1 |
Индивид - человек, как единичное природное существо, представитель биологического вида Homo Sapiens Sapiens.В данном случае подчёркивается биологическая сущность человека. Личность - понятие, характеризующее человека, как социальное существо. |
2 |
Объект - существующий независимо от нашего сознания предмет/явление окр.мира , выступающий в виде цели, на которую направлена активность человека (субъекта воздействия). |
3 |
Сознание - высшая форма психического развития, присущая только человеку. |
4 |
Субъект - индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. |
5 |
Индивидуальность - совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека, с т.з. его уникальности. |
6 |
АНТРОПОЛОГИЯ = морфология человека + антропогенез + расоведение |
7 |
Морфология человека - изучает индивидуальную изменчивость физического типа,полового диморфизма,возрастных стадий, изменения физического развития человека |
8 |
ПСИХОЛОГИЯ - наука о психике и ПЯ |
9 |
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида - конкретного представителя Homo Sapiens Sapiens. |
10 |
Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. |
11 |
Поведение - сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. |
12 |
Инстинктивное поведение - видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. |
13 |
Критичность - способность осознавать различие между "хорошо" и "плохо" |
14 |
Нервная система - специальный орган связи и координации процессов поведения. НС = центральный и периферический разделы |
15 |
ЦНС = головной и спиной мозг |
16 |
Нейроны - нервные клетки |
17 |
Рецептор - специализированный нейрон |
18 |
Центры речи среди интегративных полей коры головного мозга - центр слухового восприятия речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока) |
19 |
Труд - специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающийся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования. |
20 |
Потребность - периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. |
21 |
Психомоторика (И. М. Сеченов, книга «Рефлексы головного мозга» (1863)) - связь различных ПЯ с движениями и деятельностью человека . |
22 |
Установка - готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении. Моторная - готовность к выполнению определённого действия; умственная - готовность решать определённые интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных субъекту способов; перцептивная - готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть. |
23 |
Невротические симптомы (Фрейд) - следы вытесненных травмирующих обстоятельств, образующих в сфере бессознательного сильный очаг , производя оттуда деструктивную работу по дестабилизации психического состояния человека. |
24 |
Надсознательные процессы - процессы образования некоего интегрального продукта, в результате большой сознательной работы. |
25 |
Ощущение - чувственное отображение объективной реальности |
26 |
Анализатор - активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей + ощущение - активный процесс, всегда включающий в себя моторные компоненты. |
27 |
Интероцептивные ощущения - сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на поверхности внутренних органов |
28 |
Проприоцептивные ощущения - передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции |
29 |
Экстероцептивные ощущения - доводят до человека информацию из внешнего мира, связывают его с внешней средой |
30 |
Сенсорная адаптация (пр. тик часов)- изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. |
31 |
Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов |
32 |
Синестезия - возникновение под влиянием раздражитения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. |
33 |
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном влиянии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. |
34 |
Представление - психический процесс отражения предметов или явлений , которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего опыта. |
35 |
Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого. |
36 |
Ассоциация - принцип возможной связи представлений (по смежности, по сходству, по контрасту) |
37 |
Оперативная память - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия. |
38 |
Кратковременная память – вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации |
39 |
Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. |
40 |
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. |
41 |
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. |
42 |
Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. |
43 |
Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. |
44 |
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. |
45 |
Пространственное воображение - способность воссоздать образ в трехмерном пространстве. |
46 |
Мечта - сознательный, произвольный процесс, характеризующийся самостоятельным созданием новых образов, не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. |
47 |
Мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Чаще всего мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. |
48 |
Грёзы - преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. |
49 |
Мышление - высший познавательный психический процесс. Суть - порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление, в свою очередь, является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира. Мышление формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей. В то же время имеющиеся у нас понятия являются исходной платформой для формирования нашего поведения, поскольку, формируя сознательное поведение, мы активно используем разнообразные понятия. |
50 |
Объектом психологии является психика и мир психических явлений. |
51 |
Задача психологии по Рубинштейну «Психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей». Т.е. = исследование психических явлений. |
52 |
Предмет психологии – психика и ПЯ одного конкретного человека + ПЯ наблюдаемые в группах и коллективах. Объект психологии - психика и мир психических явлений. |
Комментарии