая куча и возникла большая неразбериха. Руководители должны всегда стоять впереди, а не позади движения. Нам нужно сочетать энтузиазм с трезвостью ума, напряженную работу - с организованностью.
37 Все работники-практики должны обследовать положение в низах. Для тех, кто знаком только с теорией, но не знает реальной обстановки, проведение таких обследований тем более необходимо; в противном случае они не смогут увязывать теорию с практикой. "Кто не провел обследования, тот не имеет права высказываться!" Хотя эта фраза высмеивалась кое-кем как проявление "узкого эмпиризма", я и сейчас не раскаиваюсь в своих словах; и не только не раскаиваюсь, а по-прежнему твердо убежден в том, что, не исследовав, нельзя претендовать на право высказывать свое мнение. Правильно говорит И. В. Сталин: "... теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой", и, конечно, правильны также его слова о том, что "практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией". В "узком эмпиризме" можно обвинять только слепых, недальновидных практиков, не видящих перспектив.
38 Такой подход означает стремление раскрывать в реальных фактах их подлинную сущность. "Реальные факты" - это все объективно существующие предметы, явления; "подлинная сущность" - это внутренняя связь, то есть закономерность всех объективно существующих предметов, явлений; "раскрывать" - это значит изучать. Мы должны исходить из действительной обстановки в стране и вне ее, в провинции и вне ее, в уезде и вне его, в районе и вне его, выводить из действительной обстановки присущие ей, а не надуманные закономерности, то есть находить в происходящих вокруг нас событиях внутреннюю связь и руководствоваться этим в наших действиях. А для этого мы должны основываться не на собственном воображении, не на мгновенном порыве, не на мертвой букве книги, а на объективно существующих фактах, должны тщательно знакомиться с материалом и, руководствуясь общими положениями марксизма-ленинизма, делать на его основе правильные выводы.
39 Многим товарищам в нашей партии все еще присуща безобразная манера, в корне противоречащая самому духу марксизма-ленинизма, манера, как говорится, "зажмурив глаза, гоняться за воробьем", "подобно слепцу, ощупью ловить рыбу", подходить к делу поверхностно, не вникая в детали, заниматься хвастливыми разглагольствованиями, довольствоваться обрывками плохо усвоенных знаний. Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин учат нас добросовестно изучать обстановку, исходить из объективной действительности, а не из субъективных желаний. Между тем многие наши товарищи действуют в прямой противоположности с этой истиной.
40 Вы не можете разрешить какого-либо вопроса? Тогда беритесь за обследование его настоящего и прошлого! Когда вы проведете обследование и все уясните себе, то найдете решение вопроса. Все выводы рождаются в конце, а не в начале обследования. Только глупец - в одиночку или с группой людей - не ведет обследование, а ломает голову над тем, чтобы "найти решение", "подать идею". Следовало бы знать, что так не найти хорошего решения, не подать хорошей идеи. Обследование напоминает "развитие плода в течении десяти месяцев", а решение вопроса - "разрешение от бремени в одно утро". Обследовать - значит решать вопрос.
41 Пользуясь теорией и методом марксизма-ленинизма, систематически и тщательно исследовать и изучать окружающую обстановку. В работе не полагаться только на свой энтузиазм, а действовать так, как говорил И. В. Сталин, - соединяя революционный размах с деловитостью.
42 Единственный метод, дающий знание обстановки, - это обследование общества, обследование самой жизни всех классов общества. Для руководящих работников основной метод познания обстановки состоит в том, чтобы продуманно наметить несколько городов и деревень и, следуя основному требованию марксизма - применяя метод классового анализа, - провести ряд тщательных обследований.
43 На обследовательское собеседование нет нужды приглашать много народу: достаточно пригласить трех-четырех человек или семь-восемь человек. Для каждого такого собеседования нужно отвести соответствующее время, заготовить тематический план, самому ставить вопросы и записывать ответы, развертывать обсуждение вопросов с собравшимися. Стало быть, без большого энтузиазма, без решимости обращать свой взор вниз, без жажды знаний, без глубокого желания отбросить никчемное чванство и искренно перейти на положение ученика либо вообще нельзя выполнить эту работу, либо она будет выполнена плохо.
44 Правильная группировка войск вытекает из правильного решения командира; правильное решение вытекает из правильной оценки обстановки, а правильная оценка обстановки основывается на необходимой и всесторонней разведке и на тщательном изучении всех ее данных в их взаимосвязи. Командир использует все возможные и необходимые средства разведки для получения данных о противнике, изучает добытые разведкой данные, отсеивает шелуху и отбирая зерна, удаляя ложное и сохраняя истинное, переходя от одной стороны явления к другой, от внешнего к внутреннему; затем командир, сопоставляя эти данные с обстановкой у себя, изучает положение обеих сторон и их взаимосвязь и тогда производит оценку, принимает решение и составляет план. Это целый познавательный процесс, направленный на изучение обстановки военачальником до того, как он приступит к составлению стратегического, оперативного или тактического плана.
45 И даже если бы наша работа увенчалась величайшими успехами, все же нет никакого основания зазнаваться и самовозвеличиваться. Скромность помогает прогрессу, а зазнайство приводит к отставанию. Эту истину нам необходимо всегда помнить.
46 В связи с победой возможны появление и рост внутри партии склонности к зазнайству, кичливости заслугами, прекращению движения вперед, погоне за удовольствиями и нежеланию более переносить трудности и лишения в жизни. В связи с победой народ будет благодарить нас, буржуазия же будет льстить нам. Враг не может покорить нас силой оружия, и это уже доказано. Однако своей лестью буржуазия может покорить слабовольных из наших рядов. Возможно, среди коммунистов найдутся и такие, которые, хотя и не покорились врагу с оружием в руках и были достойны звания героя перед лицом такого врага, тем не менее не смогут устоять перед натиском тех, кто применяет "снаряды в сахарной оболочке", и будут сражены этими снарядами. Такое положение вещей мы должны предотвратить.
47 Есть очень много вещей, которые, если подходить к ним вслепую, несознательно, могут стать для нас грузом, бременем. Например: один совершил ошибку и считает, что теперь у него, так или иначе, имеется изъян, в результате чего он чувствует себя подавленным; другой ошибок не совершал и потому считает себя безупречным, и у него появляется зазнайство. В работе одного нет успехов, и потому он может упасть духом; в работе другого успехи есть, и потому он может задрать нос. Один лишь недавно включился в революционную борьбу и потому может безответственно относиться к работе; другой же в силу своего большого революционного стажа может почувствовать себя непогрешимым. Рабочий или крестьянин, гордясь своим славным происхождением, может свысока смотреть на интеллигента; а интеллигент, гордясь некоторой своей образованностью, может свысока смотреть на рабочих и крестьян. Наличие специальных знаний может привести к высокомерию и пренебрежительному отношению к другим. Даже возраст и тот можно использовать как предлог для чванства: молодой человек, считая себя умным и способным, может относиться презрительно к старикам, а старик, кичась своим богатым жизненным опытом, может относиться презрительно к молодежи. Если ко всем подобным вещам не подходить сознательно, они могут стать бременем, грузом.
