[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Эзотеризм как элемент массовой культуры
(0)       Используют 5 человек

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
Оригинальное название статьи: ЭЗОТЕРИЗМ КАК ОДИН ИЗ СЕГМЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Автор: Игорь Кулаков
Автор:
plytishka
Создан:
2 мая 2021 в 19:31 (текущая версия от 2 мая 2021 в 19:35)
Публичный:
Да
Тип словаря:
Книга
Последовательные отрывки из загруженного файла.
Информация:
Источник: https://vk.com/@eosforos108-ezoterizm-kak-o...assovoi-kultury

Список литературы:
1. Бекарюков М. В. Социокультурные предпосылки усиления интереса к эзотерическим учениям // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-2. С. 197-199.
2. Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Том 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/blavats...da/izida004.htm (дата обращения: 03.12.2016).
3. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: Космогенезис. Том 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ezobox.ru/elena-blavatskaya/books/251/read/ (дата обращения: 03.12.2016).
4. Борисова Ю. В. Эзотерика как социокультурный феномен // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2013. Вып. 14. № 16 (119). С. 37-40.
5. Губанов Н. И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество. 2007. № 1 (45). С. 54-69.
6. Данн П. Магия эпохи постмодерна. Искусство магии в информационном пространстве современной эпохи. СПб: ИГ «Весь», 2008. 224 с.
7. Жданов В. В. Изучение эзотерики в Западной Европе: институты, концепции, методики // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: сб. материалов Второй международной научной конференции / отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: РХГА, 2009. С. 5-27.
8. Зеланд В. Трансерфинг реальности. Ступень I: Пространство вариантов. СПб.: ИГ «Весь», 2013. 224 с.
9. Зоря К. В. Хаос-магия: адаптация магии к эпохе постмодернизма // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и мистицизма: сб. материалов Четвертой международной научной конференции / отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: РХГА, 2011. С. 105-116.
10. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.ukrweb.net/books/yates03/index.htm (дата обращения: 04.12.2016).
11. Кроули А. Магия без слез [Электронный ресурс]. URL: http://b-oto.org/content/mwt.pdf (дата обращения: 04.12.2016).
12. Носачев П. Г. Западный эзотеризм как сфера религиоведческих исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2013. № 3 (47). С. 127-135.
13. Розин В. М. Как святого отличить от душевнобольного? Поиски демаркации между наукой и ненаукой заводят в семантический тупик [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/science/2003-12-10/14_different.html (дата обращения: 02.12.2016).
14. Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся / пер. Е. Зори; ред. и посл. А. Л. Рычкова. М.: Центр книги «Рудомино», 2016. 256 с.
15. Хус Б. Новая эра каббалы. Современная каббала, Нью Эйдж и духовность в эпоху постмодерна // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 4 (31). С. 113-143.
16. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/book/sholem_gershom/os...oy_mistike.html (дата обращения: 13.11.2016).
17. Stuckrad K. von. Western Esotericism: Towards an Integrative Model of Interpretation // Religion. 2005. № 35 (2). P. 78-97.
Содержание:
20 отрывков, 11094 символа
1 Игорь Кулаков
ЭЗОТЕРИЗМ КАК ОДИН ИЗ СЕГМЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В современном религиоведении эзотеризм становится одной из перспективных сфер научного изучения. Разрабатываются классификационные модели и определения ключевых терминов исследования данной малоизученной сферы человеческой деятельности (7). В последние годы осмысление феномена эзотерики современной наукой позволяет выявить ее место в развитии современной европейской культуры.
Основа для академического изучения эзотеризма, по наблюдению ряда исследователей, была заложена в деятельности клуба «Эранос», оказавшего существенное влияние на американскую религиоведческую школу (12, с. 128).
2 Следует отметить, что некоторые ученые, участвовавшие в конференциях этого дискуссионного клуба, симпатизировали объекту своего исследования (Г. Шолем, М. Элиаде) или же открыто позиционировали себя в качестве последователей определенных эзотерических учений (А. Корбен). В рамках исследовательской деятельности многих членов клуба были заложены основы для религионизма — модели, предполагающей наличие некой сущностной «первоосновы», скрытой за ширмой разных религиозно-мистических и эзотерических традиций.
3 Клуб оказал существенное влияние на разработку методологической базы феноменологии и психологии религии, послуживших предпосылкой научного (безоценочного) осмысления западного эзотеризма. Следует заметить, что утверждение о реальном существовании скрытой «истины» ставит под удар соблюдение основополагающего принципа методологического агностицизма. Такую линию рассуждений можно назвать попыткой эксплицирования эзотерического видения мира в рамки научной парадигмы.
4 Карл Густав Юнг (слева) среди слушателей на конференции клуба Эранос (1938 год)
Карл Густав Юнг (слева) среди слушателей на конференции клуба Эранос (1938 год)
Впоследствии религионизм подвергся активной критике со стороны европейской школы изучения эзотеризма. В частности, критический взгляд на модель религионизма показан в работах нидерландского профессора В. Ханеграафа: «Важнее — и очевиднее — всего то, что она основывается на убежденности, что в реальности действительно существует универсальное, скрытое, эзотерическое измерение. Но научная методология "экзотерична" по определению и изучает только то, что эмпирически доступно любому наблюдателю вне зависимости от его личных убеждений» (14, с.
5 20).
Одно из центральных мест осмысление эзотеризма на теоретическом уровне занимает в работах К. фон Штукрада. Он понимает «эзотерическое» как элемент культурных процессов, нашедших свое выражение в форме совокупности специфических течений, имеющих схожие черты и возникших внутри западной культуры в противовес христианству (17, p. 78–84). В своих исследованиях он приходит к выводу, что во всем многообразии эзотерических учений можно выделить следующие типологически сходные черты:
Претензия на обладание подлинным (абсолютным) знанием, которое открывает доступ к альтернативной картине мира и истории.
6 Мотив посредничества (знание передано через сверхъестественного посредника).
Мотив альтернативности или «девиантности», присущий многим эзотерическим явлениям.
Холистическая или монистическая картина мира, в которой различные уровни мироздания представляются как целое.
Ханеграаф конкретизирует определение Штукрада, называя эзотеризм «отвергнутым знанием» и противопоставляя его не только христианству, но и нормативным идеям «религии, рационализма и науки» (14, с. 21).
7 Данный подход к эзотеризму представляется в рамках исследования наиболее актуальным, так как в нем постулируется роль эзотерики в качестве отвергаемой, но вместе с тем неотъемлемой части европейской культуры.
Специалист по истории эзотерики и герметической философии Ваутер Ханеграафф
Специалист по истории эзотерики и герметической философии Ваутер Ханеграафф
На протяжении всей европейской истории эзотеризм активно взаимодействует с доминирующими мировоззренческими системами знания.
8 С одной стороны, он оказывает на них опосредованное влияние, а с другой стороны, сам проходит через изменения под воздействием значимых религиозных, философских и научных концепций. Например, историк Френсис Йейтс отмечает позитивный вклад герметизма эпохи Возрождения в формирование научной картины мира (10). По ее мнению, научная революция произошла благодаря интересу к магии. Это заявление вызвало острые и продолжительные дискуссии о роли герметизма и магии в истории философии и науки, вследствие чего появились многочисленные работы о роли алхимии в исследованиях видных европейских ученых и мыслителей.
9 Вопреки общей несостоятельности теории Йейтс, она в значительной степени инициировала философско-религиоведческий дискурс в отношении эзотеризма и пробудила исследовательский интерес к данной проблематике в научных кругах.
Сходную позицию занял известный израильский философ, историк религии и мистицизма Г. Шолем. В своих работах он также говорит о позитивном влиянии, оказанном каббалой на развитие иудаизма, но негативно высказывается относительно попыток оторвать каббалистическое учение от конфессиональной среды (16).
10 Он приходит к выводу, что мистика возникает в рамках религии не спонтанно, а вследствие исторических процессов, провоцирующих обновление «устаревших» религиозных концепций. В этом, по его мнению, заключается конструктивная роль эзотеризма в познании мира.
Определенное влияние эзотерических концепций на общественное мнение наглядно демонстрирует пример Е. П. Блаватской (1831–1891). Она выступила с резкой критикой в адрес позитивистской науки и эволюционной теории Ч.
 

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена