1 |
Принципы РЭПТ теории 1. Когниции - наиболее проксимальные детерминанты эмоций. Оценки, прогнозы, принятие неудач - максимально влияют на эмоции. 2. Иррациональное мышление - причина дистресса. 3. Наиболее эффективный способ изменить эмоции - изменить стиль мышления. 4. Человеку изначально свойственно и рациональное и иррациональное мышление. 5. Существуют помогающие и не помогающие эмоции (Healthy vs Unhealthy) 6. В РЭПТ делается акцент на взаимосвязи мыслей, эмоций и поведения в настоящем времени, а не в прошлом. (REW) 7. Иррациональные убеждения могут быть изменены (хоть и с трудом). Виды iBs Клиенты жалуются либо на эмоциональные переживания (дисстрес и/или плохое самочувствие), либо на поведенческие реакции. Оба вектора жалоб смыкаются в 4-ёх типах иррациональных убеждений. Долженствование - нереалистичные и абсолютистские ожидания в отношении событий, людей и себя. Катастрофизация - преувеличение негативных последствий событий в экстремальной степени, так, что нежелательные последствия становятся “ужасными”. Непереносимость фрустрации – эмоциональное состояние, которое появляется вследствие требований к уровню комфорта и напряжения, и проявляется в непереносимости дискомфорта. Общие оценки человеческой ценности (себя и других людей) - подразумевается, что людей можно в целом оценивать, сравнивать по параметрам типа “ценность”, “успешность”. Есть более и менее ценные, нужные и т.п. |
2 |
Клиническая практика предлагает добавить еще один фактор - контроль. Долженствование Х контроль = “Я должен полностью контролировать мой брак, чтобы чувствовать себя безопасно”. НФ Х контроль = “Я не могу вынести, когда происходят вещи, которые я не могу контролировать”. Оценки Х контроль = “Я думаю, я никчемная личность, когда не могу контролировать себя”. Катастрофизация Х контроль = “Это ужасно, когда я не могу контролировать вещи”. |
3 |
Долженствование - императив - категорическое, безусловное требование. То же, что и повелительное наклонение. Предпочтение vs Требование. Предпочтение, желание - норма. Отсутствие желаний и предпочтений - патология. Требование исполнения своих желаний приводит к долженствованию. Желания не исполняются, что в свою очередь ведёт к возникновению психологических проблем. Долженствование - нереалистическое и абсолютистское ожидание, что события, или люди будут такими, какими я желаю. Мы предпочитаем сохранять схему с долженствованием, т.к. она соответствует реальности, которая представляется нам “идеальной”. Такой, какой мы хотим ее видеть. Пока мы сохраняем схему с требованием/долженствованием мы будем требовать “специального” поведения от мира, себя и других людей. Для нас важным будет доказать свою правоту и мы постоянно будем сталкиваться с негативными эмоциями и переживаниями. |
4 |
Общая семанитка. Мы используем известное выражение А. Коржибски: «Карта не есть территория. Модель мира — не сам мир, но хорошая карта структурно подобна территории, и в этом ее польза» . Если использовать метафору карты и территории, то карта — это субъективная информация человека о себе и об окружающей среде, а территория — объективная реальность, в которой человек живет. Это центральное понятие общей семантики, из которого произрастают все остальные положения и практические применения. |
5 |
О возникновении абстракции Абстракция – субъективное отзеркаливание процесса (реальности). По сути, процесс познания и осмысления, взаимодействие человека с самим собой и со средой. Существует только процесс. Мы абстрагируем из него конкретный объект. |
6 |