48 Некоторые товарищи, работающие в армии, заразились зазнайством, безобразно ведут себя по отношению к бойцам, к населению, к правительственным и партийным органам. Они во всем обвиняют товарищей, работающих на местах, а себя не винят ни в чем, замечают только свои успехи, но не видят своих изъянов; любят только славословие и не терпят никакой критики... Воинские части должны всерьез заняться искоренением этих недостатков.
49 Трудная работа напоминает ношу, которая лежит перед нами и ждет - посмеем ли мы взвалить ее на себя. Ноша бывает и легкая, и тяжелая. Некоторые предпочитают тяжелой ноше легкую, они выбирают себе легкую и оставляют тяжелую ношу другим. Это неправильное отношение к делу. Но есть товарищи, которые поступают иначе: блага оставляют другим, а ношу потяжелее себе; на лишения идут первыми, а за благами последними. Такие товарищи - хорошие товарищи. Такому коммунистическому духу мы должны учиться.
50 Самостийничанье обычно неотделимо от склонности людей к выпячиванию своего "я" на первый план. Такие люди обычно неправильно подходят к вопросу об отношении между своей личностью и партией. На словах они тоже уважают партию, однако в действительности ставят себя на первый план, а партию - на второй. Ради чего лезут из кожи вон эти люди? Они добиваются славы, положения, дешевой популярности. Получая в свое ведение какой-нибудь участок работы, они немедленно начинают самостийничать. С этой целью они приближают к себе одних, оттесняют других и, занимаясь хвастовством, лестью и угодничеством среди наших товарищей, переносят в Коммунистическую партию подлые нравы буржуазных партий. Этих людей губит их бесчестность. К делу, как мне думается, нужно относиться честно, ибо без этого нельзя сделать хоть что-нибудь полезное.
51 Коммунисты должны понять ту истину, что интересы частного необходимо подчинять интересам целого. Если какое-либо соображение приемлемо с точки зрения частного, но с точки зрения целого неприемлемо, то следует частное подчинить целому. И если, наоборот, какое-либо соображение неприемлемо с точки зрения частного, но зато приемлемо с точки зрения целого, то и в этом случае следует частное подчинить целому. Это и значит считаться с интересами целого.
52 Стремление к удовольствиям. В Красной армии имеется немало и таких людей, у которых индивидуализм проявляется в стремлении к удовольствиям. Им всегда хочется, чтобы войска направлялись в большие города. Они стремятся туда не ради работы, а ради удовольствий. Больше же всего они не любят работать в красных районах, где условия жизни тяжелы.
53 Нужно бороться против местнических тенденций, выражающихся в стремлении заботиться только о самом себе и не учитывать интересов других. Относиться безразлично к трудностям других, отказывать им в просьбе помочь кадрами или же выделять для них плохих работников, "подкапываться под соседа", полностью игнорировать интересы другой части, другого района, других людей - это и есть местничество. Это означает полную потерю коммунистического облика. Для человека, зараженного местничеством, характерно нежелание считаться с интересами целого, наплевательское отношение к другим частям, другим районам, другим людям. Среди таких людей нужно вести усиленную воспитательную работу, чтобы они поняли, что это сектантская тенденция, которая, если позволить ей развиться, становится очень опасной.
54 Либерализм проявляется в различных формах: 1. Заведомо знать, что человек поступает неправильно, но только потому, то он знакомый, земляк, однокашник, задушевный друг, любимый человек, старый сослуживец или подчиненный, не вести с ним принципиального спора, а позволять ему действовать и дальше в том же духе, только бы сохранить мир и дружбу; или же слегка пожурить его, но не разрешать вопрос до конца, лишь бы все было тихо и гладко. В результате наносится вред и всему коллективу, и данному лицу. 2. Позволять себе безответственную критику за спиной, но не ставить прямо вопросов перед организацией; не говорить в лицо, а разглагольствовать за спиной; на собраниях отмалчиваться, а после собраний заниматься болтовней. В сознании вместо принципов коллективизма царит либеральная распущенность. 3. Держаться от дела как можно дальше, когда оно не касается тебя; заведомо зная, что люди неправы, почитать за благо говорить поменьше: мудрец, мол, сторонится зла, лишь бы самому не согрешить. 4. Не подчиняться указаниям и свое личное мнение ставить превыше всего; требовать от организации заботы о себе, но не признавать дисциплину организации. 5. Не вести борьбы против неправильных взглядов, не оспаривать их в интересах сплочения, в интересах движения вперед, налаживания работы, а заниматься личными нападками, склоками, сведением личных счетов, стараться мстить. 6. Слышать неверные суждения, но не вступать в споры; более того, даже о контрреволюционных разговорах и то не сообщать, а относиться к ним равнодушно, как будто ничего не случилось. 7. При общении с массами не вести пропаганды и агитации, не выступать, не заниматься обследованием, не расспрашивать, не принимать к сердцу их насущные интересы, относиться к ним равнодушно. Забывать, что сам являешься членом Коммунистической партии, и опускаться до уровня рядового обывателя. 8. Видя поступки, наносящие вред интересам масс, не возмущаться ими, не убеждать, не пресекать, не вести разъяснительной работы, а терпеть их, смотреть на них сквозь пальцы. 9. К работе относиться несерьезно, работать без определенного плана, без определенного направления, халтурить, все авось да небось, прожил день - и ладно. 10. Считать себя заслуженным революционером, кичиться своим стажем, с большими делами не справляться, а от малых отмахиваться, работать спустя рукава, к учебе относиться с прохладцей. 11. Совершив ошибку и уже поняв это, не желать ее исправить и проявлять тем самым либерализм по отношению к самому себе.
55 Либерализм в коллективе революционеров крайне вреден. Он является своего рода разъедающим началом, вызывающим распад единства, ослабление спайки, пассивность в работе, идейные разногласия. Либерализм приводит к тому, что в рядах революционеров утрачивается крепкая организация и дисциплина, утрачивается возможность последовательно и до конца претворять в жизнь политические установки, и партийная организация отрывается от масс, которыми она руководит. Это - сугубо вредная тенденция.
56 Либералы рассматривают положения марксизма как абстрактные догмы. Они - за марксизм, но не намерены претворять его в жизнь или же не намерены претворять его в жизнь полностью; они не собираются заменять свой либерализм марксизмом. У них припасены и марксизм, и либерализм: на словах они марксисты, а в делах - либералы; для людей у них марксизм, а для себя - либерализм. В их багаже имеется и то и другое, для каждого - свое употребление. Так устроены мозги у некоторых людей.
