1 |
Генезис МЗП. Психическое благополучие человека достигается через достаточное совпадение идеального представления о себе с реальным, чему служит поступление новой информации, подкрепляющей его картину мира. При намечении расхождений, возникает внутреннее напряжение, мотивирующее к изменению идеального или реального представления о себе, или же отказаться от восприятия информации вообще. Как следствие, происходит дисбаланс представлений, приводящий к включению инстанции, создающей защитные механизмы психики. Критерий активации системы защиты - наличие потенциально травмирующего, угрожающего инфосигнала. Цензура отсеивает опасные сигналы. Роль фильтра выполняют уровни самоуважение. |
2 |
Cистема стабилизации личности устраняет или минимизирует отрицитальные эмоции , когда есть опасность возникновения чувств тревоги и угрызения совести как реакции на критическое рассогласование собственных представлений о мире с новой информацией. Она же препятствует удовлетворению антисоциальных, инстинктивных потребностей и заставляет влечения искать обходные пути, частичные или символические способы их реализации. Наиболее изученные формы психологической защиты (как преобразования травмирующей информации) получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис. |
3 |
Те формы защиты, которыми человек пользуется неизменно, придают его личности неповторимый облик. Стиль защиты определяется ведущей формой из всего набора и обнаруживается как черта характера в степени открытости внутреннего мира внешнему наблюдению. |
4 |
Отрицание — это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторое содержание ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания. При отрицании переориентируется внимание. Его направление меняется так, что человек становится особо невнимательным к сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями, могут его травмировать. Тем самым он превентивно (с опережением) отгораживается от них. Например, страх перед неудачей, когда человек стремится избегать положений, грозящих, по его мнению, поражением. Если уклониться полностью невозможно, поведение может стать парадоксальным, поскольку внимание становится «дырчатым». Например, в ситуациях больших катастроф всегда есть определенный процент пострадавших, защитная психическая реакция которых выражается в полном отрицании, казалось бы, вполне очевидных событий. |
5 |
Обобщенная оценка значимости информации производится при предварительном восприятии ситуации и ее грубой эмоциональной оценке как «нечто нежелательное». Подобная оценка приводит к такой перенастройке внимания, когда детальная информация об этом опасном событии полностью исключается из последующей обработки. Тогда человек либо отгораживается от новых сведений («есть, но не для меня»), либо не замечает их, считая, что их нет. Так или иначе, но возникает как бы внутренняя эмиграция. Избегаются темы, ситуации, книги, кинофильмы, подозреваемые в провоцировании у себя нежелательных эмоций. Например, утверждение «Я верю» обозначает некоторое особое состояние психики, при котором все, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию не восприниматься. Вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когда, сам того не подозревая, человек подвергает ее тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры. В отличие от других защитных механизмов, отрицание осуществляет селекцию сведений, а не трансформацию их из неприемлемых в приемлемые. При подавлении защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы. В этих условиях соответствующие следы снабжаются как бы специальными метками, которые и затрудняют последующее произвольное их вспоминание — блокируют их, — хотя информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется. Как известно, для закрепления следов в долговременной памяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены — маркированы. Необходимая эмоциональная окраска (оценка) определяет в последующем доступность следов произвольному воспоминанию. Когда человек устраняет мысль о том, что он не хочет или не может сделать, он говорит себе так: «Не так-то уж и нужно было. Есть вещи поважнее», тем самым обнаруживая негативную эмоциональную маркировку. |
6 |
Деформация психических актов. Если человек усилием воли старается нечто подавить, забыть о чем-то пережитом или мысленно отталкивает это от себя, устраняя намерение, то соответствующие психические акты деформируются. Возникающая деформация осуществляет диссоциацию следов в памяти, т. е. их разделение на разрешенные к произвольному воспоминанию и неразрешенные. Поэтому подавление и обнаруживается в разрывном характере воспоминаний — из общей картины прошлых событий что-то оказывается запрещенным к воспроизведению. Причем не все негативные события подавляются в равной мере. Чаще подавляется переживание сексуальных побуждений, страха, собственной слабости, агрессивных намерений против родителей и др. |
7 |
