1 |
Предмет и объект педагогической психологии Объект: сам познающий и обучающийся этому познанию человек Предмет: условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения психологии воспитания психологии учителя * Психология дошкольника и школьника любого возраста рассматривается возрастной психологией. **Студенческий возраст как особый жизненный период рассматривается отдельно (в частности, психологической школой Б.Г. Ананьева). Частные направления педагогической психологии Частные психолого-педагогические дисциплины: психология обучения конкретным предметам (математике, родному языку, иностранному языку и т.п.), психология обучения и воспитания взрослых (Андрогогика) психология обучения и воспитания умственно- отсталых детей, или детей с дефектами зрения, слуха или речи. |
2 |
Основы психологии учения «учение как творческое усвоение, приобретение знаний зависит от трех факторов — от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают»; Психологические компоненты усвоения (Н. Д. Левитов): 1) положительное отношение учащихся (внимание, интерес) 2) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом 3)мышление как процесс активной переработки материала 4)процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации; ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ наличие у системы таких свойств, которые не присущи составляющим элементам; целостность. |
3 |
СИНЕРГЕТИКА (от греч. synergos — совместно действующий) — термин нем. физика Германа Хакена (1971) для новой науки, имеющей принципиально междисциплинарный характер. С. исследует кооперативные явления в нелинейных, неравновесных, нестационарных открытых системах. Эти исследования связаны с изучением процессов самоорганизации в сложных динамических системах. При этом самоорганизация представляется как эмерджентное (внезапно возникающее) свойство системы. Принцип системности в педагогике Каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядочены. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов. Такое явление называется эмерджентность (от англ. Emergence – возникающий, неожиданно появляющийся) – возникновение в системе нового системного качества, несводимого к сумме качеств элементов системы; является одной из форм проявления принципа перехода количественных изменений в качественные. |
4 |
Уровни усвоения знания. Можно выделить три уровня усвоения. 1-й уровень - знакомство, различение. Это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять ее только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними. 2-й уровень - алгоритмический. Применение ранее усвоенного, репродуктивное, алгоритмическое действие. Учащиеся осуществляют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия. 3-й уровень - творческий. Применение ранее усвоенных знаний, умений для решения нетиповых задач. Это - продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают или субъективно новую информацию (новую только для себя) - эвристическая деятельность, или объективно новую, когда они действуют «без правил», но в известной им области, создавая иные правила действия, т.е. осуществляют исследовательскую деятельность. |
5 |
Проблема школьной неуспеваемости. Под неуспеваемостью - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения — раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Явление неуспеваемости в школе — это путь к тяжелой личностной дезадаптации ребенка. Поэтому недопустимы поверхностные объяснения этого явления ("он ленится", "неспособный", "ничего не хочет делать" и т.д.), а необходим глубокий анализ возникновения этого явления. Причины школьной неуспеваемости: 1. Ошибками в семейном воспитании, неумении родителей подготовить ребенка к школе. Следствием первых трудностей ребенка может быть изменение к нему отношения, это усиливает первую неблагоприятную тенденцию в школьном поведении и обучении, нарушает нормальное развитие ребенка, приводит к появлению поведения по типу "выученной беспомощности". 2. неосознание целей обучения, отсутствие учебной мотивации. 3. Недостатки в познавательной деятельности. К этим недостаткам относятся: а) несформировапиость приемов учебной деятельности (заучивание без предварительного осмысления материала или недостатки в способах вычисления, контроля и т.д.); б) недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка (сложности в операциях обобщения, абстрагирования, установления причинно-следственных связей, неумение и нежелание активно мыслить и т.д.); в) неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности (сила — слабость, подвижность — инертность нервной системы). |
6 |
Соотношение психического развития и обучения ребенка Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. 1. обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. 2. обучение — это только внешние условия созревания, развития. «Развитие создает возможности — обучение их реализует», или, другими словами, «обучение идет в хвосте развития» Согласно Ж. Пиаже, «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет» В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка Выготский: «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» *Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США => обучение и развитие находятся в единстве. Обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие => обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» |
7 |
Понятие учебной мотивации, ее виды Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета. По классификации Л.И. Божович мотивы учебной деятельности подразделены на две большие группы в соответствии со спецификой деятельности: 1) мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом - познавательные мотивы. 2) мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности - социальные мотивы. |
8 |
Понятие воспитания. Воспитание - целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально-значимых, позитивных) ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев) . Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д. Самое главное правило андрогогики – обучать взрослых на основе и с учётом имеющегося у них опыта (моделировать кейсы, связанные с профессией/опытом, интересами + приводить соответствующие примеры + играть, имитируя нужную деятельность) |
9 |
Психологические механизмы воспитания и перевоспитания. Основные процессы в развитии качеств личности: опредмечивание потребностей - Процесс «узнавания» потребностью своего предмета сдвиги мотивов на цели - (механизм превращения цели в мотив). Суть : цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. !Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями. Идентификация - В процессе усвоения общественных норм человек начинает идентифицировать себя, т.е. соотносить с представителями определенной социальной или возрастной группы, а также с людьми определенного пола. В результате он приобретает навыки соответствующего ролевого поведения, характерного для общества, в котором он живет. Освоение социальных ролей часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. |
10 |
Понятие обучаемости и обученности (З.И. Калмыкова). Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Обучаемость «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности». 1. Обучаемость связывается с продуктивностью (качество, темп работы, её объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда). 2. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщённым способом действий. Обученность — (А.К. Маркова) как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость — с зоной ближайшего развития. Важно положение А.К. Марковой, что обучаемость — это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» |
11 |
Суммарные показатели обучаемости (6) по З.И. Калмыковой: Экономичность и темп мышления + объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи + количество «шагов» для её самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат + время, затраченное на решение + способность к самообучению + работоспособность и выносливость |
12 |
Проблема школьной неуспеваемости. Н.- несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения — раздела курса, учебной четверти, полугодия, года + + + Явление неуспеваемости в школе — это путь к тяжелой личностной дезадаптации ребенка. Поэтому недопустимы поверхностные объяснения этого явления ("он ленится", "неспособный", "ничего не хочет делать" и т.д.), а необходим глубокий анализ возникновения этого явления. |
Комментарии