[{{mminutes}}:{{sseconds}}] X
Пользователь приглашает вас присоединиться к открытой игре игре с друзьями .
Заир
(1)       Используют 11 человек

Комментарии

Ни одного комментария.
Написать тут
Описание:
Особенности заирской демократии. Русскоязычные статьи, разбитые на куски порядка килобайта.
Автор:
READY_SET_GO
Создан:
до 15 июня 2009
Публичный:
Да
Тип словаря:
Фразы
В этом режиме перемешиваться будут не слова, а целые фразы, разделенные переносом строки.
Содержание:
1 С первых же дней независимости Конго страну начали раздирать противоречия. Богатейшая ископаемыми провинция Катанга, служившая источником дохода всей страны, через несколько дней после декларации независимости объявила о своей независимости под руководством Чомбе. Примеру Катанги последовало Касаи, лидер которой Балонджи объявил себя просто и незатейливо - императором. Во внутренние дела страны активно вмешивались СССР, США, Бельгия.
2 Премьер Лумумба пытался жестко бороться с сепаратистами, для этих целей он даже обратился за помощью к СССР, за что получил репутацию "просоветского" лидера. Советский Союз, положивший глаз на богатства Катанги, начал втихую помогать Лумумбе. В августе ему прислали 100 военных грузовиков и 16 "ИЛов" с советскими экипажами. Один из этих самолетов был личным подарком Хрущева революционному премьер-министру. На этих "ИЛах" Лумумба перебросил свою армию в Касаи и учинил там жесточайшую резню, отомстив "императору" Балонджи.
3 На этом фоне обострились противоречия между консервативным президентом страны Касавубу и левонационалистическим премьер-министром Лумумбой. Открытое противостояние двух первых лиц государства вызвало паралич работы центрального правительства. В конечном итоге, 5 сентября 1960 Касавубу и Лумумба объявили об отставке друг друга. Лумумба образовал параллельное правительство в Стэнливиле на севере Конго.
4 Конец возникшим с получением независимости противоречиям, по сути ввергнувшим страну в состояние гражданской войны, положил генерал Жозеф Мобуту. С его участием последовательно были отстранены от власти конфликтовавшие между собой Лумумба, Чомбе и Касавубу. Положившие глаз на богатейшую природными ресурсами провинцию Катангу (более 50% залежей урана!) США оказали ему поддержку. Военные совершили переворот, а Мобуту провозгласил себя диктатором. Через два года после этого было подавлено последнее восстание - в провинции Катанга.
5 Захватив власть, Мобуту провозгласил идеологию "аутентичности", или "подлинного заирского национализма". Многообещающе звучал его лозунг "ни вправо, ни влево, а движение в собственном направлении". Парламент был распущен, политические партии запрещены, свободные газеты - закрыты. Правящей и единственной партией стало Народное движение революции, созданное в 1967 году. В текст конституции были внесены соответствующие "поправки" в пользу расширения полномочий президента, что превратило Конго в типичное африканское государство с однопартийной системой и авторитарным режимом. Уставшее от хаоса 60-х население приветствовало эту реорганизацию системы государственного управления.
6 Предпринятая Мобуту "африканизация" Заира также включала в себя "культурную революцию", связанную с искоренением "пережитков колониализма". Колониальное имя страны Конго заменили на "исконное" африканское название Заир, а вместо одноименного с денежной единицей метрополии франка изобрели чисто "национальную" валюту - тоже заир. Столица страны Леопольдвиль была переименована в Киншасу. Все африканцы с европейскими именами должны были немедленно изменить их на африканские. Сам Жозеф Дезире Мобуту назвал себя Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду Ва За Банга, что переводится как "бесстрашный и неутомимый воин, шагающий от победы к победе, не знающий поражений и оставляющий после себя лишь пожарища".
7 В рамках проводимой в Заире "культурной революции" были упразднены обращения "мадам", "месье", "уважаемый", "превосходительство". Их заменили на "единое, простое, подчеркивающее солидарность и достоинство заирцев" обращение - "гражданин". Женщинам запретили носить брюки и короткие юбки, пользоваться косметикой и париками. Всех служащих обязали носить костюм особого покроя (брюки, однобортный с короткими рукавами пиджак, шарф вместо рубашки и галстука), называемый "абакос" (от сокращенного французского "A bas le costume!" - "Долой костюм!"). Запоминающейся деталью костюма самого президента стала шапочка из леопардовой шкуры (мех леопарда традиционно носили только вожди).
