1 |
Взаимодействие – наличие совместной деятельности как процесса организованной активности двух или нескольких субъектов, направленной на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. |
2 |
Формы совместной деятельности (по соотношению индивидуальных «вкладов» участников): Совместно-индивидуальная деятельность = практика, где у каждого своё задание + Совместно-последовательная деятельность = последовательно каждым участником как конвейер + Совместно-взаимодействующая деятельность = одновременное взаимодействие всех друг с другом как в спорте или в лаборатории. |
3 |
Типология взаимодействия людей. Субъект-объектный (я + субъект, другой + объект), когда другому не придается никакой ценности, не учитывается его активность и он рассматривается как средство достижения собственных целей в процессе воздействия на него; Субъект-субъектный (я + субъект, другой + субъект), когда отношение и к самому себе, и к партнеру включает придание субъектной ценности; в этом случае признается взаимное влияние друг на друга, строится совместная деятельность. |
4 |
Понятие субъекта. По Рубинштейну, субъект + это способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире. Субъектность + это системное человеческое качество , в котором реализуется важнейшая интенция человека как субъекта + стремление к проявлению и реализации себя как в пространстве собственного внутреннего мира, так и в пространстве окружающего мира. Личность - форма существования субъектности, реализаций конкретных способов самопрезентации субъекта. |
5 |
Как стать подлинным субъектом? 1Самоупорядочивапие + это способность человека приводить свои свойства в соответствие со свойствами окружающего мира + 2Самопричинение + это способность стать причиной изменений в своем субъектном мире, в том числе стать «причиной себя»; иными словами, необходимо суметь отказаться от роли щепки в водовороте жизни и управлять своей жизнедеятельностью + 3Саморазвитие + это способность выходить за пределы собственных границ и за рамки, которые ставят нам обстоятельства. Есть такое определение: «человек, который сделал себя сам». |
6 |
Последовательность форм становления человека. Для деятельности = субъект действий + субъект собственных действий + субъект деятельности + субъект собственной деятельности + субъект не-деяния («тебе-действие»; «Я-действие»; «Я-действующий»; «Я-способный действовать»; «Я-могущий не действовать, но быть!»); Для сознания = бытие сознания + сознание бытия + сознание самости (самосознание) + сознание сознания (рефлексия) + трансцендирующее сознание; |
7 |
Пять ступеней развития субъектности (в контексте деятельности): потребность в самостоятельности действий («Я хочу сам») + самостоятельное владение нормой действия («Я могу сам») + способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия («Я действую сам») + осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности («Я понимаю, зачем я действую») + созидание новых реалий деятельности и способов действия («Я реализую себя в деятельности для других»). |
8 |
Особая образовательная среда - сложный интегративный процесс, включающий в себя компоненты взаимодействия учителей и учащихся, воспитателей и воспитуемых, ориентированный на личность как важнейшую ценность. Особое психологическое значение образовательная среда имеет в пространстве развивающего образования + Развивающее образование главной целью ставит личностное развитие (а не обучение!), качественное преобразование всех психических сфер ребенка |
9 |
Образовательная среда начинается там, где происходит «встреча» образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить + и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, сферами образовательной деятельности начинают выстраиваться определенные связи и отношения; Личностно-ориентированный подход к обучению детей, реализуемый системой развивающего образования = основной ресурс для проектирования образовательной среды как системы постоянно развивающегося социального взаимодействия между субъектами учебного процесса. |
10 |
Перед российскими школами стоит задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа, в которой произойдет смена приоритета + с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. |
11 |
Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослыми (обучение, воспитание), и собственной спонтанной активностью ребенка. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, внешняя детерминация поведения трансформируется во внутреннюю, возникает внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным, становящееся двигателем восхождения к Я-творческому. Если в силу каких-то причин указанный процесс не происходит, человек остается объектом внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъект собственной жизнедеятельности. Следовательно, реализация любых программ, ставящих своей целью личностное развитие (а значит, развитие субъекта), подразумевает + явно или неявно + специальную работу по развитию самосознания. |
12 |
Развитие самосознания происходит в результате преодоления разнообразных трудностей, поисков выхода из проблемных ситуаций, разрешения жизненных противоречий, совершения актов смыслоопределяющего выбора. Иными словами, среди важнейших источников развития самосознания в первую очередь следует назвать активную деятельность субъекта, в процессе которой происходит становление Я, обретение личностных смыслов и самопознание. Для решения актуальнейших задач современной школы необходимо постоянное развитие полисубъекта «учитель + учащиеся». А важнейшим условием осуществления развития полисубъектного взаимодействия является повышение уровня самосознания субъектов образовательной среды. |