Доступность подавленной информации для сознания. Сведения, подавленные, неразрешенные к вспоминанию и сохраняемые в бессознательном, не абсолютно недоступны для сознания. Бывают моменты, когда сознание угадывает глухую и невнятную их речь. Как писал Л. Н. Толстой: «Только в самой тайной глубине души своей Пьер говорил себе, объясняя свою распущенную жизнь, что сделался таким не оттого, что природа влекла его к этому, а оттого, что он влюблен несчастливо в Наташу и подавил в себе эту любовь». |
8 |
Фрейдианские симптомы подавления. Поскольку подавление воздействует на информацию, когда она уже продвинулась до системы памяти, то эта информация успевает обрасти физиологическими (вегетативными) компонентами. Они сохраняются и могут проявляться в обмолвках, описках, неловких движениях, навязчивых состояниях, т. е. в разнообразных симптомах. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавленной информацией. Если удастся создать условия для осознания причин конфликта, то он поддается управлению. Его можно ослабить или вовсе нейтрализовать с помощью мыслительной деятельности, направленной на перестройку иерархии личностных ценностей. |
9 |
Рационализация — это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. При этом неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде. Главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не подтверждаемое объективным анализом, или попытка оправдать неудачу и недостижение цели. Пр. пассивный говорит, что его излишняя уступчивость — следствие душевной деликатности; агрессивный, что, как сильный человек, он не может позволить никому «сесть себе на шею», а равнодушный, что он независим и самостоятелен. В этих случаях решение, как поступить, принимается подсознательно и человек не осознает стоящих за таким решением подлинных сил, но когда поступок совершен, он берет на себя задачу найти для него оправдание, чтобы убедить себя и других, что он действовал в соответствии с реальной ситуацией. |
10 |
Рационализация может противоречить фактам и законам логики, но это необязательно. Она может быть разумной и логичной. В этом случае ее иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным. Пр. Например, некто утверждает, что его профессиональная некомпетентность проистекает из физического недомогания: «Избавиться бы от головных болей, я бы сосредоточился на работе». В этом случае советы подлечиться, не перегружаться, расслабиться, очевидно, не помогут, если этот человек потому и болен, что на службе от него нет никакого толку. |
11 |
Компоненты рационализации. Осознаваемые (после вторжения рационализации) причины поведения - смесь из ложной информации (предубеждений, предрассудков), т. е. трансформированных мотивов, в которую включены островки истины (констатация самого события). Наличие в этой смеси элементов истины придает человеку ложную уверенность, будто истинна и вся смесь. Пр. не желая признаться себе, что совершил поступки по эгоистическим мотивам, он так «хорошо» все себе объясняет, что сам начинает верить в «чистоту своих помыслов», или, не имея душевных сил признаться самому себе в том, что потерял хорошую должность по собственной вине, убеждает себя в том, что ушел с работы добровольно. Аналогично ведет себя уязвленный, подавленный страхом получить отказ в общении, человек, когда он, защищаясь, заявляет, что другие ему и не нужны, объявляя тем самым, что свобода общения воспринимается им как бремя и ответственность. |
12 |
Рационализация — это всегда выдача себе индульгенции, т. е. это оправдательное отношение к своему поведению и своим принципам. При этом человек может быть уверен в своей искренности. Однако субъективная убежденность в собственной откровенности ни в коем случае не служит критерием истинности. Мотив поступка необязательно совпадает с причиной, предшествовавшей действию, поскольку оправдательные мотивы часто выдвигаются и осознаются после совершения действия. Пр. непосредственной причиной драки с хулиганом может выступать необходимость самозащиты, а при последующем объяснении выдвигается мотив сохранения человеческого достоинства, убеждение в социальной вредности хулиганства. |
13 |
«Зелен виноград». Когда защита не включилась своевременно, возникший диссонанс переживается как тревога, сожаление. Не получив желаемого и огорчаясь по этому поводу, человек, утешая себя, говорит: «Не очень-то и хотелось». Этот вариант рационализации побуждает обесценивать или дискредитировать недоступные блага. Т.е. при нехватке сил и воли для совершения намеченного, человек, преувеличивая трудности для совершения намеченного, уговаривает себя, что делать этого и не надо. Пр.Героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова хочет освободиться от мысли об измене своей любви к князю Андрею. «После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила, что она никогда не любила князя Андрея...» «Сладкий лимон». Он направлен на преувеличение ценности уже имеющегося блага и значимости достигнутого результата. Идет ли рационализация по типу «Зеленый виноград» или «Сладкий лимон», все равно в ней проявляется неудовлетворенность собой и своими поступками и потребность в самооправдании. |
14 |
Потеря актуальности. Если задачу, которая в момент решения воспринималась как интересная и актуальная, решить не удалось, отношение к ней изменяется. Теперь, играя на понижение, человек склонен оценивать ее как несодержательную и неактуальную. Аналогичные механизмы рационализации вмешиваются и в таких, например, случаях, когда толстая девочка, не игнорируя самого факта избыточного веса, трактует его как преимущество (женственность). Пр. Во многих случаях эмоциональная несдержанность, приводящая к частым конфликтам в общении, трансформируется и представляется их виновникам как принципиальность, душевная тонкость, артистичность или как нежелание перекладывать свои беды на плечи друзей и близких, т. е. как своеобразный вид альтруизма. |
15 |
Рационализация — это поиск ложных оснований, когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным для себя способом. Пр. в обычных объяснениях алкоголиков используются мотивировки, приемлемые для окружающих и самого пьющего, при которых он сохраняет возможность представить себя как жертву неблагоприятных обстоятельств и может почувствовать себя правым. |
16 |
Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания (забывания) не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Вытеснение направлено на то, что раньше было осознано хотя бы частично, а запрещенным стало вторично и поэтому удерживается в памяти. Оно означает, что в дальнейшем этому побуждению, хотя оно существует, не позволяется вступать в область сознания. Условие вытеснения - результат сравнения новой информации с идеалом «Я». |
17 |
Ошибки припоминания - следствие вытеснения возникают из-за давления внутреннего протеста, изменяющего ход мысли. Анализируя материал, относительно которого у человека обнаруживается постоянная рассеянность или упорная забывчивость, можно увидеть его скрытые побуждения. Бессознательное неподвластно времени. Событие, ранее вытесненное и через много лет вновь введенное в сознание, не теряет своего эмоционального заряда и действует на сознание с прошлой силой. В этом смысле и говорят о непоправимости, некорректируемости вытесненного позднейшими переживаниями. Изменение возможно только в сознании, т. е. в условиях проторения произвольного доступа к такой информации. Разрядка напряжения наступает тогда, когда сознательный мыслительный процесс проникает до места, где хранится нечто ранее вытесненное, и там преодолевает его сопротивление. |
18 |
Поскольку события, вытесненные в бессознательное, сохраняют эмоциональный энергетический заряд, постольку они постоянно ищут возможности выхода наружу — пробиваются в сознание. Для удержания их в бессознательном состоянии требуется непрерывный расход энергии. В то же время, когда вытесненное влечение делает попытку пробиться в сознание, субъективно это ощущается как переживание тревоги, беспричинного страха. Таким образом, благодаря вытеснению некоторые влечения не могут быть удовлетворены, но они уносят с собой в подсознание энергетический заряд, провоцирующий повышение общей эмоциональности и тревожности, которые, в свою очередь, побуждают человека менять логику. В этом случае под давлением вытеснения используется особая — аффективная (черно-белая) логика, связанная с предпочтением крайних вариантов в оценке действительности. |
19 |
при сильном эмоциональном возбуждении человек склонен допускать в сознание только те представления, которые благоприятствуют его страстям, другие он сразу вытесняет. (В упор не видит и не слышит, т. е. не воспринимает факты, противоречащие чувствам). См. Hot-cold empathy gap - A hot-cold empathy gap is a cognitive bias in which people underestimate the influences of visceral drives on their own attitudes, preferences, and behaviors. It is a type of empathy gap. Как вернуть вытесненное в сознание? Оно может пробиться в сознание при условии, если факт не отрицается, но отрицается его логичность, т. е. правильность отношения к нему. «Это было, но мы с ним не согласились!» Это способ принять к сведению вытесненное как (по какой-либо причине) должным образом необоснованное, в свое время неправомерное, а потому тогда и непринятое. В этих условиях содержание вытесненного уже может достигнуть сознания, а его эмоциональное сопровождение, из-за которого произошло вытеснение, нейтрализуется. Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Специфическое забывание при алкоголизме — тоже следствие защиты. Она связана с потребностью социально-психологической адаптации. |
20 |
Когда вытеснение неполное, то обычно остается невытесненным отношение человека к истинному мотиву. Оно сохраняется и проникает в сознание в трансформированном виде как чувство немотивированной тревоги, сопровождающейся иногда соматическими явлениями. Например, у ученика, относящегося с отвращением к урокам игры на фортепиано, вдруг могут появиться спазмы или судороги в руках. Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к новой оценке травмирующей ситуации (и тем самым снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов. |