8 Пропагандистский аппарат НДР насаждал культ личности Мобуту, обосновывал "ниспосланное свыше" верховенство вождя, "отца всей нации, добра и зла". Сам Мобуту любил напоминать, что "по нашей африканской традиции двух вождей не бывает", и вождя надо чтить: "Вождь есть вождь. Он орел, который летает высоко, плевок ползучей твари до него не долетит". Стремясь сакрализировать свою власть, Мобуту повел наступление на католическую церковь. Церковные школы были национализированы, а празднование Рождества запрещено. В общественных местах вместо распятий и изображений папы римского вывешивались портреты Мобуту. Создавалась квазирелигия, где "Христом" был Мобуту, а "апостолами" - его клан, составляющий верхушку в НДР.
9 Как и многие другие диктаторы, Мобуту был при жизни возведен в статус практически полубога. Его называли "отцом народа", "спасителем нации". Его портреты висели в большинстве общественных учреждений; члены парламента и правительства носили значки с портретом президента. В заставке вечерних новостей Мобуту каждый день появлялся сидящим на небесах. На каждой банкноте также был изображен президент. В честь Мобуту было переименовано озеро Альберт (1973), с XIX века носившее имя мужа королевы Виктории. Лишь часть акватории этого озера принадлежала Заиру; в Уганде использовалось старое название, однако в СССР переименование было признано, и во всех справочниках и картах значилось озеро Мобуту Сесе Секо. После свержения Мобуту в 1996 году было восстановлено прежнее название.
10 С самого начала своего правления Мобуту начал целенаправленно уничтожать своих политических оппонентов. Президент был научен опытом своих предшественников и хорошо знал, что для того, чтобы удержаться у власти, ему придется применить жесткие меры. В 1966 году сразу несколько крупных политических деятелей, включая бывшего председателя правительства Эваристе Кимба и еще трех экс-министров, были повешены. Стоит заметить, что, в отличие от других диктаторов, Мобуту не стеснялся проводить наказания публично: к примеру, за упомянутой выше казнью наблюдало 50 000 человек. В 1968 году министр образования в правительстве Лумумбы Пьер Мулеле вернулся в Заир из эмиграции в обмен на обещание о помиловании. Однако в по прибытии Мулеле был жестоко убит войсками Мобуту.
11 Мобуту правил железной рукой. Несколько соперничавших между собой спецслужб каждые шесть часов направляли ему доклады о положении в стране. Тотальный сыск и слежка, аресты, "исчезновения", пытки, казни противников режима стали неотъемлемым атрибутом повседневной жизни Заира. Репрессии против оппозиционеров Мобуту сочетал с компромиссами и подкупом их лидеров. Удерживаться на троне ему помогала поддержка Запада: так, Джордж Буш-старший признал, что "Мобуту - один из наиболее ценных наших друзей на всем африканском континенте".
12 Новоиспеченный мессия заботился, прежде всего, о благах земных, материальных, для себя и своего ближайшего окружения. "Заиризация" экономики превратилась в передачу собственности бельгийских промышленников, торговцев и фермеров в руки узкой прослойке родственников и приближенных Мобуту. Первая жена Мобуту к 1975 году стала владелицей 30 крупных торговых фирм и десятков плантационных хозяйств. Многие заирские нувориши обогатились дважды. Доставшейся даром собственностью они пользовались нерачительно, заботясь только о прибыли. Когда бизнес приходил в упадок, его передавали в государственную собственность за солидную компенсацию. Правление Мобуту стало символом клептократии - режима, при котором все основные государственные решения принимаются, исходя исключительно из сиюминутных материальных интересов узкой группы политиков, стоящих у власти. Хищения, взятки и непотизм приобрели небывалый размах.
13 Мобутовская бюрократия паразитировала на разграблении природных ресурсов и казны, переводя наворованные деньги в иностранные банки, приобретая за границей недвижимость, предметы роскоши, игнорируя потребности национальной экономики. Пример подавал сам Мобуту, создавший личную "черную кассу". На одном из официальных (!) торжественных митингов он дал такой совет: "Если хочешь воровать, воруй понемногу и по-тихому. Но если ты воруешь много и в одночасье разбогател, тебя обязательно поймают".
14 Сам Мобуту не мелочился. По самым скромным подсчетам, его личное состояние оценивалось в $ 5 млрд. В Заире у него было 11 роскошных резиденций. Рядом с главным зданием находились виллы родственников и друзей Мобуту, резиденции его 15 детей, помещения для верной президентской гвардии: 4500 человек, обученных израильскими инструкторами. Он также владел шикарными особняками в Западной Европе.