57 Народное государство призвано защищать народ. Только при наличии такого государства весь народ имеет возможность в пределах всей страны с помощью демократических методов воспитывать и перевоспитывать себя, с тем чтобы освободиться из-под влияния внутренней и внешней реакции (это влияние в настоящее время все еще очень велико, оно будет существовать еще длительное время и не может быть быстро искоренено), избавиться от дурных привычек и вредной идеологии, унаследованных от старого общества, не пойти по ошибочному пути, на который толкают реакционеры, и продолжать идти вперед, к социалистическому и коммунистическому обществу.
58 Сделать что-либо хорошее не так уж трудно; трудно всю жизнь делать только хорошее и не делать плохого, всегда поступать в интересах широких масс, в интересах молодежи, в интересах революции, неизменно вести упорную и самоотверженную борьбу на протяжении целых десятилетий. Вот что самое и самое трудное.
59 Единство государства, сплоченность народа и сплоченность всех национальностей внутри страны - такова основная гарантия непременной победы нашего дела. Только через сплоченность Коммунистической партии можно достигнуть сплоченности всего класса и всей нации; только при сплоченности всего класса и всей нации можно одолеть врага и выполнить задачи национальной и демократической революции.
60 Мы должны прочно сплотить все силы нашей партии на основе организационных принципов и дисциплины демократического централизма. Мы должны добиваться сплочения со всеми товарищами, если только они готовы соблюдать Программу, Устав и решения партии.
61 В 1942 году мы конкретизировали этот демократический способ разрешения противоречий внутри народа в формуле: "сплочение-критика-сплочение". В более развернутом виде она означает: исходя из стремления к сплочению, добиваться разрешения противоречий путем критики или борьбы и достигать нового сплочения на новой основе. Как показывает наш опыт, это является правильным методом разрешения противоречий внутри народа.
62 Эта армия обладает замечательной сплоченностью внутри и вне своих рядов. Внутри армии - сплоченность между офицерами и солдатами, между старшими и младшими, между командирами, политработниками и работниками службы тыла; вовне - сплоченность между армией и народом, между армией и органами власти, между нашими войсками и дружественными войсками. Все то, что вредит сплочению, следует устранять.
63 Внутри народа демократия коррелятивна централизму, а свобода - дисциплине. Они составляют две противоположные стороны единого целого: они противоположны, но вместе с тем едины, и мы не должны, однобоко подчеркивая одну из сторон, отрицать другую. Внутри народа нельзя обойтись как без свободы, так и без дисциплины, как без демократии, так и без централизма. Такое единство демократии и централизма, единство свободы и дисциплины и есть наш демократический централизм. При такой системе народ пользуется широкой демократией и свободой и в то же время должен держать себя в рамках социалистической дисциплины.
64 Необходимо снова напомнить основные требования партийной дисциплины: 1) подчинение члена партии партийной организации; 2) подчинение меньшинства большинству; 3) подчинение низших инстанций высшим; 4) подчинение всей партии Центральному Комитету. Кто нарушает эти требования партийной дисциплины, тот подрывает единство партии.
65 Одно из требований партийной дисциплины - подчинение меньшинства большинству. Меньшинство, если его точка зрения отвергнута, обязано поддерживать решение, принятое большинством. В случае необходимости вопрос может быть поставлен вновь на очередном собрании, но никакие действия, идущие вразрез с принятым решением, недопустимы.
66 Три основных правила дисциплины: 1) во всех действиях подчиняться командованию; 2) не брать у населения ничего, даже иголки и нитки; 3) все трофеи сдавать в казну.
67 Памятка из восьми пунктов: 1) разговаривай вежливо; 2) честно расплачивайся за купленное; 3) занял вещь - верни; 4) испортил вещь - возмести; 5) не дерись, не ругайся; 6) не порть посевов; 7) не допускай вольностей с женщинами; 8) не обращайся жестоко с пленными.
68 Следует повышать дисциплинированность, неуклонно выполнять приказы, осуществлять политические установки, соблюдать три основных правила дисциплины и памятку из восьми пунктов, крепить единство армии и народа, единство армии и органов власти, единство командиров и бойцов, единство всей армии, не допускать никакого нарушения дисциплины.
69 Коммунистическая партия не боится критики, потому что мы - марксисты, потому что на нашей стороне правда, на нашей стороне основная масса - рабочие и крестьяне.
70 Последовательные материалисты не знают страха. Мы надеемся, что все, кто заодно с нами ведет борьбу, смело выполнят свой долг, преодолеют трудности, не испугаются неудач, пересудов и насмешек, не побоятся критиковать нас, коммунистов, и обращаться к нам со своими предложениями. В борьбе за социализм, коммунизм нам необходимо обладать великим духом бесстрашия, нужно, как говорится, "не боясь плахи палача, отважиться стащить императора с коня".
71 У нас есть такое марксистско-ленинское оружие, как критика и самокритика. Мы изживем нездоровый стиль и сохраним здоровый стиль.
72 Еще одной яркой особенностью, отличающей нас от других партий, является подлинная самокритика. Мы уже говорили, что комнату надо постоянно подметать, иначе в ней накопится мусор; нужно регулярно умываться, иначе лицо покроется грязью. В головах наших товарищей и в работе нашей партии тоже может накапливаться мусор, и поэтому их нужно очищать и промывать. Поговорка "проточная вода не гниет, в дверной петле червь не заводится" означает, что постоянное движение препятствует проникновению и разъедающей деятельности разных микробов и паразитов. Постоянно проверять свою работу, широко внедрять в процессе этой проверки демократический стиль в работе, не бояться критики и самокритики, а следовать таким поучительным поговоркам китайского народа, как например: "если знаешь - скажи, если говоришь - говори все", "предостерегающему - не в укор, внемлющему - в поучение", "если у тебя есть ошибки, исправляй их; если ошибок нет, поступай еще лучше" - это для нас единственное эффективное средство борьбы против засорения голов наших товарищей и организма нашей партии всякого рода политическим мусором и политическими микробами.
73 Противоположность и борьба различных взглядов в партии возникают постоянно, и это является отражением в партии существующих в обществе классовых противоречий и противоречий между новым и старым. Если в партии нет противоречий и борьбы взглядов, в ходе которой противоречия преодолеваются, жизнь партии прекращается.
74 Мы стоим за активную идеологическую борьбу, так как она представляет собой оружие, при помощи которого достигается внутреннее сплочение партии и других революционных организаций, обеспечивающее их боеспособность. Каждый коммунист, каждый революционер должен пользоваться этим оружием. Либерализм же отвергает идеологическую борьбу и стоит на позициях беспринципного мира. Это порождает гнилой, обывательский стиль, который приводит отдельные звенья и отдельных членов партии и других революционных организаций к политическому загниванию.
