1 |
Догосударственный период Как известно, государство существовало на земле не всегда. Нашей планете около 5 млрд лет, первый человек появился на ней около 2 млн лет назад, а первые представители человеческого рода как разумного существа, кроманьонцы, появились всего лишь 40000 лет назад. Первые же государствоподобные образования возникли примерно 5000 лет назад. Таким образом, мы можем сделать вывод, что сначала появилось общество, которое в процессе своего развития осознало необходимость появления таких важнейших институтов, как государство и право, а лишь затем и само государство. |
2 |
Ученые понимают иод обществом в широком смысле исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей. Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей было первобытное общество, временной период которого состоял из двух этапов: присваивающей экономики и производящей. Границей между двумя этими этапами является неолитическая революция. |
3 |
В период присваивающей экономики человек занимался большей частью рыболовством, охотой, бортничеством, а главными орудиями труда были природные материалы - камни, палки и др. Формой социальной организации того периода была родовая (первобытная) община, т.е. объединение людей, основанное на кровном родстве и ведущее совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась родовая община наиболее авторитетными, мудрыми и опытными людьми. |
4 |
В общине было несколько институтов власти: вождь (предводитель); совет старейшин; общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни. Должности вождя и совета старейшин были выборными, и каждый взрослый член общины мог выставить свою кандидатуру на голосование. В любом обществе, чтобы управлять людьми, превращать в жизнь какие-либо идеи, необходимо иметь власть. В первобытном обществе власть в значительной мере основывалась на авторитете какого-либо члена общины, который впоследствии избирался в один из её институтов, поэтому такая власть называлась потестарной (от лат. «potestus» - власть, мощь). |
5 |
Кроме авторитета, власть основывалась на насилии, поэтому к нарушителям правил поведения применялись различные виды наказания, вплоть до выдворения из общины, что в то время означало верную и притом страшную гибель. Управлял делами общины вождь, который, хотя и обладал огромным влиянием и авторитетом, в то же время мог быть смещен со своей должности. Религиозные функции (поклонения божествам и т.п.) осуществлял жрец. Верховная же власть принадлежала общему собранию членов общины, и уже в то время мужчина и женщина обладали равными правами голоса. |
6 |
Забегая немного вперед, необходимо отметить, что в более позднее время для характеристики власти стали применяться два термина: легальность и легитимность. Легальность власти означает, что власть функционирует на законном основании и в рамках закона, а легитимность власти - это признание власти населением, готовым ей подчиниться. И очень часто в первобытном обществе власть могла быть легитимной, но не легальной, или наоборот. |
7 |
М. Вебер, известный немецкий социолог и политолог, в своей работе «Политика как призвание и профессия» выделял три типа политического лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и на передаче власти по наследству. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов. |
8 |
Харизматическое лидерство основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя-вождя, пророка, князя, военачальника, оратора. (Харизма - это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти.) Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. |
9 |
Такие лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов. Таким образом, можно сделать вывод, что власть в первобытной общине относилась в большей степени к традиционному типу, хотя зачатки рационального лидерства также просматриваются (выборность вождя). |
10 |
На рубеже 10-12 тыс. лет назад произошли неблагоприятные изменения климата, последствиями которых стали исчезновение животных и растений, употребляемых в пищу человеком. Эти последствия заставили человека приспосабливаться к новому существованию - произошел переход от присваивающей экономики к производящей, т.е. переход к развитым формам земледелия и скотоводства. Этот переход и стал называться неолитической революцией. |
11 |
Возникновение и расцвет ранних земледельческих обществ, на основе. которых стали зарождаться мировые цивилизации, произошло в долинах крупных рек - Нила, Евфрата, Инда и др., что можно объяснить благоприятными климатическими условиями. Производящая экономика была одним из объективных факторов появления разделения труда, где каждый член общины стал заниматься своей работой. |
12 |
Кроме того, с развитием производящей экономики стали появляться следующие группы населения: организатор производства, работники, осуществляющие учет и распределение полученных результатов, непосредственные работники, работники, контролирующие соблюдение норм и правил. Впоследствии все это привело к расслоению общества по социальному признаку и делению на классы. |
13 |
В обществе присваивающей экономики люди не различали прав и обязанностей, не выделяли различные виды социальных норм - норм права, морали и т.п. Правила поведения людей в первобытном обществе получили название «мононормы». Они регулировали брачно-семейные отношения, отношения по распределению правил ведения охоты, правила разрешения споров между членами общины, правила ведения войн между племенами. |
14 |
Чаще всего мононормы имели форму запретов, которые назывались «табу». В это же время появляются и первые письменные источники права: агрокалендари, которые регулировали производственную деятельность общины и были обязательны для исполнения всеми её членами. |
Комментарии