1 |
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии |
2 |
1. Необходимое является действительным с.6 Необходимое в то же время разумно. Следовательно Недействительным и потому вынужденное к падению неразумное и лишенное необходимости. |
3 |
2. У всего есть начало и конец. Для диалектики нет ничего навсегда установленного с.8 |
4 |
3. Консерватизм диалектики - каждая данная ступень развития познания и общ. Отношений оправдывается ею для своего времени и своих условий. Консерватизм относителен, революционность абсолютна (единственное абсолютное) |
5 |
4. Фейербах помог выпутаться из противоречия между материализмом и диалектикой. Отрицание бога и потустороннего из-за их выдумывания человеческим разумом |
6 |
5. Великий основной вопрос философии - отношение мышления к бытию. Из него вытекает вопрос о тождестве мышления и бытия (в состоянии ли наше мышление понять действительный мир |
7 |
6. Мир познаваем из-за практического доказательства, изучение и использование законов природы делает вещи в себе в вещи для себя |
8 |
7. Механистический материализм редуцировал все к механике и был ограничен неисторичным пониманием развития природы (вернее ее отсутствие) |
9 |
8. Филистерский идеализм - стремление к идеальным целям. Такой взгляд на идеализм приложим только к кантовскому категорическому императиву, гегель же предал критике такое понимание. Сквозь каждого человека проходят побуждения, связанные с его потребностями. Воздействия окружающего мира запечетлеваются и обрабатываются у человека в голове, а потом отражаются в виде идей, действий, мыслей, побуждений. Убеждение в чем-либо не является идеализмом, иначе понятие материализма теряет всякий смысл. |
10 |
9. Фейербах идеалист, хочет заменить веру в бога, верой в любовь, освящая последнюю «религией». Энгельс считает это последней идеалистической уверткой, когда слово лишается своего исторического значения и принимается в своем «истинном» смысле. |
11 |
10. Гегель охватил своей теорией гораздо больше Фейербаха, мысли последнего весьма скудны и неисторичны. Своей пропагандой морали любви он показал свою философскую несостоятельность, она строится: 1) на стремлении каждого к счастью 2) на том, что, мешая стремлению другого к счастью, он тебе тоже будет мешать, поэтому не надо мешать. Энгельс оппонирует ему в том, что это возможно в мире, где нет необходимости в жизненных средствах, такого мира нет, значит, грошь цена словам Фейербаха. |
12 |
11. Материализм - изучение действительного мира - природы и истории - в том его виде, в каком он доступен каждому, без предвзятых идеалистических представлений. |
13 |
12. Революционная сторона диалектики - «мир состоит не из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которой вещи, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь» 36с. |
14 |
13. Взаимная связь процессов подтверждается открытиями в естествознании |
15 |
14. Внутренний закон развития общества - классовая борьба. Политическая власть - средство удовлетворения экономических интересов классов. «в новейшей истории государственная воля определяется в общем и целом изменяющимися потребностями гражданского общества, господством того или другого класса, а в последнем счете - развитием производительных сил и отношений обмена». 45с. |
16 |
15. Идеология - Выведение действительности из представлений о ней (антидюринг). Первая идеология -государственная - это «объединение всего общества с целью защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений», на самом деле государство оккупировано одним классом, главенствующим в производстве. Идеология низкого порядка - юридическая, правовая. Высокого - философия и религия. |
Комментарии