75 В борьбе против субъективизма, сектантства и шаблонных схем в партии нам нельзя упускать из виду две заповеди: во-первых, "извлекать урок из ошибок прошлого в назидание на будущее" и, во-вторых, "лечить, чтобы спасти больного". Обязательно вскрывать все допущенные ранее ошибки, невзирая на лица, научно анализировать и подвергать критике все отрицательное, что было в прошлом, с тем чтобы впредь действовать более осмотрительно, работать лучше - вот в чем заключается смысл "извлечения урока из ошибок прошлого в назидание на будущее". Однако, вскрывая ошибки и осуждая недостатки, мы преследуем ту же цель, какую преследует врач при лечении больного, - цель, заключающуюся в том, чтобы спасти ему жизнь, а не залечить его до смерти.
76 Человек заболел аппендицитом, врач удалил аппендикс и этим спас ему жизнь. Всякого, кто, допустив ошибку, не скрывает свою болезнь и не уклоняется от лечения, не упорствует в своей ошибке настолько, чтобы не оказаться в конце концов в неизлечимом состоянии, а поступает честно и искренно выражает желание лечиться, исправиться, мы будем приветствовать и вылечим его, чтобы он стал хорошим членом партии. С этой задачей невозможно успешно справиться, если действовать в минутном порыве и бить как попало. При лечении идеологических и политических болезней нельзя рубить сплеча: единственно правильным и эффективным методом лечения будет "лечить, чтобы спасти больного".
77 Касаясь вопроса о внутрипартийной критике, следует отметить еще одно обстоятельство: оно заключается в том, что некоторые товарищи в своей критике обращают внимание не на главное, а только на мелочи. Они не понимают, что главная задача критики - указывать на политические и организационные ошибки людей. Что же касается личных недостатков, то, если они не связаны с политическими и организационными ошибками, не следует слишком придираться к ним, чтобы не лишать товарищей уверенности в себе. К тому же, стоит только дать такой критике развернуться, как внимание партийной организации сосредоточится исключительно на мелких недостатках, люди станут чрезмерно осторожны, будут копаться в мелочах, забывая о политических задачах партии; это очень опасно.
78 Развертывая критику в партии, предостерегать от безапелляционных субъективистских суждений и опошления критики; выступления должны быть обоснованными, а критика - политически целеустремленной.
79 Внутрипартийная критика является оружием, которое служит делу укрепления партийной организации и повышения боеспособности партии. Однако критика в партийных организациях Красной армии в некоторых случаях принимает иной характер, то есть превращения в личные нападки. Это губит не только отдельных людей, но и партийные организации. Такая критика есть проявление мелкобуржуазного индивидуализма. Для искоренения ее необходимо добиваться, чтобы члены партии поняли, что цель критики заключается в укреплении боеспособности партии для завоевания победы в классовой борьбе и что не следует использовать критику как орудие личных нападок.
80 Мы служим народу, а потому не боимся, когда другие критикуют наши недостатки. Критиковать их может любой. Пусть только нам правильно указывают - и мы готовы исправлять свои недостатки. Пусть только предложение будет полезным народу - и мы его примем.
81 Мы, китайские коммунисты, руководствуясь высшими интересами самых широких масс китайского народа, уверены в полной правоте своего дела, не пожалеем ради этого дела принести в жертву все личное и всегда готовы отдать за него свою жизнь, - так разве возможны такие идеи, взгляды, мнения, методы, от которых, если они не отвечают требованиям народа, коммунисты не могли бы отрешиться! Разве мы можем допустить, чтобы какая-нибудь политическая грязь или политические микробы пачкали наше чистое лицо и отравляли наш здоровый организм? Память о бесчисленных борцах революции, пожертвовавших своей жизнью во имя интересов народа, наполняет болью сердце каждого из нас, живущих. Так разве могут у нас быть такие личные интересы, которыми мы не могли бы пожертвовать, такие пороки, от которых мы не могли бы отрешиться!
82 Мы не должны успокаиваться при первом же успехе. Мы должны отгонять от себя самодовольство, постоянно критиковать свои недостатки, подобно тому как мы ежедневно умываемся, подметаем пол для поддержания чистоты, для удаления пыли. Критика должна быть своевременной, не следует увлекаться запоздалой критикой.
83 Ошибки и неудачи научили нас, сделали нас умнее, и наши дела пошли успешнее. Любой партии, любому человеку трудно избежать ошибок, но мы добиваемся того, чтобы совершать как можно меньше ошибок. А если ошибка допущена, то ее необходимо исправить, и чем быстрее и основательнее она будет исправлена, тем лучше.
84 Коммунист должен быть искренним, преданным и активным, интересы революции должны быть для него дороже жизни, он должен подчинять личные интересы интересам революции; всегда и везде он должен отстаивать правильные принципы, вести неустанную борьбу против всяких неправильных взглядов и поступков и тем самым крепить коллективизм в жизни партии и связь партии с массами; он должен заботиться об интересах партии и масс больше, чем о собственных интересах, заботиться о других больше, чем о себе. Только такой человек достоин называться коммунистом.
85 Необходимо, чтобы каждый товарищ осознал: для коммуниста во всех его выступлениях и действиях высшим критерием является то, в какой мере его слова и действия отвечают высшим интересам самых широких народных масс, в какой мере они поддерживаются широчайшими народными массами.
86 Коммунист нигде и никогда не должен ставить личные интересы на первое место, а должен подчинять их интересам нации, интересам народных масс. Поэтому своекорыстие, пассивность, отлынивание от работы, коррупция, разложение, самовыпячивание и т. п. заслуживают глубочайшего презрения. Уважения достойны только бескорыстие, активность и прилежание, самозабвенное исполнение своих обязанностей и добросовестный, упорный труд.
87 Коммунист должен быть всегда готов твердо отстаивать правду, потому что правда всегда совпадает с интересами народа. Коммунист должен быть всегда готов исправлять ошибки, поскольку всякая ошибка нарушает интересы народа.
88 С каким бы явлением ни столкнулся коммунист, он должен поставить перед собой вопрос "почему?", должен всесторонне продумать его самостоятельно, должен подумать, отвечает ли оно требованиям действительности, разумно ли оно на самом деле; ни в коем случае нельзя слепо следовать за другими, проповедовать рабское преклонение перед чужим мнением.
89 Нужно добиваться, чтобы люди считались с интересами целого. Деятельность каждого члена партии, работа на каждом участке, каждое выступление и каждое действие должны быть подчинены общим интересам всей партии. Ни в коем случае нельзя допускать нарушения этого принципа.
90 Коммунисты должны служить примером деловитости и дальновидности, так как только деловитость может обеспечить выполнение поставленной задачи и только дальновидность помогает нам не терять направления при движении вперед.
91 Коммунисты должны проявлять максимальную дальновидность, величайшую самоотверженность, твердость и умение беспристрастно составлять мнение об обстановке, опираться на большинство народа и завоевывать поддержку народных масс. Коммунисты должны подавать пример и в учебе: они должны каждодневно учить массы и каждодневно учиться у них.