21 |
Проекция — вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других. По сути, способ перекладывания ответственности за собственные ошибки и промахи на других. Генезис проекции. Появляясь в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты и у взрослых. Субъективно проекция переживается как отношение, направленное на Вас от Них, тогда как дело обстоит как раз наоборот. При проекции человек начинает обвинять других в том, что они раздражены, в то время как испытывает раздражение сам, заявляет, что его не любят, хотя в действительности разлюбил сам, упрекает других в своих ошибках. |
22 |
Проекция — эхо неосознаваемых установок, которое освобождает человека от тревоги обнаружения той или иной тенденции у себя. При обнаружении нежелательных качеств у других ослабевает чувство вины, и это приносит облегчение. Побочные продукты проекции — ирония, сарказм, враждебность. При реализации проекции границы «Я» сдвигаются так, что неприемлемые аспекты своего «Я» считаются принадлежащими другим. Иногда, наоборот, объем «Я» расширяется и становится возможен «захват», когда за свое принимается то, что принадлежит другим личностям, — это идентификация. Так или иначе, это механизм вторжения одного «Я» в «пространство» другого. В этом смысле проекция — форма защиты, приписывающая для ослабления чувства вины собственные пороки и слабости другим. |
23 |
Проекция как копинг-стратегия. Смещение границ «Я» дает возможность относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи. А если они снаружи, то к ним можно применить способы разрешения проблем, применяемые обычно по отношению к внешним вредностям. Пропуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек меняет его принадлежность — относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя (изменяя) тем самым вытесненную часть информации. Примеры: клятвопреступник не верит клятвам; вор каждого подозревает; вор свою дверь запирает и т. д. и т. п. |
24 |
Понимание существа проекции проясняет, почему приписывание одним человеком каких-либо неблаговидных поступков или свойств другому нередко оборачивается саморазоблачением первого и приводит к понижению для него привлекательности второго. Теория доминанты и вскрытие глубинных механизмов проекции. Ухтомский описал два феномена. Феномен двойника. Внутренее представление о партнере. Генезис – проекция на образ другого человека своих безнравственных качеств. Заслуженный собеседник. Идентификация. Результат переноса на себя глубокого интереса и уважения к другой личности. Ухтомский: «Когда люди осуждают других, то тем только обнаруживают своего же таящегося в себе двойника; грязному в мыслях все кажется грязным; завистнику и тайному стяжателю чудятся в других стяжатели; эгоист именно потому, что он эгоист, объявляет всех принципиальными эгоистами. Нет ничего обычнее, чем самоуверенные, циничные глаза торговца, которыми присматриваются друг к другу соседи: дескать, меня не надуешь, я-то тебя вижу насквозь, ибо ключ к тебе я всегда ношу с собой: это я сам...» |
25 |
Связь самооценки и проекции. Обладая положительной самооценкой, человек, как правило, уверен в себе и не нуждается в непрерывной демонстрации особых достоинств своей персоны. У него нет желания постоянно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек хронически недоволен собой, вследствие конфликта между желаемым и реальным образами «Я». Этот конфликт запускает механизм проекции и тем самым ведет к формированию установки отрицательного восприятия окружающих. Поэтому низкая самооценка — ключевое звено, повышающее вероятность возникновения проекции, а проекция играет заметную роль в формировании различных предрассудков: сословных, расовых и т. п. Удобный фон для реализации проекции создает алкоголь. На начальных фазах опьянения границы личности как бы размываются, при восприятии снижается различение свойств собеседника и собственных, что как бы временно уравнивает обоих и облегчает проектирование своих качеств на других. |
26 |
Почему мы любим тех, кому помогаем? Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны, зло, причиненное другому человеку, например жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика. |
27 |
Идентификация — разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого путем расширения границы «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Вообразив себя на месте модели, т. е. переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние сочувствия, соучастия, симпатии, т. е. почувствовать другого через себя и тем самым глубоко его понять. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается действовать. |
28 |
