1 |
Аргументацией называется обоснование каких-либо знаний посредством других знаний или фактических данных и средств логики. Под знанием понимается не только то, что может быть выражено в качестве суждений, но и — в качестве норм, оценок, приказов, решений, проблем, гипотез, концепций и т. д. |
2 |
Из истории аргументации. Учение об аргументации возникло в 1-м тыс. до н. э. в Индии и Греции как ответ на запросы общественной жизни. В Древней Индии в этот период существовали различные философские школы и религиозные учения. Дискуссии между ними были постоянным явлением.В Брихадараньяка-упанишаде описывается случай, когда правитель назначил награду победителю религиозной дискуссии в тысячу коров, к рогам каждой из которых привязал по десять монет. Информация о дискуссиях содержится в эпосе Махабхарата». |
3 |
Красноречие в Древней Индии. Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые теории. Воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен был быть результат спора. Если спорили только два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни — бросаться в реку или со скалы, или сделаться рабом победителя; перейти в его веру. Если то было лицо, пользовавшееся уважением, например, достигшее звания вроде государева учителя и, следовательно, обладавшее огромным состоянием, то имущество его отдавалось часто бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить. Понятно, что эти выгоды были большой приманкой для того, чтобы направить честолюбие индийцев в эту сторону. Но всего чаще мы видим (особливо впоследствии), что спор не ограничивался личностями, в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор. |
4 |
Красноречие в Древней Греции. Интерес к разработке учения об аргументации в Древней Греции, особенно в Афинах, был обусловлен запросами практики судебных и политических дискуссий. Искусство аргументации применялось для принуждения больших масс людей (демоса) принимать те или иные решения. Древние греки и римляне создали образцы аргументаций и учение об аргументации. Искусством убеждения масс в V в. до н. э. прославился афинский военный и политический деятель Перикл, получивший прозвище «Олимпиец» за ораторские способности. Перикл искусно владел стратегией и тактикой аргументации.На этапе борьбы за власть он призывал к свободе. Ему удалось преодолеть ареопаг и изгнать своего главного политического соперника Кимона посредством остракизма. Перикл получил власть практически над всей Грецией. После этого он сменил демократическую политику на аристократическую. |
5 |
Специальными трудами по теории аргументации являются произведения Аристотеля «Риторика», «О софистических опровержениях», «Топика». Аристотель развивает диалектическую линию в учении об аргументации. Соотношение диалектики, логики и риторики, по Аристотелю, таково: логика включается в диалектику, а последняя в риторику. Задача логики — описывать способы рассуждения, действительные и мнимые, мы бы сказали: правильные и неправильные; задача диалектики — находить способы доказательства и подтверждения, тоже действительные и мнимые. Задача риторики шире. Ее задача — находить возможные способы убеждения, в том числе неаргументативные. " Дело ее [риторики] .. в каждом данном случае находить способы убеждения.. Кроме того очевидно, что к области одного и того же искусства относится изучение как действительно убедительного, так и кажущегося убедительным, подобно тому, как к области диалектики относится изучение как действительного, так и кажущегося силлогизма: человек делается софистом не в силу какой-нибудь особенной способности, а в силу намерения, с которым он пользуется своим дарованием». |
6 |
Средства (приёмы риторики) по Аристотелю (факты, логика, психология и проч.). В убеждающем воздействии Аристотель выделяет (1) фактические данные: доказательства (в праве), нормы (права), свидетельства экспертов, авторитетов и т. д., т. е. что дано и что может выступать в роли аргументов. Это то, что не создано аргументатором. Кроме этого Аристотель выделяет то, что создается аргументатором: (2) приемы риторики — способы убеждения. «Что касается способов убеждения, доставляемых речью, то их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего [убеждение посредством особенностей личности аргументатора], другие — от того или другого настроения слушателя [убеждение посредством особенностей оппонента или аудитории, посредством особенностей слушателей, адресата аргументации], третьи — от самой речи [способы действительной или мнимой аргументации, способы неаргументативного воздействия]. Эти последние заключаются в действительном или кажущемся доказывании. .. Ими может пользоваться только человек, способный к умозаключениям и к исследованию характеров, добродетелей и страстей». |
7 |
Обобщая сказанное, у Аристотеля можно выделить следующие составные части процесса убеждения: (1) фактические данные, (2) логические и методологические средства, (3) неаргументативное сопровождение или замещение аргументации (психологические и иные приемы, использование страстей). Фактические данные могут искажаться, требования логики и методологии — нарушаться (алогизмы, методологические уловки), неаргументативное сопровождение — способствовать формированию не соответствующего действительности убеждения. |
8 |
Аристотель выделяет «нравы (черты характера) людей в различных возрастах. Юность, старость, зрелый возраст. Черты характера людей благородного происхождения, людей богатых, людей, обладающих властью, людей счастливых (удачливых); Кроме речей и философских работ до нас дошли специальные произведения Цицерона по теории ораторского искусства: «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор». Цицерон выделял следующие обязанности аргументатора: (1) очаровывать (формировать доверие к аргументатору), (2) обосновывать посредством аргументов и средств логики, (3) волновать (эмоционально возбуждать аудиторию). |
9 |
Становление Цицерона оратором. Начав адвокатскую практику во время диктаторского режима Суллы, Цицерон смог проявить всю мощь своего таланта и начать блестящую карьеру судебного и политического оратора только после смерти диктатора в 76 г. до н. э. Политическое признание пришло к Цицерону в 70-м г. до н. э., когда в консульство Помпея и Красса, двух вождей демократического блока, были окончательно отменены последние остатки сулланского режима. В процессе над Верресом, одним из бывших ставленников Суллы, противником Цицерона оказался знаменитый адвокат Гортензий. После блестящей обвинительной речи Цицерона Гортензий отказался от защиты Верреса, полностью признав победу обвинения. |
10 |
Важным вкладом Цицерона в учение об аргументации являются его рекомендации: (1) о тактике формулировки тезиса. «Предположим, например, что ваш клиент был обвинен в убийстве. Первая линия защиты заключается в отрицании фактов: Нет, мой клиент не делал этого. Если это невозможно, оспаривайте определение данного действия: "Несомненно, она убила его, но это не было убийством". Если и это не удается, подвергните сомнению качество деяния: "Да, это было убийство, но убийство из добрых побуждений и при смягчающих обстоятельствах". Когда все остальное терпит неудачу, ставьте под сомнение право трибунала вести данный процесс: Этот суд не имеет никаких полномочий судить жену цезаря» ; (2) в речи следует соблюдать ритм;(3) речь должна быть простой, краткой и ясной; (4) следует знать предмет спора; (5) аргументатор должен возбуждать в слушателях гнев, ненависть или скорбь, а затем склонять к мягкости и милосердию; (6) речь должна соответствовать уровню знаний и способностей слушателей. |
11 |
В Средние века главным способом аргументации было обращение к прошлому и к авторитетам. В качестве образцов выступали Аристотель и Цицерон.В позднее Средневековье практика аргументации развивалась в университетах и при обсуждении богословских и политических проблем на церковных соборах, а также на городских советах и в рейхстагах. Значительных теоретических разработок теории аргументации не произошло.В Новое время появились оригинальные работы по научной аргументации. В России развитие практики и теории аргументации наблюдается после судебной реформы 1864г. (суды присяжных), Манифеста 17 октября 1905г. и в самые первые послереволюционные годы. Важным фактором формирования убеждений в XIX—XXI вв. является пропаганда (форма коммуникации, представляющая только одну сторону аргумента. В отличие от обычных способов преподнесения информации пропаганда является преднамеренной и делает акцент на манипулирование для достижения заранее поставленных целей). |
12 |
Логико-фактуальные основы аргументации.Аргументация — это обоснование какого-либо знания посредством других знаний или фактических данных и логики.Исходя из определения, в аргументации можно выделить три части: знание (положение), которое обосновывается, знания (положения) и фактические данные, посредством которых происходит обоснование, а также логические средства (логику аргументации). Т.е. в процессе аргументации нужно еще установить логическую связь аргументов с тем положением, которое обосновывается. |
13 |
*Знание, которое обосновывается, тезис аргументации *Знания и фактические данные, используемые при обосновании тезиса - аргументы (основания, доводы) *Форма аргументации - логическая структура аргументации, т.е. логическое отношение между аргументами и тезисом. Частным случаем аргументации является доказательство. Доказательство — это полное обоснование какого-либо положения с использованием логических средств и полностью обоснованных положений или фактических данных |
Комментарии