92 Работая среди народных масс, коммунист должен выступать как друг масс, а не как их начальник, должен быть неустанным учителем, а не бюрократом-политиканом.
93 Коммунисты никогда не должны отрываться от большинства народа, не должны вырываться вперед, не считаясь с состоянием большинства и ведя за собой лишь передовое меньшинство. Необходимо заботиться об установлении тесных связей между передовыми элементами и широкими народными массами. Это и значит считаться с большинством.
94 Мы, коммунисты, представляем собой как бы семена, а народ - почву. Прибыв на место, мы должны слиться с народом, пустить в народе корни и цвести.
95 Мы, коммунисты, должны уметь смыкаться с массами при выполнении любого дела. Смогут ли члены нашей партии, если они будут весь век сидеть в четырех стенах, прячась от бурь и не видя жизни, принести китайскому народу какую-нибудь пользу? Конечно нет. Такие члены партии нам не нужны. Мы, коммунисты, должны идти навстречу бурям, должны идти в жизнь. Эти бури - великие бури борьбы масс, эта жизнь - великая жизнь борющихся масс.
96 Авангардная роль и пример коммунистов имеют исключительное значение. В 8-й армии и Новом 4-м корпусе коммунисты должны подавать пример доблести в бою, четкого выполнения приказов, дисциплинированности, ведения политической работы, внутреннего сплочения и единства.
97 Коммунистам ни в коем случае нельзя считать себя непогрешимыми, держаться заносчиво, думать, что у нас все хорошо, а у других все плохо, нельзя замыкаться в свою келью, бахвалиться, почитать себя неограниченными властителями.
98 Коммунисты обязаны прислушиваться к мнению некоммунистов, обязаны предоставлять другим возможность высказываться. Если люди говорят правильно, мы должны приветствовать это, должны перенимать у них все положительное. Если люди говорят неправильно, мы все же должны предоставлять им возможность высказаться до конца, а затем терпеливо объяснить, в чем дело.
99 На тех, кто совершил ошибки в работе, - за исключением только людей неисправимых - коммунист должен воздействовать не отсечением, а убеждением, чтобы эти люди могли осознать свои ошибки и исправиться.
100 К людям отсталым коммунисты не должны относиться с пренебрежением или презрением, они должны идти на сближение и сплочение с ними, убеждать их и вдохновлять их на движение вперед.
101 Для того, чтобы цвет нашей партии и государства не изменился, мы должны не только иметь правильную линию и политику, но и воспитывать и готовить многомиллионную смену, которая продолжит дело пролетарской революции. Вопрос о подготовке смены, которая продолжит дело пролетарской революции, - это, по существу, вопрос о том, будут ли у нас продолжатели революционного дела марксизма-ленинизма, начатого старшим поколением пролетарских революционеров, вопрос о том, будет ли и впредь руководство нашей партией и государством находиться в руках пролетарских революционеров, вопрос о том, будут ли идти вперед по правильному, марксистско-ленинскому пути наши грядущие поколения, иначе говоря, вопрос о том, сумеем ли мы успешно предотвратить появление хрущевского ревизионизма в Китае. Словом, это - крайне важный вопрос, вопрос жизни и смерти нашей партии и нашего государства. Это - крайне важный вопрос для перспективы дела пролетарской революции на протяжении ста, тысячи и даже десяти тысяч лет.
102 Империалистические оракулы, основываясь на изменениях в Советском Союзе, рассчитывают, что и в Китае "мирная эволюция" произойдет при третьем или четвертом поколении коммунистов. Мы должны добиться того, чтобы эти империалистические прорицатели полностью обанкротились. Мы должны в центре и на местах, везде и всюду обращать постоянное внимание на воспитание и подготовку своей смены - продолжателей революционного дела.
103 Какими же качествами должны обладать люди, чтобы быть достойной сменой в деле пролетарской революции? Они должны быть настоящими марксистами-ленинцами, а не подобными Хрущеву ревизионистами, прикрывающимися вывеской "марксизма-ленинизма". Они должны быть революционерами, которые беззаветно служат подавляющему большинству населения Китая и всего мира, и не быть такими, как Хрущев, который в своей стране служит интересам кучки буржуазных элементов, образующих привилегированную прослойку, а на международной арене - интересам империалистов и реакционеров.
104 Какими же качествами должны обладать люди, чтобы быть достойной сменой в деле пролетарской революции? Они должны быть пролетарскими политическими деятелями, которые умеют сплачиваться с подавляющим большинством людей для совместной работы. Нужно сплачиваться не только с теми, кто придерживается аналогичного мнения, нужно уметь сплачиваться и с теми, кто придерживается иного мнения, и даже с теми, кто выступал против тебя и чьи ошибки уже доказаны практикой. Однако необходимо проявлять особую бдительность по отношению к таким карьеристам и интриганам, как Хрущев, предотвращать захват ими руководства в партийных и государственных органах различных ступеней.
105 Какими же качествами должны обладать люди, чтобы быть достойной сменой в деле пролетарской революции? Они должны образцово претворять в жизнь партийный принцип демократического централизма, научиться методу руководства "черпать у масс и нести в массы", выработать демократический стиль работы, уметь прислушиваться к голосу масс. Они не должны, подобно Хрущеву, подрывать демократический централизм в партии, самоуправствовать, внезапно нападать на товарищей, тиранствовать и диктаторствовать. Они должны быть скромными и осмотрительными, не зазнаваться и не горячиться, быть самокритичными, смело исправлять недостатки и ошибки в своей работе. Они ни в коем случае не должны быть такими, как Хрущев, который замазывает свои ошибки, все заслуги приписывает себе, а все ошибки сваливает на других. Смена продолжателей дела пролетарской революции рождается в борьбе масс и растет, закаляясь в революционных бурях. Проверку и аттестацию кадров, отбор и подготовку смены следует проводить в ходе длительной борьбы масс.
106 Наша партия должна охватить своими организациями всю страну, нам нужно сознательно выращивать многие тысячи партийных работников, нам нужны сотни самых лучших руководителей масс. Нам нужны партийные кадры и руководители, усвоившие марксизм-ленинизм, политически дальновидные, работоспособные, проникнутые духом самопожертвования, способные самостоятельно решать вопросы, не колебаться в тяжелой обстановке и преданно трудиться на благо нации, своего класса и партии. Партия, опираясь на этих людей, поддерживает связь с рядовыми членами партии и массами и, опираясь на их твердое руководство массами, достигнет цели - разгромит врага. Этим людям должно быть чуждо своекорыстие. Им должны быть чужды индивидуальный героизм и самовыпячивание, нерадивость и пассивность, а также чванливое сектантство. Они должны быть бескорыстными, беззаветными героями своей нации и своего класса. Таковы качества и стиль, необходимые для коммуниста, для партийного работника, для партийного руководителя.