15 В грустной истории заира (то есть денежной единицы, а не страны) было очень много популизма, политиканства и финансовой безответственности. В обращение заир ввели 24 июня 1967 года, и стоил он тогда $2. Этот достойный обменный курс продержался довольно долго - до 1976 года. В том году заир приравняли к "специальным правам заимствования" - условной расчетной единице Международного валютного фонда. Он резко упал в цене, но все еще равнялся $1,15. Потом началась финансовая чехарда. Официальные девальвации следовали одна за другой: в 1983, 1988, 1989, 1991 годах. А когда Мобуту устал девальвировать заир, то несчастная денежная единица покатилась вниз еще быстрее - без всяких правительственных постановлений.
16 В 1985 году американский доллар равнялся 50 заирам, в начале 1993 года - 8.000.000, а в декабре того же года - уже 110.000.000. Такое чудовищное количество нулей перестало помещаться в головах не очень образованных подданных Мобуту, и на рубеже 1993 и 1994 годов диктатор провел деноминацию: вместо заира появился новый заир. Всерьез от этого ничего не изменилось. Просто инфляционный счетчик начал щелкать с новой отметки. К тому моменту, когда повстанцы под руководством Лорана-Дезире Кабилы в мае 1997 года вынудили Мобуту сбежать из страны, "нащелкало" уже больше сотни тысяч новых заиров за доллар.
17 Экономика Заира, одной из богатейших стран Африки, превратилась в руины, абсолютное большинство заирцев жило за порогом бедности. Доходы населения Заира многократно сократились, половина детей умирала в возрасте до 5 лет. Большая часть населения голодала, безработица достигла 80%. Глубокие социальные противоречия и острые политические конфликты оставались нормой жизни при правлении Сесе. Они порождали крестьянские бунты, студенческие демонстрации, забастовки рабочих и служащих и даже локальные вооруженные восстания. Однако Мобуту топил их в крови.
18 Свой путь к власти Лоран-Дезире Кабила начал коммунистом и сподвижником Че Гевары. Затем, отвоевав свой кусок джунглей, жил контрабандой. А став президентом Конго, влез в леопардовую шкуру вождя. Кто бы мог подумать, что новое поколение африканских политиков, проплутав партизанскими тропами аж до 90-х годов, придет к власти, когда левые идеи станут полным анахронизмом, а конголезцы назовут "кошмаром" четыре десятилетия независимости и будут мечтать о возвращении "проклятых" колонизаторов?
19 Уроженец Катанги (провинция на юге Бельгийского Конго), Лоран-Дезире Кабила начал свое политическое образование в конце 50-х. Бельгийцы разрабатывали медные рудники в этой провинции, опираясь на его клан балубакати - пожалуй, только это и дало шанс Кабиле в 18 лет отправиться во Францию изучать философию и политологию.
20 Эпоха и место обучения определили выбор кумиров: Мао, Кастро, Че Гевара да еще Ким Ир Сен и идеи чучхе - весь джентльменский набор парижских леваков надолго определил политические пристрастия честолюбивого выходца из языческого племени луба. Доучиться он не успел: в 1960-м, когда бельгийцы ушли из Конго, Кабила немедленно вернулся из Франции на родину - убежденным коммунистом и одновременно поклонником генерала де Голля, который в 1959-м заявил о признании независимости Алжира. И тут же включился в схватку за власть.
21 Яркий представитель поколения, с которым на заре независимости связывали надежды на "африканское возрождение", Кабила (как и все его нынешние союзники - президенты Анголы, Зимбабве, Намибии, Судана) в конце века оказался перед лицом неизменной африканской реальности: человек без роду без племени - не жилец на политической сцене. Ни социализм, ни капитализм, между которыми полвека выбирали местные лидеры, не отменили племенных границ.
22 Демократия здесь подается как соус к мясу - им потчуют западных инвесторов, дабы отбить неприятный душок. Местные политики научились виртуозно пользоваться демократической фразеологией: сегодня на континенте нет ни одного бандитского или повстанческого движения, которое в названии не подчеркивало бы своего "демократического" или по крайней мере "народного" характера. Представитель богатой элиты провинции Катанга, Лоран-Дезире Кабила - не исключение: он тоже давно воюет за власть, а не за идеи.