Генезис идентификации. Развивается идентификация в детских ролевых играх: дочки-матери, пожарники, космонавты и т. д., выступая одним из механизмов самопознания. Она увеличивает способность человека испытывать чувства наслаждения, единства и гармонии путем сопричастности к кому-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоуважения. Значение идентификации. Для СВЕРХ-Я: Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого, т. е. участвует в формировании «Сверх-Я». Отсюда ясно, как важно, чтобы ребенок имел возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества. Тогда он, включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей, использует их в дальнейшем как собственные. Из этих заимствованных элементов он формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. |
29 |
Герои. Идентификация с героем помогает человеку встать на его точку зрения, принять его способы восприятия окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов. Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что чувствует герой, и, таким образом, научиться интерпретировать свои сходные состояния. Способность восхищаться и любить тех, кто лучше нас, создавать себе идеалы предрасполагает к идентификации, тем самым формирует чувство собственного достоинства и повышает самоуважение. Самоуважение достигается в этом случае благодаря тому, что человек чувствует себя сопричастным к чему-то, что выше, лучше его. Ощущение такой сопричастности помогает преодолеть индивидуальную слабость, беззащитность, ощущение бесцельности своей жизни. Условия для идентификации. Для идентификации с кем-то нужна определенная мера сходства с ним, что усиливает чувство симпатии к нему, близости и дает старт процессам отождествления. |
30 |
Вспомним, что обижаемся мы только на того, кого любим. Почему? В этом случае у нас имеются ожидания, установки, т. е. мы знаем, как он должен вести себя, если тоже считает себя близким к нам. Допустим, обнаруживаются отклонения поведения в неблагоприятную сторону. Тогда возникают отрицательные эмоции как реакция на несоответствие, рассогласование ожидаемого и реального поведения. В основе такого огорчения — желание запрограммировать поведение близкого человека, ощущаемого как часть самого себя. Ограничения проекции и идентификации. Граница «Я», помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, может смещаться и приводить либо к тому, что отвергается то, что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку. Однако как исключительная центрированность человека на себе, так и полное уподобление другому, отождествление с его ценностями, означает прекращение развития собственной индивидуальности. Только уравновешенность этих взаимодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека. |
31 |
Отчуждение — психологическая защита, связанная с изоляцией, обособлением внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. При возникновении расщепления, диссоциации личности мышление (по локальным субъективным оценкам) становится отчужденным. При этом некоторые совокупности событий воспринимаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Тогда то, что происходит сегодня, не может быть сопоставлено с тем, что было вчера. Как следствие, изоляция провоцирует распад обычного функционирования сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать собственным восприятием, памятью, установками. При такой диссоциации психики способность перемещаться из одной изолированной зоны в другую сохраняется и, находясь в одной из них, человек может наблюдать за самим собой с позиции другой, т. е. как бы со стороны. |
32 |
Генезис отчуждения. Следствие избыточной изоляции друг от друга отдельных частей личности, развивается из нормальной способности принятия личностью различных жизненных ролей. Плюсы и минусы отчуждения. Если отчуждение остается в границах нормы, то оно расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков: дает возможность взглянуть на себя со стороны. Если же отношение между желаниями человека и возможностью их признания в себе разрываются, то отчуждение становится фактором, нарушающим самосознание. Отчуждение связано с диссоциацией путем отделения одной части личности человека (неприемлемой и травмирующей его) от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. Пока существует такое отщепление, достойная часть личности, переживая по поводу поступков недостойной, может отстраниться от нее. |
33 |
Функция отчуждения как МЗП. Анестезия . Отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания. При отчуждении мысли отделившейся части личности могут за счет проекции казаться «наведенными» и превращаться в «голоса». Психика расщепляется на части, взаимно исключающие друг друга (и поэтому порождающие границы). Но каждая вполне организована внутри себя и имеет свою логику. В результате отчуждения связь между травмирующим событием и его эмоциональной оценкой нарушается. Возникает некое отделение травмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Все это происходит, но как бы с кем-то другим. Крайние проявления отчуждения - состояния деперсонализации, дереализации, галлюцинирования и бреда. |
34 |