107 После того как определена политическая линия, решающим фактором становятся кадры. Поэтому планомерное выращивание многочисленных новых кадров - наша боевая задача.
108 Критерием в политике кадров для коммунистической партии должны служить неуклонное проведение линии партии, подчинение партийной дисциплине, тесная связь с массами, способность к самостоятельной работе, активность в работе и бескорыстие. Это и есть линия "назначения только по личным качествам".
109 Необходимо твердо придерживаться системы участия кадровых работников в коллективном производительном труде. Кадровые работники нашей партии и нашего государства - это простые труженики, а не господа, которые сидят на шее народа. Участие в коллективном производительном труде дает возможность кадровым работникам поддерживать самую широкую, постоянную и тесную связь с трудовым народом. Это - большое дело, имеющее коренное значение при социализме и способствующее преодолению бюрократизма, пресечению ревизионизма и догматизма. Необходимо уметь оценивать кадры. Судить о том или ином работнике надо не только по одному какому-нибудь периоду его деятельности, не только по отдельным фактам. Судить о нем нужно по всему его прошлому, по всей его работе в целом. Это - главный метод оценки кадров.
110 Необходимо уметь использовать кадры. Обязанности руководителя сводятся в основном к двум задачам: давать идеи и правильно использовать кадры. Все планы, резолюции, приказы, указания и т. д. - все это входит в понятие "давать идеи": Для того же, чтобы претворить какую бы то ни было идею в жизнь, необходимо сплотить кадры и привести их в движение, а это входит в понятие "использовать кадры".
111 Надо уметь беречь кадры. Беречь кадры - это значит, во-первых, направлять их работу, иначе говоря, предоставлять им возможность проявлять инициативу в работе, чтобы они не боялись брать на себя ответственность, и наряду с этим своевременно давать им указания, чтобы они развертывали свои творческие способности, руководствуясь политической линией партии. Это значит, во-вторых, повышать уровень кадров, иначе говоря, предоставлять им возможность учиться, воспитывать их, повышать их теоретическую подготовку и их умение работать. В-третьих, проверять работу кадров, помогать им обобщать опыт своей работы, умножать успехи и исправлять ошибки. Если человеку дается поручение, но выполнение этого поручения не проверяется и о нем вспоминают лишь после того, как совершена серьезная ошибка, то такая практика не отвечает требованию бережного отношения к кадрам.
112 Надо уметь беречь кадры. В-четвертых, по отношению к тем работникам, которые совершили ошибки, как правило, следует применять метод убеждения, помогая им исправлять эти ошибки. Прибегать к мерам борьбы следует лишь по отношению к тем, кто совершил серьезные ошибки и не принимает указаний об их исправлении. Но и здесь необходимо проявлять терпение; легкомысленно приклеивать ярлык "оппортуниста" и легкомысленно "развертывать борьбу" было бы неправильно. В-пятых, заботливо относиться к нуждам работников. Когда человек заболевает или у него возникают другие трудности бытового или семейного порядка, необходимо оказывать ему всяческую возможную помощь. Так нужно беречь кадры.
113 По-настоящему крепко сплоченная и связанная с массами руководящая группа должна складываться постепенно, в ходе борьбы самих народных масс, а не в стороне от нее. В большинстве случаев в ходе серьезной борьбы, на начальном, среднем и конечном ее этапах, руководящая группа не должна и не может оставаться неизменной по своему составу. Нужно непрестанно выдвигать активистов, выросших в ходе борьбы, и заменять ими тех участников руководящей группы, кто не выдерживает сравнения с другими или разложился.
114 Если в нашей партии не будет полного сотрудничества между широкими массами молодых кадров и старыми кадрами, то наше дело может потерпеть крушение на полпути. Поэтому все старые кадры должны с величайшей теплотой приветствовать молодые кадры и заботиться о них. Правда, у новых кадров есть свои недостатки: они стали принимать участие в революции лишь недавно, и им не хватает опыта, за некоторыми из них еще тянется хвост порочной идеологии старого общества, то есть пережитки мелкобуржуазной индивидуалистической психологии. Однако в процессе воспитательной работы и революционной закалки эти недостатки могут быть постепенно изжиты.
115 Положительные черты молодых кадров заключаются, как говорит И. В. Сталин, в том, что они обладают острым чувством нового, а потому отличаются высоким энтузиазмом и активностью. А этого-то некоторым старым кадрам как раз и недостает. Новые и старые кадры должны уважать друг друга, учиться друг у друга, перенимать друг у друга положительные качества, чтобы сплотиться воедино ради общего дела и предотвратить возникновение сектантских тенденций.
116 Нужно заботиться не только о кадрах - членах нашей партии, но и о кадровых работниках-некоммунистах. Вне партии есть много способных людей, и коммунисты не могут оставлять их вне поля своего зрения. Отбросив всякое чванство, умело работать вместе с некоммунистами, искренно помогать им, относиться к ним тепло, по-товарищески, направлять их активность на великое дело войны Сопротивления японским захватчикам и строительства государства - таков долг каждого коммуниста.
117 Мир принадлежит вам и а то же время нам, но в конечном счете вам. Вы, молодежь, полны бодрости и энергии, находитесь в расцвете сил и подобны солнцу в восемь-девять часов утра. На вас возлагаются надежды. Мир принадлежит вам. Будущее Китая принадлежит вам.
118 Пусть вся молодежь поймет, что наша страна все еще очень бедна и за короткий срок невозможно в корне изменить такое положение, что, только сплотившись на борьбу, молодежь и весь народ смогут за несколько десятилетий создать своими руками богатое и могучее государство. Установление социалистического строя открыло нам дорогу в идеальный мир, а создание этого мира зависит от нашего упорного труда.
119 Немало молодежи из-за недостатка политического опыта и опыта общественной жизни не способно видеть контраст между старым и новым Китаем; ей нелегко глубоко понять, в результате какой невероятно тяжелой и трудной борьбы наш народ смог освободиться от гнета империализма и гоминдановской реакции и какой упорный и длительный труд потребуется для построения прекрасного социалистического общества. Поэтому в массах необходимо постоянно проводить живую и действенную политико-воспитательную работу, постоянно и правдиво разъяснять им возникшие трудности и вместе с ними разрабатывать меры преодоления этих трудностей.
120 Молодежь - самая активная, самая жизнедеятельная сила общества. Она с наибольшей охотой учится и меньше всего подвержена консерватизму, особенно в эпоху социализма. Надеемся, что местные партийные организации совместно с организациями Союза молодежи тщательно изучат вопрос о том, как наиболее полно развернуть силы молодежи; нельзя подходить к молодежи шаблонно и игнорировать ее особенности. Молодежь, безусловно, должна учиться у людей старшего поколения, должна, всемерно добиваясь их поддержки, заниматься различного рода полезной деятельностью.