23 Ворвавшись в политику как наследник социалиста Лумумбы и соратник интернационалиста Че Гевары, Кабила вплоть до своей смерти (в 2001-м) удерживался у власти прежде всего как отпрыск клана балубакати из племени луба, во вторую очередь - как представитель богатой Катанги и только в третью - как "отец нации", на пути к власти раздававший направо и налево обещания свободных выборов, демократических свобод и экономических реформ. Кабила хорошо знал, что для Конго понятие "граждане" так же размыто, как и "граница", что конголезцем может стать каждый, а вот катангезцем и балубакати нужно родиться. Именно поэтому обещания можно давать всем, но жить и править приходится по законам своего клана.
24 Конго получило независимость в июне 1960 года. Бороться за нее с бельгийцами не пришлось: колонизаторы сами подготовили помпезную церемонию передачи власти, которую премьер новорожденного государства Патрис Лумумба "украсил" скандалом. В своей речи он поставил в вину уходящим "угнетателям" бедственное положение страны, что, собственно, и стало политической программой. Москва сразу признала в нем "своего" - о таком "стратегическом партнере" в самом сердце Африки можно было только мечтать. Запад был в панике - он сделал ставку на Моиза Чомбе, объявившего о создании независимого государства Катанга. Всего через несколько месяцев Лумумба был смещен, а затем и убит.
25 Узнав о независимости, Кабила немедленно выступил в поддержку социалиста Лумумбы против катангезских сепаратистов: в родном городе Маноно он создал и возглавил партию своего клана балубакати. После падения Лумумбы Кабила бежал за границу, где вместе с соратниками свергнутого премьера создал Национальный комитет освобождения. Социалистические идеи еще бродили в его голове, но главной целью было свержение Чомбе, который в свою очередь опирался на западных наемников. Кабила бросил против этих головорезов 12-18-летних юнцов, вооруженных самодельными ружьями. Увешав себя амулетами, эти дети лезли под автоматный огонь, выкрикивая заклинания, и гибли, не успевая сделать и нескольких выстрелов.
26 Местные колдуны проводили с будущими бойцами партизанских отрядов особые церемонии, заговаривая их от пуль. Этим бойцам было нужно лишь, смотря прямо перед собой, размахивать пальмовой ветвью и повторять заклинание май-май (на языке суахили - вода-вода). Разумеется, если какого-нибудь бойца все же убивали, то это случалось только потому, что он не выполнил инструкций колдунов. Повстанцы успешно действовали против подразделений конголезской национальной армии, которая представляла собой обмундированное отребье, также верившее в колдовские чары. Солдаты в панике бежали от партизан симба, впереди которых шли размахивавшие пальмовыми ветвями колдуны, чьи заклинания якобы превращали вражеские пули в воду. Не особенно решительные в бою солдаты были к тому же из рук вон плохими стрелками: убежденные, что врагов разит звук их выстрелов, они нередко вели огонь из винтовок с закрытыми глазами.
27 Партизаны симба вскоре захватили значительную часть территории Конго, терроризируя и уничтожая тысячи конголезцев, а также десятки белых миссионеров, священнослужителей, монахинь и эмигрантов из других стран. Вначале отряды симба насчитывали несколько сотен человек, одетых в тряпье и шкуры диких животных, вооруженных копьями и мачете. Повстанцы выступили из города Альбертвиля (ныне Калема) на озере Танганьика и почти без сопротивления начали захватывать один населенный пункт за другим. При этом ряды повстанцев постоянно пополнялись новыми людьми и вскоре насчитывали уже многие тысячи. Солдаты обычно убегали от них без выстрела, оставляя победителям оружие и снаряжение.
28 В захваченных населенных пунктах кабиловские партизаны симба ради удовлетворения низменных инстинктов толпы вновь обретенных сторонников проводили казни. Иногда они расстреливали жертвы или рубили и рвали на куски их тела мачете и копьями, а некоторых сжигали живьем. Ритуальный каннибализм - поедание определенных органов человеческого тела, например сердца или печени, для обретения "силы" - является в этих краях давним обычаем, поэтому нередко в толпе возникали драки за право съесть лакомый кусочек.
29 Поначалу с белыми, которые оказались на захваченных повстанцами территориях, обращались хорошо, но обстановка ухудшилась, когда отряды симба стали терпеть поражения от наемников во главе с неким майором по имени Майк Хор и подготовленных и руководимых ими катангских жандармов. В городе Стэнливиль (сегодня Кисангани) повстанцы симба начали именовать белых пленников матека (на языке суахили - мясо). Особенно ненавидели американцев. Руководители повстанцев во всех своих неудачах винили американских военнослужащих и самолеты. Они предупредили, что любой захваченный ими в плен американец будет казнен, и не дали гарантий личной безопасности чиновникам Организации Объединенных Наций.