Отчуждение в следственной практике. Пр. когда человек, совершивший тяжкое преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственного участия в содеянном. Вернувшись из аффекта в нормальное исходное состояние, он не может вспомнить хоть что-нибудь из того, что делал в том состоянии, т. к. мысли этих состояний никак не связаны. Разрыв так глубок, что воспринимается личностью как два разных способа существования. Не отрицая своего присутствия в сцене убийства, утверждает, что не совершал этого поступка, поскольку не переживает его как собственный (вследствие вторжения защиты по типу отчуждения). |
35 |
Замещение — это вид психологической защиты от нестерпимой ситуации путем переноса реакции с «недоступного» объекта на другой — «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое. Суть: переадресация реакции. Функция замещения. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Разумеется, замена должна быть достаточно близкой к первично желаемому. Специфические реакции разрядки. Если желаемый путь реагирования закрыт, то нечто, связанное с исполнением нашего желания, ищет другой выход. Тогда можно наблюдать : «плевок с досады», «топот ногой», «удар кулаком по столу»... + смещение агрессии на козла отпущения. Все заменители служат отведению возбуждения, неспособного найти нормальный выход на исполнительную систему другим путем. Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые — ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает у человека тогда, когда близки их мотивы, т. е. они размещены на соседних или близких уровнях его (иерархически организованной) мотивационной системы. |
36 |
Чувства неуверенности, бессилия, беспомощности, возникающие от невозможности реализовать желаемое, могут обернуться стремлением к разрушению. В стрессовых ситуациях, в обстановке кризиса подобные агрессивные формы «замещения» учащаются. Характер поступка при замещении часто совершенно случаен, т. к. для человека важно лишь то, чтобы действие было способно обеспечить ему определенную «разрядку» в ситуации ущемления его интересов. Уже задним числом он будет трактовать эти поступки как проявление собственной храбрости, независимости и других положительных качеств. Важно отметить, что объектом разрушительных тенденций может стать и сам человек. Наконец, кроме агрессии и автоагрессии замещение может иметь вид «ухода из поля», например в работу, в религию и т. п. |
37 |
Обращение к новым ценностям как вид частичного замещения. Нередки мужчины, испытывающие к своей автомашине бОльшую нежность, чем к своей жене. Эффективность замещения. Замещение более эффективно (внутреннее напряжение лучше разряжается), если с его помощью удалось, хотя бы частично, достичь исходной цели.1.При невозможности побить обидчика возникает стремление оскорбить его.2.Характерна также инверсия, когда, несмотря на приложенные усилия, достичь желаемого не удалось или не получен вожделенный результат, человек, стремясь хоть как-то разрядить накопившееся напряжение, начинает исступленно ругать то, к чему он только что страстно стремился.3.Другой способ, когда исчерпав аргументацию в споре, человек приходит в ярость и срывается на крик. Замена мишени. Если невозможно не только побить или обругать обидчика, но даже как-либо обнаружить свое негативное отношение к нему, то напряжение разряжается заменой мишени: человек направляет свою агрессию на другого человека или предмет. При прочих равных условиях замещение одного действия другим эффектнее, чем замещение действия словом. Тем не менее стандартной формой замещения грубой силы, нацеленной на наказание или оскорбление действием, служат брань и словесные оскорбления. Они используются как предохранительные клапаны для выхода переполняющих человека чувств, предотвращая физическое воздействие. Эскапизм. В фантазии любая мечта — свершившийся факт: ничто не мешает нам там быть где угодно и кем угодно. |
38 |
Регрессия как подвид замещения. Если стоящая перед человеком задача слишком трудна и он не может сохранить поведение, пристойное для взрослого, он заменяет его низшими, детскими формами — эгоистическими и безответственными, когда допустимы и капризы, и истерики. Жане обратил внимание на то, что человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют высшие, взрослые формы поведения. Появляющиеся детские и незрелые формы демонстративны и призваны замаскировать, заместить, отодвинуть поведение, которое человек не хочет принять и осуществить. Особенно часто наблюдается у детей при лишении родителей, к которым они были очень сильно привязаны (например, при госпитализации в больницу), когда умевший ходить ребенок перестает ходить; начинает сосать палец в трудных ситуациях (что иногда проявляется не только у детей, но и у взрослых); возобновляется энурез (у не хотевшего ходить в детский садик или школу); умевший хорошо одеваться – как бы "разучивается" это делать; начинает хуже говорить и читать и т.п. Элементы психологической защиты в форме регрессии можно наблюдать и при некоторых психических заболеваниях (в частности, при сепарационных расстройствах у детей, при реактивных психозах). |
