| Письма к самому себе №80 |
| 1 | Что такое «стандартный режим работы мозга» и как он позволяет понять сознание и процесс медитации В Индии уже более двух тысячелетий рассказывают историю про йога, который уединился высоко в горах, чтобы вдали от людской суеты достичь внутреннего освобождения. Проведя многие годы в своей пещере за медитативной практикой, он достиг, наконец, наивысших ступеней транса самадхи и решил, что теперь путь его окончен. |
| 2 | Пробил час нести обретённое знание людям, так что йог взял свой походный посох и направился в лежащий в предгорье городок. Там царило сущее столпотворение. Все улицы были запружены людьми, которые спешили на базар или же возвращались домой с покупками, в общем, занимались своими повседневными и шумными делами. Привыкший к компании солнца и ветра, птиц и деревьев, аскет был ошеломлён этой сутолокой и покорно позволил потоку людей нести себя вперёд, как позволил бы это течению реки. |
| 3 | Толпа затянула его в свой густой водоворот, спешно повлекла куда-то и вдруг внезапно остановилась. Все принялись расступаться, чтобы дать дорогу проезжавшему по городу кшатрию – местному индийскому аристократу. Йог оказался зажат между непочтительно пихающимися и кричащими людьми, и какой-то мальчик впереди подался назад и всем весом наступил подвижнику на ногу. В гневе и возмущении аскет занёс было посох, чтобы проучить мелкого негодника, но рука замерла на полпути. |
| 4 | Он отчётливо увидел и свой гнев, и последовавшую автоматическую реакцию – увидел то, что он только что хотел сделать. Дав людскому морю пройти мимо и сквозь себя, он развернулся и отправился назад, в горы, медитировать дальше. Увы, произошедшее с почтенным йогом не есть редкий частный случай. Скорее это как раз-таки правило, и среди тех, кто посвятил долгие годы жизни работе с сознанием большая часть, кажется, едва ли сделали и пару шагов вперёд. |
| 5 | Слова их становятся громче и обильнее, но дела всё так же мелки, как и в самом начале. Более того, в отличие от аскета из древней истории, им не приходит в голову признать свои ошибки и удалиться для продолжения работы и исследования. Потерпев поражение и не получив даже самых начальных результатов, эти люди начинают учить других секретам покорения высочайших вершин. Мне нередко доводилось наблюдать этот парадокс. |
| 6 | Человек, который раздражителен, суетлив, завистлив, тщеславен и которого очень легко вывести из себя ежедневно и авторитетно рассуждает о гармонии, равновесии, счастье, медитации и обучает других росту и освобождению. Злая усмешка судьбы остаётся как будто бы незамеченной ни им самим, ни его публикой. Столь горько обманывать себя и вести других по заведомо гиблым маршрутам есть великая личная и социальная трагедия. |
| 7 | Её причина, причина бесполезности или по крайней мере очень ограниченной полезности большинства техник преподавания медитации от фитнес-центров Запада до ашрамов Индии и монастырей Тибета – трояка. Прежде всего, это сложность самих поставленных задач, но также лень и невежество учащихся и учителей. Именно невежество при этом оказывается главным камнем преткновения, на что справедливо указывал Будда. |
| 8 | Дело в том, что как только мы искореняем его и приобретаем ясное видение существа дела, в нас рождается мотивация действовать. Появляются силы и решимость критически проверять, исследовать и совершенствовать свой арсенал, благодаря чему и стоящие перед нами проблемы становятся разрешимы. Практика медитации лишь тогда эффективна, когда основана на знании, и первым необходимым шагом в его формировании будет разобраться, что она такое. |
| 9 | Чтобы дать определение её природы, прибегнем к уже не раз использованному приёму. Соединим в уме сотни разнородных явлений, на которые в разные эпохи и в разных культурах клеили этот ярлычок, и попробуем отыскать между ними общий знаменатель. Довольно быстро окажется, что всё многообразие медитативных методик от произнесения мантр и визуализаций божества в индуизме, танцев дервишей в исламском мистицизме и вплоть до буддистских техник сходятся в двух принципиальных моментах. |
| 10 | С одной стороны, у них есть общая цель – изменение состояния или свойств сознания. С другой же, эта трансформация всегда достигается за счёт применения заключенных внутри самого индивида психических сил, планомерного напряжения человеческой воли. Так, принятие психоактивного вещества не будет названо медитацией. Вне всяких сомнений, оно повлияет на работу нашей психики, но произойдет это благодаря воздействию внешнего по отношению к нам агента. |
| … |
Комментарии