30 Тогда-то и состоялось знакомство Кабилы с Эрнесто Че Геварой. Че горел желанием превратить подростковые бригады Кабилы в эффективную революционную армию, для чего во главе сотни офицеров-кубинцев направился в вечнозеленые леса южного Киву - эта знаменитая авантюра получила название "Львиная революция". Шесть месяцев войны в Конго произвели гнетущее впечатление на аргентинца, что ясно при чтении дневника, который Че вел в промежутках между боями и приступами астмы и дизентерии. Благодаря его записям партизанское прошлое Кабилы не кануло в Лету.
31 4 ноября 1964 года в 6 утра началась операция "Красный дракон" - тщательно спланированная акция парашютно-десантного полка бельгийских коммандос по освобождению города Стэнливиля от повстанцев. Несколькими днями позже туда доставили солдат "регулярной" армии, и началась "зачистка" города. Очевидец бесчинств солдат в Стэнливиле - офицер группы боевого управления авиацией майор ВВС США Дон Стробау записал в журнале боевых действий: "Военнопленных и арестованных гражданских лиц убивают и калечат с невероятной бессмысленностью. Нет абсолютно никакой разницы между повседневными поступками солдат конголезской национальной армии и широко разрекламированными зверствами повстанцев симба. Они отличаются только своим форменным обмундированием... Меня преследует мысль, что народ Конго, возможно, поймет, что такое лекарство столь же опасно, как и болезнь".
32 Восстание симба официально закончилось в декабре 1965 года. Мулеле был отправлен в ссылку в Браззавиль. После амнистии в 1968 году он возвратился, но был все равно казнен. Че погиб 9 октября 1967 года на другом конце планеты, в Боливии. Кабилу, однако, не удалось ни поймать, ни обманом заставить сдаться властям. Бежав в горы поблизости от озера Танганьика, он в октябре 1967 года основал Народно-революционную партию. В течение 18 лет НРП и ее военное крыло - весьма революционно настроенные и не перестававшие толковать о равенстве Народные вооруженные силы (НВС) - сопротивлялись правительству президента Мобуту.
33 Че Гевара писал: "Я потерял счет дням, каждый день повторяется одно и то же. Сегодня Кабила не приехал, что ж, он будет завтра, а не завтра, так послезавтра. Кабила не появлялся на передовой с незапамятных времен. Ничто не убедит меня теперь в том, что Кабила - человек дела. Время уходит, а его волнуют лишь внутренние политические дрязги, женщины и алкоголь... Пока Кабила не проявил качеств настоящего революционера. Конечно, он молод и, возможно, еще изменится, но я очень и очень сомневаюсь..."
34 Более того, Кабила запретил Че Геваре участвовать в операциях: повстанцы могли бы задуматься, почему их ведет в бой аргентинец, тогда как сам Кабила пропадает в разъездах. Видя, что за "Львиной революцией" не стоит ничего, кроме желания свергнуть ненавистного Моиза Чомбе, Че впал в депрессию. Когда же в конце 1965 года Чомбе сместил его главнокомандующий - маршал Мобуту, повстанцы немедленно побросали оружие: мировой пожар, очаг которого попытался раздуть аргентинец в Африке, их не интересовал.
35 Че Гевара покинул Африку разочарованным - всеобщая анархия, племенной сепаратизм, непонятные суеверия и полное равнодушие к революционным ценностям поставили крест на всех его планах. Таким же обескураженным уезжал из Конго ирландский наемник Майк Хоаре, призванный сколотить бригады для борьбы с повстанцами. В своей книге "Конголезский наемник" (она вышла в 70-е) он писал о том, как поразили его те же дремучие суеверия и жестокие нравы, грязь на улицах столицы Конго Киншасы и отсутствие самого необходимого в лавках. В отличие от "товарища Че" наемник Майк видел Конго в колониальные времена, но не мог понять, как можно запустить страну до такой степени - ведь бельгийцы ушли всего-то пять лет назад.
36 На самом деле уже тогда циник Кабила видел дальше, чем романтик Че. В декабре 1967-го в Кении он создает свою собственную Народную революционную партию и в китайском стиле формулирует 7 ошибок "Львиной революции": недостаток политического образования, зависимость от иностранной помощи, недооценка роли крестьян, племенная разобщенность, слабая дисциплина, оторванность армии от народа, отсутствие революционной партии. Теперь Кабила берет на вооружение маоистскую концепцию о ведущей роли крестьянства в революции (пролетариата в Конго не обнаружилось). А раз не получается завоевать власть в Заире, Кабила решает создать собственное государство.