39 |
Ритуалы и навязчивые действия как структуры замещения. Ритуалы и навязчивые действия как непроизвольная реакция, позволяющая человеку удовлетворить запретное, бессознательное желание. Формы замещения изощренны и многообразны. Сноведение выделяют как отдельную. Сновидение — вид замещения, где происходит переориентация — перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. Когда у человека возникают внутренние трудности, он ищет выход из положения — пытается организовать деятельность, направленную на реальное изменение переживаемой ситуации. Если это не удается, включается один из видов защиты: желаемое замещается символами сновидения, и тем самым до некоторой степени облегчается бремя психической перегрузки. |
40 |
Функция сновидений. К работе сновидения относится превращение понятий, не зрительных по своей природе, в динамику зрительных образов. Исполнение желаний, не удовлетворенных в бодрствовании, в сновидениях имеет явную форму и скрытое за ним содержание. Мысль, которую человек додумать до конца не может, боясь допустить ее в сознание, часто приходит ему во сне, воплощаясь в образы. Это становится возможным, поскольку во сне цензура ослаблена, а подсознание продолжает свою работу, сводя воедино намеки, неосознанные ощущения и представления. Известно, что лица с ориентацией на социальный успех реализуют в сновидениях достижение желаемого поведения. Тяжелобольные видят сюжеты выздоровления. Острое состояние голода вызывает сны, связанные с употреблением пищи. Во время сна цензура ослабляется и из подсознания в ткань сновидений пробиваются истинные влечения и мотивы, вплетая в сюжет соответствующие образы. Важно подчеркнуть, что реализация в сновидениях осознаваемых и неосознанных желаний — это истинное замещение, поскольку переживания, сопровождающие сновидения, могут приводить к нормализации состояния во время бодрствования. |
41 |
Наиболее отчетливо разрядка возникшего напряжения и его переориентация обнаруживаются в сновидениях детей. Вот пример из коллекции Фрейда. Мальчик двух лет подарил любимому дяде корзину вишен. Вишни были очень вкусные, но он успел съесть из корзины лишь немного, о чем, видимо, очень жалел. Утром он проснулся с радостным сообщением: «Герман (это он сам) съел все вишни!». |
42 |
Анализируя сновидения, Фрейд разделил их на три группы. К первой он отнес сновидения, где вытесненные желания появляются в незамаскированном виде. Такие сны типичны для детей (корзина с вишнями). Во вторую он включил сновидения с дефицитом маскировки, проявляющимся и в фабуле сна, и в ощущениях страха перед разоблачением, который может сохраняться и после пробуждения. В третью группу вошли сны, где вытесненные желания хотя и обнаруживаются в фабуле сновидения, но в замаскированном виде. Примером проявления недостаточно замаскированного неудовлетворенного желания может явиться ситуация, красочно описанная в рассказе М. М. Коцюбинского «Сон»: «Что-то мутное оседало на сердце. Это начиналось дома, а заканчивалось здесь, в бесцветной городской скуке, словно длинная ржавая цепь... |
43 |
Средствами маскировки истинного желания в сновидениях служат специальные операции: сгущение, смещение и символизация. Сгущение — это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену, целостный образ. Например, Анна Каренина, героиня романа Л. Н. Толстого, почти каждую ночь видела один и тот же сон. Ей снилось, что оба вместе (Каренин и Вронский) были ее мужьями и они расточали ей свои ласки. Л. Н. Толстой [199] показывает здесь, как несовместимые желания Анны — жить в семье, сохранив сына, и жить с любимым, породившие у нее душевный конфликт, — слились в общей сцене. Причиной подобного сгущения послужила защита, создавшая возможность разрядить душевное напряжение. |
44 |
Смещение — замена в сновидении желания или объекта, которые не пропускаются цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми, менее тревожные и потому пропускаемые цензурой. Так, во сне нечто может смещаться и переноситься на другие персонажи, или от самой вещи к фетишу, или от одной части объекта к другой. Нередко первое время после смерти матери возникает конфликт между страстным желанием увидеть ее, хоть во сне, и травмирующими переживаниями по поводу ее смерти. Этот конфликт разрешается в сновидении с помощью смещения: появляется не сам образ матери, а какая-либо из любимых ее вещей или что-либо другое, связанное с ней по ассоциации. |
45 |
Символизация в сновидении связана с использованием особых форм маскировки. Фромм выделяет три типа символов: случайные, условные и универсальные. Условные — опосредованы социально. Они возникли как результат соглашения, и для них характерно отсутствие глубинной связи между самим символом и тем, что он обозначает. Случайные символы субъективно связаны с какой-либо ситуацией, важной лишь для данного лица. Универсальные — характеризуются глубинной объективной близостью символа с предметами и явлениями, которые он обозначает, и в этом смысле они общие для всех людей. |