13 |
В психологии взаимодействие + процесс непосредственного/опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Типы взаимодействия между субъектами образовательной среды. Критерий: придание субъектной ценности. +Субъектно-отчужденное или предсубъектное взаимодействие - взаимодействие, при котором его участники не выступают по отношению друг к другу как субъекты и не осознают себя и другого в качестве таковых. Иначе говоря, каждый из участников взаимодействия не придает особой ценности ни себе, ни партнеру. Следствие этого для решения сиюминутных задач наиболее очевидной для педагога и единственно доступной ему представляется система принуждения по отношению к учащимся, которую он, не задумываясь, и использует. +Субъект-объектный - взаимодействие, при котором другой выступает для каждого участника как объект, обладающий специфическими особенностями. При этом каждый из участников общения рассматривает себя как субъект, присваивая ценность себе, но не видя её в партнере. +Субъект-субъектное взаимодействие - взаимодействие, при котором каждый участник взаимодействия как субъект отражает и себя, и партнера в качестве субъекта и видит ценность и в себе, и в другом. Логический анализ позволяет выделить в этом уровне два подуровня: на первом ценность партнера опосредствуется совместной деятельностью; на втором + ценность придается другому безусловно, т.е. другой приобретает самоценность. |
14 |
Межличностное взаимодействие + это контакт двух или более субъектов активности, которое может носить любую форму (непосредственную и опосредованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фактического общения, эмоционально насыщенную или нейтральную), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личностного настроя. |
15 |
Общение + это многоаспектный и многоплановый процесс формирования обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации, осуществления и поддержания совместной деятельности людей. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная; Коммуникативная сторона общения + это механизм информационной передачи; Интерактивная сторона общения + это взаимодействие людей, связанное с различным способом и формой организации деятельности; Перцептивная сторона общения + это процесс восприятия партнерами друг друга. + Три уровня общения: социально-ролевой: предполагает владение знанием о том, как себя вести в разных социальных ситуациях; деловой: предполагает совместную деятельность людей; интимно-личностный: предполагает удовлетворение потребностей в понимании и сопереживании. |
16 |
Анализируя контекст межличностного общения, Э. Берн выделил шесть форм социального поведения, которые реализуются в ситуации межличностного взаимодействия + замкнутость: предполагает отсутствие коммуникации между людьми; + ритуалы: коммуникация, не несущая прагматической нагрузки; + времяпрепровождение: коммуникация, носящая полуритуальный характер; предполагает поверхностный характер общения; + совместная деятельность: взаимодействие, предполагающее совместное выполнение заданной цели; + игры: коммуникация, предполагающая сокрытие участниками взаимодействия явных мотивов; + близость: взаимодействие, характеризующееся заинтересованными отношениями между людьми и исключающее выгоду. |
17 |
Речевая деятельность + это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения. Речевое общение + это процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми с помощью языка + Схема коммуникативного акта: код, собственно язык, каналы передачи информации (например, устная или письменная речь), обратная связь (реакция и ответ получателя информации). Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. Коммуникация как динамический процесс не может быть понята без введения понятия «обратная связь» + сообщение, возникающее в ответ на сообщение другого. |
18 |
Невербальная коммуникация - использование при коммуникации, кроме речи, других систем знаков. Говорят о нескольких схемах невербальной коммуникации: + оптико-кинетическая система включает различные жесты, мимику, пантомимику. Эта область развивается в таком направлении исследований, как кинетика; + пара- и экстралингвистическая системы используют диапазон, тональность голоса, а также паузы, смех, темп речи и т.д.; + организация пространства и времени коммуникативного процесса + это контекстная знаковая система, определяемая местоположением коммуницирующих субъектов. Проксемика задается пространственными характеристиками общения; + визуальный контакт связан с контактом глаз в коммуникативном процессе. Коммуникация рассматривается как изменение установок через передачу информации. Как структура, так и цель сообщения культурно детерминированы. |
19 |
Характеристики речи = Денотация: значение, признаваемое людьми данного лингвистического сообщества + коннотация: вторичные ассоциации слова, принципиально более субъективные, чем денотация + полисемия: наличие у слова более чем одного значения + синонимия: наличие для передачи одного значения разных фраз и слов + - наблюдения и оценки: связь фактов высказывания и оценок, выводов, относящихся к данным высказываниям + статичность высказывания: внеконтекстное неправомерное обобщение утверждений. |
Комментарии