37 Революционная партия Кабилы сумела отвоевать у правительства Мобуту небольшую территорию в восточном Конго - горный район близ озера Танганьика. Здесь в анклаве Увира партизаны Кабилы 20 лет защищали от атак правительственных войск это независимое мини-государство со своими больницами, школами, колхозами и дензнаками. Главными источниками дохода стали охота на слонов и разработка золотых приисков. Среди солдат Кабила пользовался авторитетом: его уважительно называли "мзее Кабила" (на языке суахили "мзее" - почтительное обращение к старшему).
38 Когда со стороны Анголы в марте 1977 года в Катангу вторглись его бывшие соратники по "Львиной революции", к подготовке которых приложили свою руку и советские специалисты, "мзее Кабила" предпочел остаться в стороне. Он выжидал, чем закончится эта схватка, но все равно прогадал - бельгийские и французские войска помогли президенту Мобуту разбить повстанцев, после чего победитель решил прижать и Кабилу. Пришлось уезжать в Танзанию, где Кабила занялся нелегальной торговлей золотом из восточного Конго. Казалось, на его политической карьере пора ставить крест: из революционера он превратился в контрабандиста. Битву за власть выиграл другой африканский вождь - маршал Мобуту Сесе Секо Нгбенду Ва За Банга.
39 Мобуту и вправду оставил после себя "лишь пожарища", хотя три десятилетия его правления (с 1965 по 1997 год) были для Конго относительно мирным временем - страна, во всяком случае не воевала с соседями. С момента получения независимости в Конго не было построено ни одной дороги, города превратились в огромные сточные ямы, люди умирали от тифа, малярии и неведомых науке вирусных инфекций. В крупнейшем алмазном центре страны Мбужи-Майи, выбрасывающем на мировой рынок ежегодно до 20 млн. каратов камней, нет электричества и питьевой воды. В среднем туземец живет не более 40-45 лет, годовой доход не более 100 долларов. И это все - в стране с огромными запасами меди, кобальта, урана, цинка, титана, золота, алмазов, плодородной почвой и обильными водными ресурсами.
40 Проблема в том, что Конго никогда не было государством: из колонии бельгийцев оно стало вотчиной клана Мобуту. Выходец из малочисленного северного племени нгабанду, маршал, став президентом, распорядился называть на языке своего племени и страну, и реку, давшую ей название, - так Конго стало Заиром. Государственную казну он рассматривал как свою собственную (его личное состояние достигло 5 млрд. долларов). Запад это не смущало: ему был важен стратегический союзник в борьбе с коммунизмом в регионе.
41 Чтобы выжить в населенном множеством племен государстве (в 40-миллионном Заире проживает 250 этнических групп, в ходу свыше 200 языков), Мобуту занимался "этническими инъекциями": он привлекал в Заир беженцев из перенаселенной Руанды и, обещая им "статус граждан", натравливал на недовольных соотечественников - к примеру, на тех же сепаратистов-южан из Катанги. Апофеозом этой практики стала попытка Мобуту выступить в глазах Запада гарантом стабильности в регионе после геноцида 1994 года в Руанде. Местные хуту вырезали тогда около миллиона руандийских тутси и, спасаясь от возмездия, бежали в Заир, где Мобуту принялся сколачивать из них армию.
42 Дело кончилось резней в самом Заире: бежавшие из Руанды хуту принялись истреблять конголезских тутси - баньямуленге. В результате баньямуленге при поддержке соседних стран - Руанды и Уганды - подняли восстание. Режим престарелого маршала Мобуту зашатался. 58-летний Кабила тут же возник из политического небытия: он вступил в альянс с повстанцами баньямуленге, как в Заире называли тутси.
43 К 1997-му - последнему году правления Мобуту - старая гвардия Кабилы, ветераны боев в Катанге времен "Львиной революции", тоже дышала на ладан. Кабила все же вывел ее на передовую: 8 тысяч тех самых партизан, которых когда-то учил воевать Че Гевара, прибыли из Анголы в восточное Конго - самому молодому из них было 55. Почти все были неграмотны, зато рядовых в этой повстанческой армии не было - 4 тысячи генералов, 2 тысячи полковников, остальные - майоры. Бой с мобутовскими солдатами в окрестностях Кисангани длился 3 часа: "старая гвардия" Кабилы его проиграла, оставив на поле битвы 16 генералов, 13 полковников и 32 майора. Свергали режим Мобуту новые союзники Кабилы - повстанцы-баньямуленге при поддержке руандийской и угандийской армий.
44 Летом 1997-го на стадионе в Киншасе Кабила провозгласил себя президентом. Его привел к власти спасающийся от геноцида этнос баньямуленге, а не интернационалист Че и не "крестьянская революция". Впрочем, открещиваться от коммунистического прошлого Кабила не стал, он постарался извлечь из него дивиденды: первые заграничные визиты он нанес на Кубу и в Китай, который стал главным поставщиком оружия в Конго (страну снова переименовали).
45 Кабила выдвинул лозунг государства "демократического благоденствия", которое в 60-е обещал социалист Лумумба, однако подчеркнул, что выступает за политический плюрализм и свободу рынка. Впрочем, подписывая с западными инвесторами контракты на эксплуатацию месторождений золота на северо-востоке страны, меди в Катанге или алмазных приисков Мбужи-Майи, новый президент заставил их изрядно понервничать: вообще-то, говорил Кабила, я предпочитаю не концессии, а "крупномасштабные государственные проекты" в добывающей отрасли, - лучше всего "коллективные хозяйства". Первое время такие пассажи вкупе с коммунистическим прошлым Кабилы настораживали западных бизнесменов и дипломатов. Но вскоре все встало на свои места: деловые люди поняли, что имеют дело не с государством, а с Кабилой и людьми его клана.
46 Кабила оказался в шкуре Мобуту. Получив власть в результате этнического конфликта, он стал его заложником. В стране всем заправляла армия союзников-баньямуленге (тутси), за которой стояли несколько тысяч руандийских и угандийских экспедиционных войск. Против них единым фронтом выступила богатая элита Катанги, которая видела в этом военном присутствии угрозу собственной власти в стране.
47 Понимая, что взрыв неизбежен, и опасаясь за свою жизнь, Кабила принялся формировать собственную полицию - за полгода ее численность достигла 50 тысяч. Начальником полиции стал дядя Кабилы, заместителем - его двоюродный брат, начальником штаба - племянник, директором службы безопасности - зять. Офицеры руандийской армии насчитали в руководстве страны до 70 "детей Кабилы". За три года правления Кабила сменил три кабинета министров. Сейчас он является одновременно и президентом, и главнокомандующим, и министром иностранных дел, и председателем Центробанка.
48 Союзную армию, в которой из-за политической чехарды начались волнения, Кабила объявил "оккупантами" и "попросил" покинуть страну. В свою новую армию Кабила привлек тысячи экстремистов-хуту, многих из которых после геноцида 1994 года разыскивают Международный трибунал и местные суды в Руанде. Мобутовские генералы тоже пришлись кстати. По правительственному радио зазвучали призывы покончить с гегемонией тутси-баньямуленге: "Мы покажем этим гадинам, что им никогда не проглотить слона! Хватайте мачете, копья, стрелы, мотыги, лопаты, грабли, камни! Убивайте тутси повсюду - они хотят нас поработить!" Через год после прихода к власти Кабила выдвинул "национальную идею" - убивать тутси по всей стране. Тех самых, что привели его к власти.
49 Обнаружились и новые союзники (Ангола, Зимбабве, Намибия, Чад): они предоставили Кабиле свои войска. "Сплотила" новый альянс надежда поживиться богатейшими ресурсами этой страны. Теперь здесь идет "первая мировая африканская война", как ее уже окрестили в западной прессе, - в нее втянуты 8 стран. В действительности это не война государств, но от этого не легче. Кланы воюют с кланами, этносы с этносами. Повстанцы-тутси никогда не уйдут из Конго - это их страна, они здесь родились; никогда не простят они Кабиле и союза с виновниками геноцида. Кабила же никогда не уступит власть добровольно, он уже дал ясно понять: "Государство - это я и мой клан". Страна раскололась на западную и восточную части, все стороны, втянутые в конфликт, грабят подконтрольные им ресурсы.
50 Переговоры Кабилы с его бывшими союзниками в августе закончились полным провалом: президент Конго определил мирные инициативы африканских государств одним словом - "мусор". Его страна продолжает жить в режиме военного коммунизма, а ее лидер, который глядит на сограждан с обшарпанных стен некогда благополучной Киншасы, того и гляди сменит рубашку европейского покроя на леопардовую шкуру вождя. В столице, где на базарах торгуют жареным обезьяньим мясом, царит шпиономания, подростки с автоматами таскают по улицам трупы противников Кабилы. Здесь бытует поверье, что если долго и пристально смотреть на течение реки Конго, то по глади вод обязательно проплывут трупы всех твоих врагов.
51 С тех пор в бывшем Заире не утихают восстания. Руандийские беженцы тутси и хуту ведут военные действия, которые то затухают, то разгораются. Миссия ООН в Демократической республике Конго (бывшем Заире) нашла доказательства массового каннибализма среди повстанцев. По словам представителей ООН в столице ДРК Киншасе, обвинения в каннибализме в адрес бойцов Конголезского демократического движения и их союзников отвечают действительности. о словам одного из членов миссии ООН, пожелавшего остаться неизвестынм, повстанцы заставляют пигмеев, живущих в конголезских джунглях, искать еду для вооруженных антиправительственных отрядов. Если пигмеи возвращаются в лагерь с пустыми руками, то они сами становятся едой.
52 Член одной из отколовшихся от основной части повстанцев группировки некоторое время назад рассказал представителям ООН, что командиры партизанских отрядов часто едят половые органы пигмеев, веря, что это придает силу в бою, а самих пигмеев часто кормят останками их же соплеменников. ООН серьезно отнеслась к этим и другим обвинениям в нарушении прав человека и отправила в Киншасу группу из шести следователей. Они, судя по заявлениям, пришли к выводу, что то, что казалось мрачной фантазией, вполне соответствует действительности.
53 Кабила начал примерно с того же, с чего и Мобуту в свое время, - с искоренения пережитков. Только не колониализма, а диктаторского режима. Стране вернули прежнее "домобутовское" название - Демократическая Республика Конго. Сразу после вступления в столицу Кабила объявил о скором возвращении конголезского франка. И сообщил будущий курс этой валюты: 2,5 за доллар США. Курс должен был сделать ее неуязвимой для превратностей рыночной стихии: между долларом и конголезским франком была запланирована жесткая привязка.
54 У нового правительства хватило ума не проводить денежную реформу немедленно. Сначала надо было притормозить разогнанную при Мобуту инфляцию. Кроме того, победившие повстанцы обнаружили, что доставшаяся им страна фактически расколота на несколько самостоятельных валютных зон. Поскольку новый заир в последние годы своей жизни стал совсем плох, население явочным порядком переходило на расчеты в более устойчивых денежных единицах соседних африканских государств: угандийских и танзанийских шиллингах, африканских франках, южноафриканских рандах и американских долларах.
55 Рекламно-разъяснительная кампания Национального банка страны по введению конголезского франка шла под лозунгом: "Единая валюта для объединенного народа!" К этому лету с инфляцией удалось справиться. Она снизилась с 600% в год до вполне приличных 3%. Правда, за неделю до введения франка измученное ожиданием население дало инфляции последний мощный толчок. Новый заир разом упал с 120 000 до 135 000 за доллар.
56 Тем не менее, 30 июня состоялась премьера конголезского франка. Ввели его даже по курсу 1,4 за доллар, то есть более высокому, чем планировалось год назад. Что касается денежных единиц, обращавшихся в экс-Заире, то их курс к "новичку" объявлен таким: 1 франк равен 100 000 новых заиров, или 14 000 000 "просто" заиров. Граждане страны могут обменивать старые деньги в течение года.
57 После десятилетнего перерыва в карманах заирцев-конголезцев зазвенели монеты - сантимы (одна сотая франка). Монеты начеканили достоинством 10 и 50 сантимов, а также 1 франк. Банкноты выпустили номиналом 10 и 50 франков. При Мобуту на купюрах изображали только самого президента Мобуту. Кабила удержался от искушения последовать примеру поверженного врага. На франках нарисованы местные звери, произведения традиционных африканских ремесел - и никакой политики.
58 Несмотря на переход назад к франкам, в населении была неуверенность в том, что, что и дальше все пойдет хорошо. После десятилетий инфляционной чехарды такая настороженность понятна. Бороться с ней конголезское правительство стало не только убеждением, но и более решительными методами. Министр юстиции Мвензе Конголо заявил недавно по телевидению, что военные трибуналы будут приговаривать к расстрелу граждан, которые "подрывают" конголезский франк. Поводом для этого жесткого заявления стало выявление случаев подпольного обмена конголезского франка на доллары по курсу 1.45-1.50. Под руководством министра Конголо в Демократическом Конго уже произошла полная замена гражданской системы юстиции на военную. Расстрельный приговор там можно получить за такие преступления, как "политическая деятельность" или "непатриотические настроения". Очевидно, что "подрывателям" франка тоже ничего хорошего не светит.

Связаться
Выделить
Выделите фрагменты страницы, относящиеся к вашему сообщению
Скрыть сведения
Скрыть всю личную информацию
Отмена