!Речь про неполноту человеческого восприятия. Мир – абстракция. То, что происходит, не познаётся на вербальных уровнях. 1) У нас ограниченное количество сенсорных систем, способных детектировать (преобразовывать, считывать) окружающую действительность 2) Мы не можем познать мир абсолютно объективно в рамках нашего тела, у которого есть ограничения, но мы можем расширять рамки за счет науки и технических устройств 3) Люди по-разному абстрагируют, интерпретируют, истолковывают окружающую действительность и делают разные выводы, доводы, заключения из этого, поэтому для конструктивного диалога всегда спрашивайте "ЧТО ТЫ ИМЕЕШЬ В ВИДУ?". 4) Чтобы наиболее объективно истолковывать окружающую действительность нужно понимать, как работает наш организм на молекулярном, химическом и физическом уровне + понимать как устроена методология познания мира в науке и философии. |
7 |
Проблема отождествления с объектом. Можно что угодно говорить об объекте. Сказанное, не будет являться самим объектом. Уровень слов лишь ссылка на сам объект. Наше описание основано на нашей ограниченных способностях восприятия нервной системы. |
8 |
Acceptance (Смысл принятия иррациональности должестования). Когда нам удается понять иррациональность долженствования мы начинаем “принимать” вероятностный характер реальности. Термин “принятие” был введен в РЭПТ в концепте USA (безусловного принятия), но стал популярен в третьей волне КПТ (ACT & DBT). В АСТ принятие это чуть больше про принятие эмоционального опыта и отвлекающих мыслей и чуть меньше про принятие внешней реальности (вторичный и мета-уровень). Принятие не равно одобрение. Принятие = признание = констатация (факта). Это позволяет занять более эффективную позицию для перемен. |
9 |
Катастрофизация - преувеличение негативных последствий ситуации в экстремальной степени (когда неблагоприятное становится “ужасным”). В отношении себя, других и мира. Слова-маркеры - страшный, ужасный, катастрофа Некая способность верить и предсказывать гипер-негативные последствия, имеющие малую связь с реальностью. Поскольку “это” представляется мне очень страшным, я уже не в состоянии трезво оценивать и проверять свои гипотезы. Катастрофизация связана с тревожными расстройствами. !Конфронтирование катастрофизации может привести к разрыву терапевтического альянса!. Клиент может почувствовать/подумать, что терапевт его не понимает, не проявляет эмпатию и, даже, насмехается. Особенно, если есть реальный опыт травматизации. Важно - таргетировать мысли, связанные с чрезмерными оценками и предсказаниями, а не убеждения, связанные с перенесенной травмой или тяжелым событием. |
10 |
Клиенты катастрофизируют разные события: - события в реальности неужасные (провал на экзамене, отказ в свидании, разрыв романтических отношений, глупое положение, отсутствие любимого блюда в меню); VS. - катастрофизация реально плохих, болезненных, угрожающих обстоятельств (смертельные (тяжелые) болезни, хронические боли, специальные дети, смерть близких, сексуальное насилие). !NB Необходима точная оценка иррациональности катастрофизации во второй группе (во избежание разрыва терапевтического альянса и возможной ретравматизации). |
11 |
В зависимости от типа катастрофизации работа строится принципиально по-разному. Психотерапевтическая стратегия: 1.Неприятные события. В первой группе (плохие, но незначительные события) можно конфронтировать логически и эмпирически + делать фокус на различие реальности и представления о нем. Как правило, в первой группе есть долженствование + катастрофизация. Пр. Это ужасно, что у них нет моей любимой пиццы! А они должны ее иметь! Мы можем спокойно фокусироваться на иррациональности убеждений клиента относительно катастрофы из-за отсутствия пиццы и его уверенности в том, что ресторан обязан по его требованию готовить то, что ему хочется. 2.Тяжёлые события. Часто оспаривание может привести к разрыву альянса и создает отрицательный образ о РЭПТ. У Клиента есть социальный консенсус, что его травма “ужасна” и это действительно “катастрофа”. Попытки убедить его, что это не так обычно приводят к провалу. Решение: 1. Здесь, как правило, с катастрофизацией не работаем. Ищем другие иррациональные идеи в оценках клиента. 2. Можно сместить фокус на функциональность катастрофизации, а также на долженствование и непереносимость фрустрации в отношении этих событий. |
Комментарии