46 |
Катарсис — психологическая защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости. Структура ценностей человека очень устойчива и инерционна. Поэтому изменения в ней могут происходить только в процессе значительных эмоциональных напряжений, накале страстей. Так, переживание сильного страха иногда способствует нравственному перерождению, пробуждению совести, благодаря которому происходит духовное обновление. Катарсис = у человека вдруг изменяется структура установок и появляется решимость действовать в новом направлении. Аналогичное по силе и результатам воздействие может произвести любовь. Недаром говорят, что любовь — это землетрясение души. Она наделяет человека новой жизненной позицией, преобразуя всю шкалу его критериев и ценностей. Для катарсиса ключевым моментом является усиление эмоций. |
47 |
Искусство и катарсис. Психическая травма может сгореть в мощных, драматических, болезненных и «шоковых» переживаниях. Потрясение приводит к духовному обновлению, глубокой трансформации внутреннего мира. Очистительная роль страданий в том, что в них сгорает вина, а вместе с ней зависимость и агрессивность. Человек обретает свободу в восприятии мира и открывается для духовного роста. Так, например, эмоциональное отношение к произведению искусства к герою драмы или трагедии непроизвольно актуализирует аналогичные житейские ситуации из личного опыта зрителя, усиливая сопереживание. Сочувствуя персонажам картины, пьесы, человек одновременно переживает собственное важное, болезненное и тревожащее событие. В этом сопереживании он иногда испытывает такое горе, страх и даже ужас, что в кипении всех этих эмоций реализуется катарсис, преодолевается, разрешается душевный конфликт и его собственное психическое состояние нормализуется. Переживание мощного творческого вдохновения для любого художника есть, в сущности, катарсис, при котором он очищается от душевных конфликтов, возвышается над собой, над своими предрассудками, становится способным преодолеть субъективность. Поэтому искусство реализует особые формы общественного сознания, достигая социально значимых целей — не познавательных, как наука, а направленных непосредственно на нравственное преобразование и совершенствование личности. |
48 |
Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в тот период, когда рискует лишиться их полностью. Тогда страх столь значимой потери ломает и перестраивает многие прежние установки и к миру, и к самому себе, устанавливая новую систему ценностей. В катарсисе достигается такой выброс эмоционального напряжения (на грани с аффектом), что в результате мощного чувственного потрясения человек приходит в состояние, в котором он оказывается способным произвести замену своих базовых критериев. Старые — как бы сгорают в пламени страсти. Сублимация — это защита путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом — творчество. |
49 |
В сублимационном процессе антисоциальные импульсы как бы меняют свое направление без внутреннего конфликта. Это наиболее адаптивная из рассмотренных форм защита, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Здесь, однако, замещается не сам объект (с неприемлемого — на приемлемый), а способ взаимодействия с ним. Способность большинства людей отвлекаться от первоначальной цели и находить удовлетворение в ином, допустимом с социальной точки зрения, т. е. сублимировать свои влечения, ограничена. Сублимация часто связана с десексуализацией, т. е. перекачкой избытка сексуальной энергии в увлечения художественной или научной деятельностью. Так, например, рисование может выступать как одна из форм сублимации. Оно позволяет отреагировать инстинктивные импульсы (и сексуальные, и агрессивные) и снижает опасность их внешних проявлений в социально опасной сфере. Многие освобождаются от устрашающих образов после их изображения. Нарисовать свои фантазии подчас легче, чем рассказать о них. Рисунок объективизирует внутренний конфликт и создает возможность через него контактировать с окружающими. В рисунке травмирующие переживания могут быть представлены без переживания чувства вины. Это, кстати, объясняет, почему рисование помогает при наркомании, заикании, афазиях и т. п. |
50 |
Однако существенное подавление реальной половой жизни или естественной (нормальной) агрессии не создает благоприятных условий для сублимирования стремлений, т. к. в этом случае активность и способность к эффективным решениям начинает слабеть. Половое влечение особенно пригодно для сублимации, поскольку оно приспособлено для замещения своей ближайшей цели на другую (в том числе и несексуальную). Важно обратить внимание на то, что когда нечто, например сексуальная любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким способом она избегает вытеснения. Если образование идеала «Я» повышает его требования и тем провоцирует вытеснение, то сублимация позволяет реализовывать эти неприемлемые устремления и обойтись без вытеснения. |
Комментарии