121 Что должно служить критерием для определения революционности того или иного молодого человека? Какой мерой ее мерить? Существует только один критерий: надо посмотреть, желает ли этот молодой человек сомкнуться с широкими рабоче-крестьянскими массами и смыкается ли он с ними на деле. Если он желает сомкнуться с рабочими и крестьянами и осуществляет это на деле - значит он революционер; в противном случае - он нереволюционер или контрреволюционер. Если сегодня он смыкается с массами рабочих и крестьян, то сегодня он революционер. Но если завтра он не будет с ними смыкаться или, хуже того, будет угнетать простой народ, то он уже будет нереволюционером или контрреволюционером.
122 До тех пор, пока интеллигенция не включилась органически в революционную борьбу масс, пока она не исполнилась решимости посвятить себя служению интересам народных масс и жить одной жизнью с массами, она часто бывает склонна к субъективизму и индивидуализму, ее идеи часто оказываются бесплодными, в своих действиях она часто проявляет неустойчивость. Поэтому хотя широкие слои революционной интеллигенции Китая и играют роль застрельщика и передаточного механизма, однако не все из этой массы интеллигенции способны принимать участие в революции до конца. Часть ее в критические моменты покидает ряды революции, становится пассивной, а небольшая часть даже превращается во врагов революции. Перечисленные недостатки интеллигенции могут быть изжиты лишь в процессе ее длительного участия в борьбе масс.
123 Союзу молодежи нужно и впредь координировать свои действия с партией в выполнении ее центральной задачи и наряду с этим заниматься своей собственной работой, соответствующей специфике молодежи. Новый Китай должен заботиться о молодежи, проявлять заботу о развитии молодого поколения. Молодежь должна учиться и работать, но она находится в периоде физического развития. Поэтому необходимо с полным вниманием относиться как к ее работе и учебе, так и к ее развлечениям, спортивной закалке и отдыху.
124 Мужчины в Китае обычно находятся под властью трех сил*, представляющих целые иерархические системы... Женщина же наряду со всем этим находится еще и под властью мужчины (власть мужа). Эти четыре вида власти - политическая, родовая, власть религии и власть мужа - отражают феодально-патриархальную идеологию и порядки по всей их совокупности и являются самыми страшными узами, опутывающими китайский народ, в особенности крестьянство. Выше уже описывалось, как крестьяне свергают в деревне власть помещиков. Помещичья власть является тем стержнем, на котором держатся все перечисленные силы.
125 Со свержением власти помещиков расшатываются и власть рода, и власть религии, и власть мужа... Что касается власти мужа, то в бедняцких семьях она всегда была слабее, поскольку женщины в таких семьях в силу экономического положения бедноты вынуждены принимать большее участие в труде, чем женщины состоятельных классов, и поэтому они чаще получают право голоса - и даже решающего - у себя в семье. В последние годы в связи с нарастающим разорением сельского хозяйства оказалась подорванной самая основа подчинения женщины мужчине. В последнее время, с возникновением нынешнего крестьянского движения, женщины во многих местах создали сельские союзы женщин; настала и для них пора поднять голову, и власть мужа расшатывается с каждым днем. Словом, с ростом власти крестьян оказались поколебленными вся феодально-патриархальная идеология и порядки.
126 Сплачивайтесь и принимайте участие в производственной и политической деятельности, чтобы улучшить экономическое и политическое положение женщин.
127 Защищать интересы молодежи, женщин и детей, оказывать помощь молодежи, лишившейся возможности учиться; содействовать организации молодежи и женщин и их участие на равных правах со всеми другими членами общества в различных видах деятельности, полезной для ведения войны Сопротивления японским захватчикам и социального прогресса; осуществлять принцип свободы брака и равноправия мужчин и женщин; организовывать обучение молодежи и детей полезным знаниям...
128 Главнейшими нашими задачами в области сельскохозяйственного производства являются организованное регулирование рабочей силы и вовлечение женщин в сельскохозяйственное производство.
129 Мобилизация широких масс женщин на участие в производственной деятельности имеет огромное значение для построения великого социалистического общества. На производстве необходимо придерживаться принципа равной оплаты за равный труд для мужчин и женщин. Подлинное равенство мужчин и женщин может быть достигнуто лишь в ходе социалистического преобразования всего общества.
130 После кооперирования во многих кооперативах стала ощущаться нехватка рабочих рук и возникла необходимость привлечения на трудовой фронт широких масс женщин, не принимавших прежде участия в полевых работах... Женщины Китая - это колоссальный источник людских ресурсов. Необходимо вовлечь эти ресурсы в борьбу за построение великого социалистического государства.
131 Привлечь всех без исключения трудоспособных женщин на трудовой фронт на основе принципа равной оплаты за равный труд. Это нужно осуществить в максимально кратчайшие сроки.
132 В современном мире всякая культура, а значит и литература и искусство, принадлежит определенным классам и следует определенному политическому направлению. Искусства для искусства, искусства надклассового, искусства, развивающегося в стороне от политики или независимо от нее, в действительности не существует. Пролетарская литература и искусство являются частью всего революционного дела пролетариата, или, как сказал Ленин, "колесиком и винтиком" общего механизма революции.
133 Для широких народных масс революционная культура является мощным оружием революции. В предреволюционный период она служит целям идеологической подготовки революции, в ходе революции она составляет необходимый и важный участок общего фронта революции. Наши литература и искусство служат широким народным массам, прежде всего рабочим, крестьянами и солдатам; они создаются для рабочих крестьян и солдат, ими пользуются рабочие, крестьяне и солдаты.
134 По-настоящему превратить литературу и искусство в составную часть общего механизма революции, в могучее средство сплочения и воспитания народа, в мощное оружие, которым мы будем разить и уничтожать врага, в средство помощи народу в его единодушной борьбе с врагом.
135 Литературная и художественная критика имеет два критерия: политический и художественный... Итак, имеются два критерия - политический и художественный; каково же соотношение между ними? Между политикой и искусством нельзя ставить знак равенства, точно так же, как его нельзя ставить между общим мировоззрением и методами художественного творчества и художественной критики. Мы отрицаем не только абстрактный, абсолютно неизменный политический критерий, но и абстрактный, абсолютно неизменный художественный критерий; каждый класс в каждом классовом обществе обладает своим особым критерием, как политическим, так и художественным. Однако любой класс в любом классовом обществе всегда ставит политический критерий на первое место, а художественный - на второе... Мы же требуем единства политики и искусства, единства содержания и формы, единства революционного политического содержания и по возможности совершенной художественной формы. Недостаточно художественные произведения искусства, как бы они ни были прогрессивны политически, все же недейственны. Поэтому, выступая против произведений искусства, содержащих ошибочные политические взгляды, мы в то же время выступаем и против тенденции к писанию "агиток", содержащих только правильные политические взгляды, но художественно беспомощных. В литературе и искусстве мы должны вести борьбу на два фронта.
136 "Пусть расцветают сто цветов" и "пусть соперничают сто школ" есть курс на содействие развитию искусства и прогрессу науки, на содействие процветанию социалистической культуры в нашей стране. В искусстве могут свободно развиваться разные формы и жанры, в науке могут свободно соперничать разные школы. Мы считаем, что принудительное распространение одного жанра, одной школы и запрещение другого жанра, другой школы силой административной власти несет вред развитию искусства и науки. Вопрос о правде и неправде в искусстве и науке должен разрешаться путем свободной дискуссии в кругах работников искусства и науки и в ходе практики в искусстве и науке, упрощенческие методы здесь недопустимы. Армия без культуры - темная армия, а темная армия неспособна одержать победу над врагом.
137 Нам предстоит исключительно трудная работа, чтобы превратить отсталый аграрный Китай в передовой индустриальный Китай, а наш опыт весьма недостаточен. Поэтому надо уметь учиться.
138 Обстановка постоянно меняется, и для того, чтобы наша мысль отвечала требованиям новой обстановки, нужно учиться. Продолжать учиться, воспринимать новое и изучать новые проблемы должны и те, кто уже сравнительно хорошо разбирается в марксизме и сравнительно крепко стоит на пролетарских позициях. Мы научимся тому, чего не знаем. Мы способны не только разрушить старый мир, но и построить новый.
139 Есть два подхода к учебе. Один из них - догматический, сторонники его не считаются с условиями в нашей стране и без разбору перенимают все: применимое и неприменимое. Это - плохой подход. Другой подход состоит во вдумчивом отношении к изучаемому и усвоении того, что соответствует условиям нашей страны, то есть воспринятии полезного для нас опыта. Нам нужен именно такой подход.
140 Теория Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина верна для всего мира. Но эту теорию нельзя рассматривать как догму, ее нужно рассматривать как руководство к действию. Нельзя сводить изучение марксизма-ленинизма к заучиванию голых формул; его нужно изучать как науку о революции. Нужно не только понимать выводы относительно общих закономерностей, сделанные Марксом, Энгельсом, Лениным и Сталиным в результате всестороннего изучения ими действительной жизни и революционного опыта, но и овладевать их подходом и методом анализа и разрешения вопросов.
141 Если, обретя правильную теорию, ограничиваться лишь пустыми разговорами о ней, держать ее под спудом и не осуществлять на практике, то от этой теории, как бы она не была хороша, толку не будет.
142 Нужно овладеть марксистской теорией и научиться ее применять; овладеть ею нужно именно для того, чтобы применять ее. Если вы сумеете, применяя марксистско-ленинский подход, объяснить один-два практических вопроса, то вы заслужите похвалу и можно будет считать, что вы достигли некоторых успехов. Чем больше вопросов вы объясните, тем шире будет ваш диапазон и чем глубже будут ваши объяснения, тем значительнее будут ваши успехи.
143 Как же связывать марксистско-ленинскую теорию с практикой китайской революции? Это можно пояснить общеизвестным выражением: "пускать стрелу, имея перед собой цель". Когда ты пускаешь стрелу, нужно иметь перед собой цель. Взаимосвязь между марксизмом-ленинизмом и китайской революцией подобна взаимосвязи между стелой и целью. А вот некоторые товарищи "пускают стелу, не имея цели", стреляют куда попало. Такие люди легко могут повредить делу революции.
144 Людям же, имеющим опыт практической работы, нужно заняться теоретической учебой и по-настоящему работать над книгами, и только тогда они смогут систематизировать свой опыт, подытожить и теоретически обобщить его, не будут ошибочно принимать свой ограниченный опыт за всеобщую истину и смогут избежать ошибок эмпирического порядка.
145 Изучение книг - это учеба; практическое применение изученного - тоже учеба, и притом еще более важный вид учебы. Учиться воевать в ходе войны - таков наш главный метод. Люди, не имеющие возможности поступить в учебные заведения, тоже могут учиться воевать - учиться на войне. Революционная война - дело народное; в этой войне человек зачастую воюет не после того, как выучится воевать, а сначала воюет и в ходе войны учится; воевать - это значит учиться.
146 Между "штатским" и военным есть некоторая дистанция, но между ними нет никакой великой стены, и эту дистанцию можно быстро преодолеть. Участие в революции, участие в войне - вот тот способ, которым преодолевается эта дистанция. Когда мы говорим, что учиться и применять знания на практике нелегко, мы имеем в виду, что нелегко досконально изучить и безукоризненно применять изученное; когда же мы говорим, что штатский может быстро превратиться в военного, мы имеем в виду, что переступить этот порог совсем нетрудно. Словом, здесь уместно вспомнить старую китайскую пословицу: "в мире нет трудных дел - нужны лишь усердные люди". Переступить этот порог нетрудно и совершенствоваться возможно - нужно лишь усердие, нужно лишь умение учиться.
147 Нам необходимо учиться у всех знатоков (кто бы они ни были) работе в области экономики. Мы должны просить их быть нашими учителями, добросовестно учиться у них, относясь к ним с почтением и уважением. Если не знаешь - так значит не знаешь, и не делай вид, что знаешь.
148 Знания - это наука, и здесь неуместно ни малейшее лицемерие или зазнайство, здесь решительно требуется как раз обратное - честность и скромность.
149 Врагом учебы является самодовольство. Чтобы по-настоящему что-либо изучить, нужно прежде всего отбросить самодовольство. Как говорится, "учиться самому, не зная насыщения, учить других, не зная устали" - вот как мы должны поступать.
150 Некоторые интеллигенты, ознакомившись с отдельными марксистскими трудами, возомнили себя большими знатоками. Но прочитанное еще не усвоено ими, еще не пустило корней в их голове, они не умеют его применять, классовые чувства остаются у них прежними. Другие зазнаются; нахватавшись книжных фраз, они мнят себя невесть кем, высоко задирают нос. Но стоит только налететь ветру, как оказывается, что их позиция разительно отличается от позиции рабочих и огромного большинства трудового крестьянства. Позиция у первых - колеблющаяся, а у последних - твердая; позиция у первых сбивчивая, а у последних - четкая и ясная.
151 Чтобы по-настоящему овладеть марксизмом, его нужно изучать не только по книгам, но главным образом в ходе классовой борьбы, через практику своей работы и сближение с рабоче-крестьянскими массами. Когда наша интеллигенция прочитает ряд марксистских произведений и в той или иной мере осмыслит их в ходе сближения с рабоче-крестьянскими массами, через практику своей работы, то у всех нас появится общий язык, и не только в области патриотизма и социализма, но, возможно, и в области коммунистического мировоззрения. В таком случае работа у всех пойдет намного лучше.

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена