1 |
101. Дистинкция – установление различия между исследуемыми предметами или отдельными мыслями в процессе познания;Дифференциация – разделение целого на части обусловленные каким-либо признаком;Дихотомия – последовательное деление на две части, затем каждой части снова на две и т.д. Поменяй критерии и что угодно будет чем угодно;Объяснить — это значит найти такой способ рассуждения, чтобы непонятное и неясное стало очевидным;Любая цитата вырвана из контекста. |
2 |
Логические построения по своей сути просты и однозначны. С их помощью (путем тавтологических преобразований типа «а есть а») мы проверяем, обозначают ли разные высказывания одно и то же, т. е. тождественны ли они друг другу. Подобные построения однозначно понимаемы даже лишенным разума компьютером. Отказ от логики равносилен отказу от выявления одинаковых утверждений, а значит, и от использования естественного языка. Хотя бы потому, что только с помощью отождествления можно убедиться, что высказанная мною мысль правильно понята собеседником. Без отождествления невозможна обратная связь, невозможно осуществление продуктивной коммуникации. |
3 |
Логика никогда не может логически обосновать сама себя. Это первыми осознали математики, когда стали пытаться доказать кажущиеся не слишком очевидными аксиомы (типа пятого постулата Эвклида) и пришли к глубокому кризису оснований своей науки.Нельзя объяснить самоочевидность логическими средствами. Но из-за этого не стоит пытаться отказаться от логики, хотя подобная точка зрения с достойной лучшего применения регулярностью встречается в истории культуры. Ибо логика — всего лишь упрощенный и универсальный язык общения (в том числе общения с самим собой), существующий для того, чтобы иметь возможность максимально однозначно выражать свои мысли. Отказ от логики - это отказ от надежды на проверку правильности (т. е. однозначности понимания) совершаемых коммуникаций. |
4 |
Критика мистического познания мира. Мистик не способен оценить правильность переживаемых им состояний — они ему непосредственно даны и только. Психологическая достоверность переживаний не означает их объективной достоверности. Это хорошо известно в психиатрии. Не случайно, например, бредовые идеи, определяются как такие, которые субъективно воспринимаются как априорно данные и не нуждающиеся в обосновании, как ложные, но непоколебимые убеждения. Более того, человек может психологически достоверно переживать то, что субъективно он сам не считает объективной реальностью. К. Ясперс подробно анализирует отличие истинных галлюцинаций, которые психологически достоверно переживаются как реальность, и псевдо-галлюцинаций, когда человек психологически достоверно воспринимает нечто, что осознается им, тем не менее, как не присущее реальности. Но это значит, что чувство достоверности и суждение о реальности — даже субъективно разные вещи. Раз нужна специальная тренировка сознания, чтобы узреть Истину, то как проверить, что сознание натренировалось именно так, как требовалось? Ведь для мистиков чрезвычайно важно подлинное мистическое переживание состояний просветления (откровения, озарения, благодати) отличать от подделки, настоящих пророков — от лжепророков, постигшего Истину — от впавшего в исступление сумасшедшего. А в рамках мистического подхода нет понятных оснований для различения. Каждый, кто чувствует себя пророком, может считать себя таковым. О тождественности чувства внутреннего постижения для всех по-разному называемых мистических переживании говорят многие |
5 |
Предмет логики – мыслительные формы, свойства и правила, которым они подчиняются, законы связи между мыслями + ошибки, связанные с нарушением законов логики. Формы мысли (элементарные): понятие, суждение (=логическая связь двух понятий), умозаключение (два суждения). Мысль – обобщённый, отвлечённые, абстрактный, идеальный «образ» чего бы то ни было, рождающийся в языке и сознании человека. |
6 |
Язык vs. мысль. Язык – знаковая система, которая основана на оперировании наглядно представимыми физическими объектами - знаками. Термины – специальные слова. Символы – особые знаки. Мысли – элементы мыслительного процесса, которые идеальны и проявляются через знаковые системы. |
7 |
История концепта логика. Логика от греч. логос = «мысль», «слово», «речь», «мировой порядок», «закон», «принцип», «понятие», «суждение», «предложение», «разум» Логика в обыденном словоупотреблении: (1) закономерная связь предметов и явлений вещественного мира. (2) Закономерная взаимосвязь между мыслями в рассуждениях того или иного человека (пр. «железная логика») Логично – последовательно, обстоятельно = мысли связаны по закону некоторой предметной области; «всякая последующая вытекает из предшествующей по необходимости» **Со времён Аристотеля логика = диалектика. Но с 1662 «Логика, или Искусство мыслить» (А.Арно, П.Николь). Искусство мыслить – действие с мыслями по определённым правилам. |
8 |
Законы логики. Восходят к Аристотелю. Встречались в "Органоне" и "Метафизике". Рассматривались как принципы разума в виду их умозрительной очевидности. 4-ый введён Лейбницем.Тождества –А=А, А есть А;Противоречия (противоречащие друг другу мысли не могут быть истинными) = неверно, что истинно А и не-А; Исключения третьего – (из двух противоречащих мыслей истинна только одна, а другая ложна) = истинно А или истинно не-А = Tertium non datur;Достаточного основания – «аксиома...ничего не бывает без основания». |
9 |
Мигунов о согласии (с чьим-то мнением).Чаще всего нас интересует не истина, а согласие. Это нормально (про склонность к конформизму).Что значить «быть согласным с кем-то»? Я согласен с X = согласен с твоим пониманием X. Разумный человек отвечает не только за то, что он говорит, но и за то, что СЛЕДУЕТ из того, что он говорит.Вот почему необходимо анализировать его предшествующее рассуждение!Какова единственная основа для убеждения/переубеждения в чём-то?Вы можете что-то принять, только если это непротиворечиво вписывается в вашу картину мира. |
10 |
Истина и правдоподобность. Правдоподобные (вероятностными рассуждениями) – все недедуктивные рассуждения, в которых заключения не достоверны, а лишь вероятны в той или иной степени. Термин «правдоподобность» означает сходство, подобие с истиной, и на этом основании в традиционной логике правдоподобные рассуждения резко противопоставлялись дедуктивным умозаключениям. |
11 |
102. Посылки – исходные суждения умозаключения. Суждение может быть истинным или ложным.«Из двух суждений следует третье с необходимостью».Рассуждения может быть правильным или неправильным.Какова правильная форма рассуждения?Правильная форма рассуждения – та, при которой истина неизбежна.В каком случае форма рассуждения неправильная? В ситуации, когда истинность умозаключения не гарантируется при истинности посылок. Какова главная методическая задача изучения курса формальной логики? Нужно научиться фиксировать форму!!! |
12 |
103.Изучая логику мы не выясняем, как устроен мир, мы наводим порядок в собственном разуме, т.е. выстраиваем порядок в понятийной системе. Упорядоченная система понятий – пререквизит для изучения окружающего мира. Далее, эту понятийную систему необходимо дополнить исследуемой предметной областью и вносить коррективы, если вдруг выяснится, что она неадекватна. Понятие – форма мысли , отражающая общие специфические и существенные свойства предмета или класса предметов. Общие признаки – признак, с точки зрения которого, предметы, входящие в некоторый класс, неразличимы = общие для всех (пр. столы – «стольность»). Специфические – признаки, с точки зрения которых, мы различаем предметы друг от друга. Существенные признаки – свойства, определяющие природу данного предмета.!Один и тот же признак является И ОБЩИМ И СПЕЦИФИЧЕСКИМ, И СУЩЕСТВЕННЫМ. |
13 |
Треугольник значений (Семантическая модель Фреге). Знак (понятие) выражает смысл, смысл - значение; знак обозначает значение (предмет). Знак посредством смысла выхватывает предмет (из реальности)**Ранее предмет называли означаемым. |
14 |
Методы формирования понятия (5)/структура познавательного акта. Анализ (в широком смысле) – мысленное расчленение предмета на составляющие его признаки; Анализ (как метод формирования понятия) – фиксация общих и специфических признаков предмета;Синтез (в широком смысле)– мысленное соединение признаков содержания понятия. Сравнение – фундаментальная мысленная операция для фиксации специфического признака предмета;Фиксация признаков предмета вне сравнения невозможна; Признак – результат сравнения. Его фиксация, как спецификация от чего-то другого; Абстрагирование – мысленная операция, выделения, отвлечения признаков/хар-к относительно предмета, с целью мыслить эти признаки сами по себе => формируем абстрактное понятие, в содержание которого эти признаки входят. Обобщение – объединение предметов в класс на основании общности выделяемого признака. !Невозможно совершить операцию абстрагирования не совершая операции обобщения.Отвлечение признака предмета – автоматическое формирование класса предметов. Эти операции = аспекты познания. Не отдельные друг от друга совершаемые операции,это аспекты единого действия, познавательного акта. Мы лишь выделяем ту/иную стороны, т.к. невозможно выделить 1 операцию без других. |
15 |
Содержание и объём понятия.Содержание и объём – структурные элементы понятия, связанные соответствующим законом. Структура – взаимосвязь количественной (объём) и качественной (содержание) стороны предмета. Содержание – совокупность существенных признаков понятия, мыслимых в данном предмете и выражающихся соответствующим классом предметов.Содержание понятий фиксирует смысл, который мы вкладываем в то или иное понятие. Эти признаки принадлежат предмету. Смысл вещей формируется, когда мы делаем их предметом мысли. Вещи не обладают смыслом, в мире смысла нет. Смысл – результат познания, формирующийся в попытке понимания сущности предмета. Объём - совокупность видовых понятий, по отношению к которым мы мыслим данное понятие. Изменение объёма – добавление признака, обедняющего понятие. Закон обратной зависимости: всякое изменение содержания понятия ведёт к обратному изменению его объёма. И наоборот. Чем богаче содержание, тем меньше объём. Чем меньше объём понятия, тем богаче содержание. Меняем содержание. Пр. было студент, стало студент СПбГУ, объём стал меньше.Форма мысли, в которой фиксируется некоторое знание людей через констатацию неких признаков. |
16 |
Понятие VS чувственные формы познания. Абстрактное VS чувственное мышление. Понятие – продукт (результат) абстрагирования, элементарная единица абстрактного мышления. Понятие нельзя высказать, его можно только помыслить!! Всякая мысль, явным образом выражаемая нами, фиксирует именно отношения между понятиями. Чувственная форма познания представляет некоторые наглядные образы чувственно воспринимаемых предметов. ощущение; восприятие; представление; Понятия лишены наглядности, не изображают, ни рисуют класс предметов. В понятии фиксируются только существенные признаки предмета. В чувственных формах познания объект предстаёт в его единичности и индивидуальности. Vs. Понятие – лишь общие признаки класса предметов. |
Комментарии