Война и мир (том 1, 2) |
1 | Лев Толстой ВОЙНА И МИР Том 1 Часть 1 1 – Ну, князь, Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте. Нет, я вам вперед говорю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы еще позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста (право, я верю, что он Антихрист), – я вас больше не знаю, вы уж не друг мой, вы уж не мой верный раб, как вы говорите. |
2 | Ну, здравствуйте, здравствуйте. Я вижу, что я вас пугаю, садитесь и рассказывайте. Так говорила в июле 1805 года известная Анна Павловна Шерер, фрейлина и приближенная императрицы Марии Феодоровны, встречая важного и чиновного князя Василия, первого приехавшего на ее вечер. Анна Павловна кашляла несколько дней, у нее был грипп, как она говорила (грипп был тогда новое слово, употреблявшееся только редкими). |
3 | В записочках, разосланных утром с красным лакеем, было написано без различия во всех: «Если у вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами. Анна Шерер». – Господи, какое горячее нападение! – отвечал, нисколько не смутясь такою встречей, вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица. |
4 | Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку. Он подошел к Анне Павловне, поцеловал ее руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване. |
5 | – Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня, – сказал он, не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка. – Как можно быть здоровой... когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время? – сказала Анна Павловна. – Вы весь вечер у меня, надеюсь?. |
6 | – А праздник английского посланника? Нынче середа. Мне надо показаться там, – сказал князь. – Дочь заедет за мной и повезет меня. – Я думала, что нынешний праздник отменен. Признаюсь, все эти праздники и фейерверки становятся несносны. – Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили, – сказал князь, по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили. |
7 | – Не мучьте меня. Ну, что же решили по случаю депеши Новосильцова? Вы всё знаете. – Как вам сказать? – сказал князь холодным, скучающим тоном. – Что решили? Решили, что Бонапарт сжег свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши. Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. |
8 | Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться. |
9 | В середине разговора про политические действия Анна Павловна разгорячилась. – Ах, не говорите мне про Австрию! Я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы. Наш благодетель знает свое высокое призвание и будет верен ему. |
10 | Вот одно, во что я верю. Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире, и он так добродетелен и хорош, что Бог не оставит его, и он исполнит свое призвание задавить гидру революции, которая теперь еще ужаснее в лице этого убийцы и злодея. Мы одни должны искупить кровь праведника. На кого нам надеяться, я вас спрашиваю?... |
… |
Комментарии
И вообще, Толстой ухитрился как-то самое-самое начало, первую масонскую речь выписать так, что "найди пять отличий" от того, что я сама считаю. Хотя это может быть чисто его взгляд. Дальше уже понятнее: тайненькие знаньица всякие, вместо помощи в следовании совести, которая не в человеческих силах, бытовая наивность Пьера, вот так и разбиваются мечты.
А Билибин просто прекрасен, какой острый язык. И какая смелость в их-то времена так беспощадно критиковать шаблонную идею "православного воинства". Впрочем, Толстой-то жил уже во времена революционеров на каждом шагу...
По-моему как раз про бессмысленность медицины там тоже было, и я думала, что вся дальнейшая история нашей жизни опровергает. Понятно что в их время все казалось бессмысленным, но. Понятно что и теперь нас стращают тем что скоро микробы приспособятся ко всему что мы изобрели и будет только хуже, но.
А тут еще и про "ой, я не выдержу его физического труда а он моей бездеятельности и умственных задач". Так речь же об опыте, полученном с жизнью, а не о врожденном. Ну кроме каких-то генетически закрепленных мелочей, но наша собственная жизнь это все точно опровергла. Да даже и в их время, привет Михайле Ломоносову, всем же это известно было? Гм.
Вот так почитаешь, а потом задумаешься - многие нравственные утопии, которые в наше время критикуются - может быть, вполне преодолимы?
Это надо же пробивная сила. Будь она бизнесвумен, это было бы не меньше Микрософта.
А Николенька такой милый домашний мальчик. Я очень хорошо понимаю, как мыслит человек, которого очень любили в семье. Вот то что из него иногда бьет, от избытка, доброе отношение к окружающим, радость - это от очень хорошего детства. Николенька пока не дошел до этого, но в конце концов начинаешь даже беспокоиться, что не отдаешь миру столько же, сколько авансом дали тебе. "Хватило б только сил самому возвратить этот дар"(с)БГ
И Вера, кстати, имхо не плохая, она просто мыслит как научили, цепляется за правила и внешнее и не имеет чувства момента. Она тоже по-своему беспокоится о родных.
А еще насчет мечт Болконского и Ростова. Пока на поле сражения Болконский оказывается, межпрочим, намного решительнее, и этот его порыв "со знаменем", при том, что он не только не свунится ни по кому, но еще и совсем недавно воображал как его назначат на место Кутузова (о верности кстати) - как бы опровергает Ваш тезис насчет "такие люди лучше". Ростов тоже совсем не плох, но его романтические мечты расходятся с понятными и логичными реакциями новобранца в первых сражениях.
И я все время дергаюсь, когда они ли, или начальство, проезжают мимо раненых, не пытаясь никому помочь. Вероятно, это не их задача, раз, защита психики, два, всем помочь и невозможно, три, но я не знаю, сколько в этом реальной невозможности, а сколько барства и "моя хата с краю". Наверно, в их время это считалось нормальным...
А еще вчера по тв поймала от Баженова рассказ о том чем реально отличаются эмоциональные реакции и психика мужчин и женщин. В смысле, что конкретно обусловлено тестостероном у них/специальными тормозящими агрессию центрами у нас. Так вот, "у них" потребность как к агрессии (не эмоциональной! Тот же тестостерон диктует сдержанность в эмоциях, в частности, выдержку в минуту опасности) в смысле экспансии и побед, так и к тому чтобы чего-то непременно добиваться - вшит. Причем так интересно, важен процесс, тогда как для женщин результат - как в рыбалке. Мужчина может повыкидывать обратно почти всю рыбу экологии ради, и добычи не принести, ему важен процесс достижений) Но вот наличие в жизни каких-то достижений - важен для осознания себя.
С этой точки зрения мечты Болконского и Ростова выглядят совсем иначе, чем я думала.
Хотя честно говоря, не сказала бы, что лишена подобного сама. Но, может быть, по-другому, в плане получения добычи)))
Об опечатках лучше сообщать с помощью функции КГ, ссылка дана в Инфо по словарю – «Как сообщить об опечатке в книге».
Какая же это проблема? Проблема была бы, если бы ты была склонна к их идеализации в 21-м веке.
Это все я уже проходила в толкинистической среде - там столько фанатов феанорингов и всего что они творили, типа "несмотря на"... Идеализация верности. При том что в некоторых случаях как раз все высоко и хорошо. Но не тогда, когда например против совести. Может быть потому что верность Источнику совести для меня превыше.
Потом я как-то у пана Сенкевича в "Потопе" поймала сцену очень того самого рода. "Мой сюзерен неправ, но это мой сюзерен". Не помню где та цитата и имени персонажа, но там было очень живо и честно. И я могу понять, но не принять.
Тут проблема в том, что к идеализации людей - русских царей - я не склонна. Да и Лев Николаич Аустерлиц рисует с безжалостной точностью описаний, понятия не имею, как к тому относились современники. А многие историки того времени грешили восторженной идеализацией и царепоклонством.
В общем, свун, как по рок-звезде, детектед, и понятен, но имхо на самом деле к глубоким основаниям характера он отношения имеет не больше, чем восторженные юные чувства парочек в семье Ростовых, которые очень быстро выветрились.
А вот еще Болконский меня опять заставил задуматься, как он упорно лелеет мечты о том, что его стратегические планы окажутся востребованы и у него будет свой час славы. Внезапно вспомнила себя саму в начале научной карьеры, когда все казалось легко и немедленно ведущим к успеху.
В данном отрывке, если написать транскрипцию на русском, будет вообще ничего не понятно.
А мне кажется очень романтичным и возвышенным в самом лучшем смысле слова – влюбляться в царя.
Думается, что такие люди не способны на подлость, низость и т. п.
Правда, я в данном случае имею в виду описание, как сам Николай боготворит царя.
Что-то эти слова Денисова затерялись... Но и Денисов-таки ради своих подчиненных совершает проступок, из-за которого лишается должности, что о нем говорит немало.
И вообще для меня один из аспектов, интересных у классической литературе – то, что там описываются совершенно другие люди: с другими ценностями, мировоззрением и т. д.
Я тоже. Это мой воздух!
P. S. Расширила свой словарный запас. Свун по отношению к царю у них был, потому что в походах не только влюбляться не в кого не было, но и книги хорошие в дефиците, да и само чтение, поди, было у военных не в почете!