[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Теория и практика аргументации
(0)       Используют 7 человек

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
111111111
Автор:
saint01
Создан:
30 октября 2022 в 19:45 (текущая версия от 26 ноября 2022 в 16:49)
Публичный:
Нет
Тип словаря:
Тексты
Цельные тексты, разделяемые пустой строкой (единственный текст на словарь также допускается).
Содержание:
1 Аргументацией называется обоснование каких-либо знаний посредством других знаний или фактических данных и средств логики. Под знанием понимается не только то, что может быть выражено в качестве суждений, но и — в качестве норм, оценок, приказов, решений, проблем, гипотез, концепций и т. д.
2 Из истории аргументации. Учение об аргументации возникло в 1-м тыс. до н. э. в Индии и Греции как ответ на запросы общественной жизни. В Древней Индии в этот период существовали различные философские школы и религиозные учения. Дискуссии между ними были постоянным явлением.В Брихадараньяка-упанишаде описывается случай, когда правитель назначил награду победителю религиозной дискуссии в тысячу коров, к рогам каждой из которых привязал по десять монет. Информация о дискуссиях содержится в эпосе Махабхарата».
3 Красноречие в Древней Индии. Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые теории. Воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен был быть результат спора. Если спорили только два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни — бросаться в реку или со скалы, или сделаться рабом победителя; перейти в его веру. Если то было лицо, пользовавшееся уважением, например, достигшее звания вроде государева учителя и, следовательно, обладавшее огромным состоянием, то имущество его отдавалось часто бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить. Понятно, что эти выгоды были большой приманкой для того, чтобы направить честолюбие индийцев в эту сторону. Но всего чаще мы видим (особливо впоследствии), что спор не ограничивался личностями, в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор.
4 Красноречие в Древней Греции. Интерес к разработке учения об аргументации в Древней Греции, особенно в Афинах, был обусловлен запросами практики судебных и политических дискуссий. Искусство аргументации применялось для принуждения больших масс людей (демоса) принимать те или иные решения. Древние греки и римляне создали образцы аргументаций и учение об аргументации. Искусством убеждения масс в V в. до н. э. прославился афинский военный и политический деятель Перикл, получивший прозвище «Олимпиец» за ораторские способности. Перикл искусно владел стратегией и тактикой аргументации.На этапе борьбы за власть он призывал к свободе. Ему удалось преодолеть ареопаг и изгнать своего главного политического соперника Кимона посредством остракизма. Перикл получил власть практически над всей Грецией. После этого он сменил демократическую политику на аристократическую.
5 Специальными трудами по теории аргументации являются произведения Аристотеля «Риторика», «О софистических опровержениях», «Топика». Аристотель развивает диалектическую линию в учении об аргументации. Соотношение диалектики, логики и риторики, по Аристотелю, таково: логика включается в диалектику, а последняя в риторику. Задача логики — описывать способы рассуждения, действительные и мнимые, мы бы сказали: правильные и неправильные; задача диалектики — находить способы доказательства и подтверждения, тоже действительные и мнимые. Задача риторики шире. Ее задача — находить возможные способы убеждения, в том числе неаргументативные. " Дело ее [риторики] .. в каждом данном случае находить способы убеждения.. Кроме того очевидно, что к области одного и того же искусства относится изучение как действительно убедительного, так и кажущегося убедительным, подобно тому, как к области диалектики относится изучение как действительного, так и кажущегося силлогизма: человек делается софистом не в силу какой-нибудь особенной способности, а в силу намерения, с которым он пользуется своим дарованием».
6 Средства (приёмы риторики) по Аристотелю (факты, логика, психология и проч.). В убеждающем воздействии Аристотель выделяет (1) фактические данные: доказательства (в праве), нормы (права), свидетельства экспертов, авторитетов и т. д., т. е. что дано и что может выступать в роли аргументов. Это то, что не создано аргументатором. Кроме этого Аристотель выделяет то, что создается аргументатором: (2) приемы риторики — способы убеждения. «Что касается способов убеждения, доставляемых речью, то их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего [убеждение посредством особенностей личности аргументатора], другие — от того или другого настроения слушателя [убеждение посредством особенностей оппонента или аудитории, посредством особенностей слушателей, адресата аргументации], третьи — от самой речи [способы действительной или мнимой аргументации, способы неаргументативного воздействия]. Эти последние заключаются в действительном или кажущемся доказывании. .. Ими может пользоваться только человек, способный к умозаключениям и к исследованию характеров, добродетелей и страстей».
7 Обобщая сказанное, у Аристотеля можно выделить следующие составные части процесса убеждения: (1) фактические данные, (2) логические и методологические средства, (3) неаргументативное сопровождение или замещение аргументации (психологические и иные приемы, использование страстей). Фактические данные могут искажаться, требования логики и методологии — нарушаться (алогизмы, методологические уловки), неаргументативное сопровождение — способствовать формированию не соответствующего действительности убеждения.
8 Аристотель выделяет «нравы (черты характера) людей в различных возрастах. Юность, старость, зрелый возраст. Черты характера людей благородного происхождения, людей богатых, людей, обладающих властью, людей счастливых (удачливых); Кроме речей и философских работ до нас дошли специальные произведения Цицерона по теории ораторского искусства: «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор». Цицерон выделял следующие обязанности аргументатора: (1) очаровывать (формировать доверие к аргументатору), (2) обосновывать посредством аргументов и средств логики, (3) волновать (эмоционально возбуждать аудиторию).
9 Становление Цицерона оратором. Начав адвокатскую практику во время диктаторского режима Суллы, Цицерон смог проявить всю мощь своего таланта и начать блестящую карьеру судебного и политического оратора только после смерти диктатора в 76 г. до н. э. Политическое признание пришло к Цицерону в 70-м г. до н. э., когда в консульство Помпея и Красса, двух вождей демократического блока, были окончательно отменены последние остатки сулланского режима. В процессе над Верресом, одним из бывших ставленников Суллы, противником Цицерона оказался знаменитый адвокат Гортензий. После блестящей обвинительной речи Цицерона Гортензий отказался от защиты Верреса, полностью признав победу обвинения.
10 Важным вкладом Цицерона в учение об аргументации являются его рекомендации: (1) о тактике формулировки тезиса. «Предположим, например, что ваш клиент был обвинен в убийстве. Первая линия защиты заключается в отрицании фактов: Нет, мой клиент не делал этого. Если это невозможно, оспаривайте определение данного действия: "Несомненно, она убила его, но это не было убийством". Если и это не удается, подвергните сомнению качество деяния: "Да, это было убийство, но убийство из добрых побуждений и при смягчающих обстоятельствах". Когда все остальное терпит неудачу, ставьте под сомнение право трибунала вести данный процесс: Этот суд не имеет никаких полномочий судить жену цезаря» ; (2) в речи следует соблюдать ритм;(3) речь должна быть простой, краткой и ясной; (4) следует знать предмет спора; (5) аргументатор должен возбуждать в слушателях гнев, ненависть или скорбь, а затем склонять к мягкости и милосердию; (6) речь должна соответствовать уровню знаний и способностей слушателей.
11 В Средние века главным способом аргументации было обращение к прошлому и к авторитетам. В качестве образцов выступали Аристотель и Цицерон.В позднее Средневековье практика аргументации развивалась в университетах и при обсуждении богословских и политических проблем на церковных соборах, а также на городских советах и в рейхстагах. Значительных теоретических разработок теории аргументации не произошло.В Новое время появились оригинальные работы по научной аргументации. В России развитие практики и теории аргументации наблюдается после судебной реформы 1864г. (суды присяжных), Манифеста 17 октября 1905г. и в самые первые послереволюционные годы. Важным фактором формирования убеждений в XIX—XXI вв. является пропаганда (форма коммуникации, представляющая только одну сторону аргумента. В отличие от обычных способов преподнесения информации пропаганда является преднамеренной и делает акцент на манипулирование для достижения заранее поставленных целей).
12 Логико-фактуальные основы аргументации.Аргументация — это обоснование какого-либо знания посредством других знаний или фактических данных и логики.Исходя из определения, в аргументации можно выделить три части: знание (положение), которое обосновывается, знания (положения) и фактические данные, посредством которых происходит обоснование, а также логические средства (логику аргументации). Т.е. в процессе аргументации нужно еще установить логическую связь аргументов с тем положением, которое обосновывается.
13 *Знание, которое обосновывается, тезис аргументации *Знания и фактические данные, используемые при обосновании тезиса - аргументы (основания, доводы) *Форма аргументации - логическая структура аргументации, т.е. логическое отношение между аргументами и тезисом. Частным случаем аргументации является доказательство. Доказательство — это полное обоснование какого-либо положения с использованием логических средств и полностью обоснованных положений или фактических данных

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена